Словарь терминов. Словарь художественных терминов Термины изобразительного искусства линия

Выберете из списка интересующее вас слово:


Абстракционизм - одернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.

Произведения абстракционизма основаны исключительно на формальных элементах: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация. Различают геометрический и лирический абстракционизм.
Abstractionnisme
Gegenstandslose kunst
лат.Abstractus - отвлеченный


Авангардизм - Совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.
Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.
фр.Avant-garde - передовой отряд


Акварель - Краска, для изготовления которой используется водорастворимые связующие, например гуимиарабик. Обычно акварель растворяется водой до прозрачного состояния и наносится на бумагу широкими пятнами, известными под названием размывками. Незакрашеная поверхность белой бумаги вызывает впечатление просвечивания, а затекающие друг на друга акварельные пятна создают градации тона (Джон Мэрин). Aкварель быстро вьсыхает и компактна, поэтому она традиционно используется как техника эскизов на пленэре.


Акварельная краска - Это краски с растительным клеем в качестве связующего вещества. Их отличает чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеющих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). Акварель бывает
- твердая (в плитках)
- полумягкая (в керамических чашечках)
- мягкая (в тюбиках).


Акварельная техника - Техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя.

Акварельной краской можно создавать различные типы рисунков:
- прозрачные, основанные на лессировках, без применения белил, и
- кроющие, с применением белил (корпусная техника).

Главное отличительное свойство акварели - прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги.

При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения.

Известно несколько приемов акварельной техники:
"акварелированный рисунок" - соединение легкого, прозрачного слоя с рисунком карандашом или пером
"итальянская акварель" - работа по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней
"английская акварель" - работа по сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.


Акватинта - Изобретена во Франции в середине 18 века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 1000 оттисков.


Акриловая краска, акрил - Синтетический краситель, впервые примененный в 194O-е годы соединивший свойства масла и акварели Может быть использован для получения разных эффектов - от прозроч-ных размывок до пастозных мазков.


Ампир - Стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве Западной Европы, для которого:
- характерны строгие архитектурные формы: дорический и тосканский ордера; и
- обращение к дрепнеегипетским декоративным формам: военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.
фр.Empire - империя


Антиискусство - Считается, что этот термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года Mаpceль Дюшан. Примером антиискуства может служить сделанная им непристойная надпись и усы добавленные к репродукции картины Мона Лиза Леонардо до Винчи. Термин включает также большинство анархических экспериментов дадаистов. Впоследствии термин использовали концептуалисты 1960-х годов для обозначений творчества художников отказавшихся от традиционной практики искусства или по крайней мере, от создания произведении, предназначенных на продажу. Выставка Джона Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.


Арт брют, искусство аутсайдеров - Французский термин Аrt Brut, придуманный Жаном Дюбюффе, переводится как грубое искусство, но часто применяется в отношении искусства аутсайдеров. Он используется для обозначения искусства, созданного непрофессиональными авторами, но связанными с художественной средой - детьми, душевнобольными или преступниками (Алфред Уоллис, Адольф Вельфли). Иногда считается, что подобное искусство более подлинно и непосредственно выражает чувства, чем многие музейные произведения.


Ассамбляж - Включение в произаедение искусства трехмерных нехудожественных материалов и найденных объектов, берущее свое начало в технике коллажа. Ассамбляж уходит корнями в искусство начала XX века, когда Пабло Пикассо начал использовать в куфисткческих конструкциях реальные предметы -например, добавил в свою остроумную скульптуру Рюмка абсента настоящую ложку. Одним из наиболее ранних и известных примеров ассамбляжа было велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, которое он назвал термином реди-мейд. Позднее дадаисты и сюрреалисты строили свое искусство на удивительных сопоставлениях не связаных между собой предметов и образов. Техника ассамбляжа стала особенно популярна в конце 1950-х годов когда художники, например Арман и Джим Дайн, широко включали в живопись и скульптуру посторонние материалы, в том числе еду и разнообразные отходы. Распространение асамбляжа в XX веке свидетельсьвуют о росте бунтарских настроений по отношению к традиционным техникам искусства.


Аэрограф - Прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др. А. различных размеров и конструкций применяют для разрисовки тканей, при изготовлении театральных декораций и крупноформатных настенных плакатов, для ретуширования фотонегативов, фотоотпечатков и иллюстраций и т. д


Аэрография - Техника живописного письма аэрографом по трафарету. Аэрография используется: - в декорировании керамики; - в разрисовке тканей и театральных декораций; - в книжной графике; - в изготовлении крупноформатных плакатов. Трафарет для аэрографии: - изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок; и - размещается на поверхности предмета.

  • 5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.
  • 6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.
  • 7. Обучение рисованию в учебных заведениях России в 18-19 веках.
  • 8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.
  • 11. Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
  • 12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы в.С. Кузин, б.М. Неменский, б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.
  • 14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах
  • 15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.
  • 16. Планирование уроков изобразительного искусства во 2-ом классе.
  • 17. Планирование урока изобразительного искусства в 3 классе
  • 1. Объясните значение слова.
  • 2. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
  • 1. Игра-пантомима “Живые скульптуры”.
  • 2. Игра «Лучший экскурсовод».
  • 22. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству. Организация работы факультативов по изобразительному искусству. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.
  • 2. Организация работы факультативов по изобразительному искусству.
  • 3. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 23. Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся. Методика проведения изо – тестов и контрольных заданий.
  • 24. Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов. Дифференциация и индивидуализация обучения изобразительному искусству.
  • 25.Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах
  • 26. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских, учебных и творческих работ»
  • 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.
  • 28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.

    Специфика мышления младших школьников заключается в возрастных особенностях восприятия и малом визуальном опыте.

    Познавая, ребенок переносит свое восприятие окружающего мира в графические изображения. Педагогическая модель развития визуального мышления младших школьников, учитывая их возрастные особенности, может быть представлена как система целостного формирования его компонентов: зрительно-моторная координация, основные мыслительные операции, воображение.

    Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаем им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством. Художественные знания, полученные детьми, умение эмоционально воспринимать произведения искусства, приобретенные навыки собственной творческой деятельности - все это действенные средства развития у ребят интереса к искусству, потребности в художественной творческой деятельности. В узком смысле слова совокупность знаний, умений и навыков называют изобразительной грамотой. Один из компонентов графической грамотности - это словесные определения и понятия, специальные термины. Учитель прибегает к ним, объясняя детям, что и как нужно нарисовать, а дети - в беседе с учителем и между собой - тоже приучаются к этим специальным словам, постепенно расширяют их смысл и значение.

    Изобразительное искусство подразделяется на виды: живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство и архитектура.

    Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

    Графика - (греч. «пишу») - вид искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

    Скульптура - (лат. <вырезаю, высекаю») вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

    Декоративно-прикладное искусство область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов. Начинают знакомиться в 1 классе, углубляют и расширяют в последующих.

    В первом классе дети знакомятся с их отличительными особенностями (живопись - картина, графика - иллюстрация, декоративно-прикладное искусство, скульптура - игрушка.). Понятия: основные цвета - те, которые не могут быть составлены из других цветов. Это красный, желтый, синий; составные цвета- те, которые составляются из основных: оранжевый, фиолетовый, зеленый. Вводится понятие палитра, небольшой кусок бумаги, картона, доски, стекла, на котором смешиваются краски во время работы. Учитель демонстрирует приемы составления оранжевого, фиолетового, зеленого цветов. Также изучаются звучания цветов получаемых в результате смешивания основных цветов с белой и черной краской.

    Во втором классе учитель более подробно рассказывает о живописи. Вводится понятие художник-живописец, а также следующие термины:

    Пейзаж - это произведения изобразительного искусства, на котором отражена окружающая нас природа. Мастерская - помещение, в котором работает художник.

    Гуашь – густая, кроющая краска, предполагающая плотный, непрозрачный мазок. Акварель (от лат. - вода) - краски, которые разводятся водой. В отличие от гуаши акварельные краски прозрачны, акварельный мазок можно накладывать послойно друг от друга. Пастель (мелки) (от итал. - тесто) - из разноцветных порошков пигмента, с помощью мела и смолы замешивают специальное тесто, из него делают небольшие палочки и сушат их. Масло - краткое обозначение масляной живописи. Масляные краски разводятся специальными разбавителями. Холст - льняное полотно, в живописи - тканая основа, на которую наносится слой грунта. Термин «полотно» в переносном значение обозначает отдельное произведение живописи.

    Большое значение для развития художественного вкуса детей и расширению их кругозора имеет знакомство с народным прикладным искусством (З класс). Со второго класса дети начинают обращаются к графическому материалу. Учитель должен объяснить отличие живописи от графики и рассказать о самых распространенных графических материалов: уголь, тушь.

    Осознанное знакомство со скульптурой (начиная со второго класса) как видом изобразительного искусства наблюдаются на уроках лепки.

    В начальных классах дети знакомятся с понятием и законами композиция (от лат. - сочинение, составление, расположение)- взаимосвязь элементов художественного произведения, от которого зависит весь его смысл и строй

    К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел Беларуси.

    Литература:

      Изобразительное искусство в школе: Сборник материалов и документов/ Виноградова, Г.Г. - М.: «Просвещение», 1990. - 175 с.

      Костерин, Н.П. Учебное рисование - М.: «Просвещение», 1984. - 240 с.

      Кузин, B . C . Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах - М.: «Просвещение», 1984. - 318 с.

      Полунина, В.И. Искусство и дети. Из опыта работы учителя - М.: «Просвещение», 1982ю- 191 с.

    "

    КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

    [Составлено по "Краткому словарю терминов изобразительного искусства". М., "Советский художник", 1965.]

    Архаика - в истории искусства древнегреческое искусство VII–VI веков до н. э.

    Барокко - стиль, получивший развитие в XVII и первой половине XVIII века в искусстве ряда европейских стран. В его основе стремление к величественности, патетичности, драматизму, передаче сложных чувств.

    Бытовой жанр - область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.

    Возрождение, Ренессанс - эпоха расцвета культуры в странах Западной Европы XV–XVI веков, складывавшаяся под знаком новых идеалов гуманизма, утверждавших красоту и достоинство деятельной, волевой человеческой личности.

    Доличное письмо - термин древнерусской живописи, обозначающий исполнение пейзажа, архитектуры, утвари, одежды - всего, кроме лиц и не закрытых одеждой частей тела.

    Импрессионизм (фр. impression - впечатление) - направление во французской живописи 70 - 90-х годов прошлого века.

    Классицизм - художественное направление в европейском искусстве XVII–XIX веков, выражающее идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных и незыблемых "законах разума". Поздний классицизм (т. н. ампир) приобретает черты помпезности.

    Колорит - характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения.

    Ксилография - гравюра на дереве.

    Литография - гравюра на камне или металлической пластинке.

    Маньеризм (фр. manierisme - вычурность, манерность) - художественное течение в итальянском искусстве XVI века, основанное на формальном истолковании приемов, "манер" художников Высокого Возрождения.

    "Мир искусства" - петербургское объединение художников конца XIX - начала XX веков.

    Мифологический жанр - жанровая разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологии.

    Модель - человек, позирующий художнику.

    Мольберт - деревянный станок для живописи.

    Натюрморт (фр. nature morte - "мертвая натура") - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению обихода, снеди.

    Офорт - разновидность углубленной гравюры на металле.

    Палитра - 1. Небольшая четырехугольная или овальная доска, на которой художник смешивает краски во время работы. 2. Перечень красок, которыми пользуется художник.

    Передвижники - участники Товарищества передвижных художественных выставок, объединения русских художников-реалистов демократического направления XIX - начала XX века.

    Пленэр - правдивое отражение красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных природных условиях; живопись на открытом воздухе.

    Постимпрессионизм - направление в изобразительном искусстве, появившееся вслед за импрессионизмом и существовавшее до первой мировой войны.

    Прорись - в древнерусской живописи - контурный рисунок на бумаге, служивший живописцу образцом.

    Романтизм - направление в европейском искусстве 20 - 30-х годов XIX века, пришедшее на смену классицизму. В искусстве Р. большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание.

    Светотень - одно из основных средств изобразительного искусства, строго закономерные градации светлого и темного.

    Союз русских художников - одно из крупнейших московских выставочных объединений перед Октябрьской революцией.

    Фреска - роспись по свежей известковой штукатурке.

    Фриз - изобразительная или орнаментальная композиция в виде горизонтальной полосы, расположенная на верхней части стены внутри или снаружи помещения.

    Эстамп - отпечаток с гравюрной доски.

    Этюд - произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненное целиком с натуры,

    Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия Павловна

    БЕСЕДА ВОСЬМАЯ О других проблемах изобразительного решения снимка Часть и целое. Изобразительное решение фотографической картины – процесс достаточно сложный. Например, добиться равновесия или акцента на главном – это еще только начало изобразительного оформления

    Из книги Другая история искусства. От самого начала до наших дней [с иллюстрациями] автора Жабинский Александр

    Возникновение изобразительного искусства Экспонирование, представление объекта публике, возникло раньше самого искусства: охотник, принося добычу, выставлял ее на всеобщее обозрение. Этот акт мог сопровождаться групповой пантомимой и прочими выражениями радости. Со

    Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

    Из книги Теория и практика перевода автора Паршин Андрей

    Краткий словарь переводческих терминов Абзацно-фразовый перевод - перевод, осуществляемый на уровне отдельных предложений или абзацев, переводимых последовательно одно за другим.Авторизованный перевод - апробированный автором перевод оригинального

    Из книги В поисках деревянного слона. Облики Парижа автора Бетаки Василий Павлович

    Из книги Ководство автора Лебедев Артём Андреевич

    Из книги Конец времени композиторов автора Мартынов Владимир Иванович

    Из книги Политика поэтики автора Гройс Борис Ефимович

    Из книги Живописцы Итальянского Возрождения автора Бернсон Бернард

    Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

    Упадок искусства В мое намерение входило набросать очерк по теории искусства, в частности искусства фигурного изображения и специально фигурной живописи. Я выбрал примеры из итальянского Возрождения не только потому, что я близко знаком с искусством Италии, но также и

    Из книги Искусство ручного ткачества автора Цветкова Наталья Николаевна

    Словарь архитектурных терминов Акант (фр. acanthe, от греч. akantha) - пластическое украшение в форме стилизованных листьев одноименного южного растения на капителях колонн и в различных видах орнамента.Антаблемент (фр. entablement) - балочное перекрытие пролета или завершение

    Из книги Поэтический мир прерафаэлитов автора Моррис Уильям

    Биографический словарь Адамсон Амандус Генрих (1855–1929)Эстонский скульптор. Учился в Петербургской Академии художеств (1876–1879); в 1907 году получил звание академика. Наиболее известная работа скульптора - памятник погибшему русскому броненосцу «Русалка» (1902 г.) в парке

    Из книги Учимся фотографировать автора Эртон Дэни

    Из книги Дизайн техносферы [Очерки эволюции] автора Курушин Владимир Дмитриевич

    КРАТКИЙ СОН Земля, ей веки на века сомкни, Усталые глаза ее накрой, Всю обними, веселье отгони, И шум, и смех, и звонких звуков рой. Вопросов нет, ответов тоже нет; Она свободной не была такой От горестей своих, что с ранних лет Тревожили. На рай похож

    Из книги автора

    Из книги автора

    Алфавитный указатель имен и терминов А АбажурАвантитулАвтомобиль:- джип- кабриолет- лимузин- мини-вэн- пикап- репликар- седан- с кузовом бескрылой формы- слим- смарт-карАгрегатированиеАйв ДжонатанАкциденцияАльберти Леон

    К изобразительному искусству относится искусство, в котором художник выражает свои мысли и чувства через изображение человека, природы, предметов, явлений видимого мира и воспринимается оно зрителем при помощи зрения. Видами изобразительного искусства являются: живопись, скульптура, графика, декоративно - прикладное искусство, архитектура .

    ЖИВОПИСЬ - один из основных видов изобразительного искусства. Художник воспроизводит на холсте, дереве, плоскости стены и т.п. предметы и явления реальной или фантастической действительности. Образы в живописи цветные, их создают, нанося на плоскость слой красок.

    Живопись также подразделяется по технике исполнения: т е м п е р а, м а с л я н а я, ф р е с к а, а к в а р е л ь, п а с т е л ь, м о з а и к а.

    Живопись также бывает: м о н у м е н т а л ь а я (больших размеров, связана с архитектурой - это фреска и мозаика); с т а н к о в а я (на картине, ограничена рамой, выполняется на мольберте масляными красками, акварелью. пастелью); д е к о р а т и в н а я (украшает предметы, архитектурные сооружения); т е а т р а л ь н а я (декорации для спектаклей); м и н и а т ю р а (очень малых размеров, на шкатулках, медальонах).

    Цвет - основное средство выразительности в живописи. Цвет бывает чистым (локальным) и сложным, с оттенками. Способ наложения красок также бывает разным - эти осязаемые особенности поверхности живописных произведений называют ф а к т у р о й. Благодаря фактуре можно установить авторство картины, т.к. у каждого художника своя манера живописи, как и почерк.

    Кроме того, живопись делится на жанры:

    • Бытовой (очень распространенный, изображение бытовых сцен, повседневной жизни)
    • Исторический (изображение реальных исторических событий)
    • Портрет (изображение человека; различают - п а р а д н ы й портрет, где главное - внешнее сходство и социальное положение человека и и н т и м н ы й, п с и х о л о г и ч е с к и й, где главное - передача внутреннего состояния человека, его душевных качеств; есть портреты обнаженных натур, которые называются н ю, но именно о б н а ж е н н ы х, а не голых, которые бывают только в бане или на пляже, а в искусстве всегда обнаженные или нагие).
    • Батальный (изображение военных действий, сражений)
    • Пейзаж (изображение картин природы, морской пейзаж называют " марина")
    • Натюрморт (в буквальном переводе с французского "мертвая природа", изображение неодушевленных предметов, домашней утвари, плодов, цветов, трофеев рыбалки и охоты и пр.)
    • Мифологический (изображение сказочных, фантастических сюжетов);
    • Анималистический (редкий жанр, изображение животных и птиц);
    • Интерьер (изображение помещений с мебелью. картинами и пр.).

    Графика - рисунок на бумаге или картоне пером, карандашом, углем, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих рисунок в большом количестве. Произведения графики - это рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, спичечные этикетки, плакаты, почтовые марки, карты, газетные карикатуры, товарные упаковки, афиши и т.п.

    Скульптура - объемный вид изобразительного искусства. Объём - главное средство выразительности в скульптуре. Скульптура бывает к р у г л а я и р е л е ф. Круглую скульптуру можно посмотреть и обойти со всех сторон. А рельеф - это выпуклое изображение, частично выступающее на плоскости. Скульпторы используют разные материалы и соответственно, разные техники исполнения: из глины - лепка, из камня - высекание, из дерева - вырезание, из металла - отливка.

    Декоративно - Прикладное искусство (сюда относятся предметы, в основном,бытовые, исполненные по законам красоты. Это одежда, мебель, посуда, украшения и т.д.).

    Архитектура - не является напрямую изобразительным искусством, однако, условно ее все же относят к нему. Архитектура - это искусство создавать здания и сооружения по законам красоты. Главное в архитектуре - "Прочность. Польза. Красота." И все это взаимосвязано.

    ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ.

    Автопортрет - портрет художника, выполненный им самим.

    Абстракционизм - направление модернизма

    Алебастр - гипсовый камень , употребляемый для различных поделок.

    Ампир - ("империя") , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики.

    Амфора - античный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками ; обычно использовался для хранения вина и растительного масла.

    Ансамбль - оформленная как целое группа зданий, сооружений.

    Антитчность - культура Древней Греции и Древнего Рима.

    Арабески - арабский орнамент

    Акварель - живопись водяными красками, водяная краска.

    Арка - дугообразное перекрытие проемов в стене (окон, дверей, ворот).

    Аркада - ряд опирающихся на колонны или столбы дугообразных проемов в стене.

    Архаика, Классика, Эллинизм - периоды в искусстве Древней Греции.

    Архаический - древний.

    Анималистический - жанр живописи, изображение животных, птиц.

    Аппликация - украшение, узор или рисунок,созданный путем наложения цветных кусочковткани или бумаги.

    Бюст - скульптурное изображение человека: голова или верхняя часть тела без рук.

    Биеннале - выставка через каждые два года.

    База - основание, нижняя часть колонны.

    Базилика - продолговатое здание из трех и более нефов, причем средняя - выше других.

    Барельеф - скульптурное изображение, слегка выступающее на плоскости.

    Барокко - художественный стиль, буквально с итальянского "причудливый, вычурный". Художественная задача - ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

    Ведута - сельский или городской пейзаж, точно воспроизведенный.

    Витраж - выполненная из кусочков цветного стекла декоративная плоскость, вставленная в окна, двери.

    Возрождение (с ит. РЕНЕССАНС) - величайший прогрессивный переворот в историии человечества.

    Волюта - средняя часть капители с закрученными углами в виде завитков.

    Высокий ренессанс - расцвет эпохи Возрождения.

    Галерея - длинный торжественный проход, соединяющий отдельные дворцовые помещения; художественная галерея - место расположения произведений искусства

    Гармония - созвучие

    Глазурь - стекловидное покрытие на керамических изделиях.

    Гемма - камень с вырезанным углубленным изображением.

    Готический стиль - средневековый стиль в архитектуре, здания легкие, с устремленными вверх остроконечными башнями.

    Графика

    Гравюра - печатная графика, рисунок наносится ножом или иглой на деревянную (ксилография) или металлическую (офорт) доску, на камень (литография), линолеум (линогравюра).

    Дорический, Ионический, Коринфский - ордера, стили Древней Греции.

    Драпировка - ткань, художественно уложенная в складки

    Живопись - вид изобразительного искусства.

    Импрессионизм (в переводе с французского "впечатление") - художественное направление в искусстве. Художник изображает первое впечатление с помощью точек и мелких мазков наподобие запятых.

    Инталья - резной камень с врезанным изображением.

    Интарсия - мозаика, орнамент или картина из деревянных пластинок разного цвета, используемая главным образом для украшения мебели

    Камея - резной драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым изображением.

    Классицизм - художественный стиль, в переводе с латинского "образцовый", взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождени я. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.

    Карниз - выступ по краю крыши.

    Капитель - верхняя часть колонны.

    Капелла - небольшое строение для молитвы и других религиозных обрядов в католических соборах

    Кватроченто - период раннего Возрождения.

    Кубизм - направление модернизма

    Лессировка - наложение слоя прозрачных или полупрозрачных красок один на другой после высыхания для углубления колорита.

    Масло, Масляная живопись - живопись масляными красками.

    Мозаика - техника в живописи, изображение из мелких кусочков камня, стекла (смальты).

    Нэцке -японская миниатюрная скульптура.

    натюрморт - жанр живописи, изображение неодушевленных предметов.

    Пагода - буддийский храм.

    Пастель - живопись специальными цветными мелками.

    Пилоны - мощные столбы , поддерживающие перекрытие.

    Псевдоготика - ложная готика, возрождавшая архитектурные формы готики.

    Поп - Арт - направление модернизма

    Рельеф - скульптурное изображение, частично выступающее на плоскости.

    Романский стиль - средневековый стиль в архитектуре, здания тяжеловесные, массивные.

    Романтизм - европейский художественный стиль, предполагает изображение переживаний сильной личности, отвергающей обывательское существование, проявляющей наивысшее напряжение творческих и душевных сил.

    Свод - полукруглый потолок.

    Скульптура - объемный вид изобразительного искусства.

    Символизм - направление в живописи модерна

    Сюрреализм - направление модернизма

    Темпера - краска, разведенная на яичном желтке.

    Треченто -Предвозрождение.

    Фронтон - треугольная деталь под крышей с двух сторон.

    Фриз - полоса украшения вдоль перекрытия.

    Фреска - живопись на сырой штукатурке

    Фовизм - направление модернизма

    Футуризм - направление модернизма

    Холст - ткань, натянутая на подрамник, прогрунтованная, для масляной живописи.

    Икона - священная картина в православных странах.

    Нимб - круг над головой святых, символ света вечности.

    Лемех (чешуя) - тонкие деревянные дощечки , подобно чешуйкам, покрывают купола деревянных храмов.

    Парсуна (персона) - портреты в начале 18-го века , схожие с иконописью.

    Пастораль - идиллическая картинка, связанная с природой, с сельской жизнью.

    Эстетика - наука о красоте

    Экспрессионизм - направление модернизма

    Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism ), нью-йоркская школа - течение в абстрактной живопи­си, возникшее в США около 1942 г. Его особенность - предельная спонтанность, импровизационность творческого акта, нередко использование приёма дриппинга (разбрызгивания или выдавливания краски прямо на холст). Такой метод ис­ключает целенаправленно построенную форму, картина запечатлевает последова­тельность действий художника. Один из характерных признаков абстрактного экс­прессионизма - крупный масштаб работ (порой более пяти метров в длину).

    Абстракционизм (от лат. abstractus - «отвлечённый») - общее название ряда течений в изобразительном искусстве XX в., отказавшихся от понимания искус­ства как подражания природе, воспроиз­ведения форм действительности.

    Авангардизм, авангард (франц. avantgarde - «передний край», «передовой от­ряд»), - общее название ряда течений в искусстве XX в., демонстративно порыва­ющих с установившимися художественны­ми традициями (фовизм, кубизм, футу­ризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др.).

    Акварель (франц. aquarelle , от лат. aqua - «вода») - прозрачные краски, разводимые в воде (обычно с клеем) и легко смываемые ею; техника графики и живописи этими красками; произведение, выполненное в та­кой технике.

    Антаблемент (франц. entablement ) - часть ордера, горизонтальная несомая часть архитектурной конструкции.

    Анфилада (франц. enfilade , от enfiler - «нанизывать на нить») - ряд сообщаю­щихся помещений, дверные проёмы кото­рых находятся на одной оси.

    Апсида (от греч. «апсидос» - «свод», «арка») - выступающая часть здания, пе­рекрытая полукуполом или полусводом; в христианских храмах располагается в восточной (алтарной) части.

    Аркада (от франц. arcade ) - ряд одина­ковых арок, опирающихся на столбы, ко­лонны или пилоны.

    Атлант (от греч. «Атлас», «Атлантос») - вертикальная опора в виде скульптурной мужской фигуры, поддерживающей пере­крытие здания.

    Аттик (от греч. «аттикос» - «аттиче­ский») - стенка над карнизом, венчаю­щим сооружение, обычно украшенная рельефом или надписями.

    База (от лат. basis - «шаг», «ступня», «ос­нование») - основание колонны.

    Базилика (от греч. «базилике» - «царский дом») - прямоугольное в плане здание, разделённое внутри столбами или колон­нами на продольные части - нефы; сред­ний (главный) неф при этом, как прави­ло, выше и шире боковых.

    Балюстрада (франц. balustrade ) - ограж­дение, состоящее из ряда фигурных стол­биков (балясин), соединённых перилами.

    Барабан - венчающая часть здания, име­ющая цилиндрическую или многогранную форму, несущая на себе купол.

    Барбизонская школа, барбизонцы - группа французских живописцев, работав­ших в 30-60-х гг. XIX в. преимуществен­но в жанре пейзажа (часто на пленэре в деревне Барбизон близ Парижа).

    Барокко (итал. barocco - «странный», «причудливый») - стиль в европейском ис­кусстве конца XVI - середины XVIII в. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств, большая степень взаи­мопроникновения архитектуры, скульп­туры, живописи. Искусство барокко отли­чается пышностью, экзальтацией образов; ему свойственны контрастность, напря­жённость, динамичность образов, стремле­ние к совмещению реальности и иллюзии.

    Бельведер (итал. belvedere - «прекрас­ный вид») - возвышающаясянад кровлей часть здания в виде беседки или павильо­на; беседка или павильон, расположенные на возвышенности в парке.

    Бисквит (франц. biscuit ) - белый неглазурованный матовый фарфор.

    Болонский академизм направление, возникшее в конце XVI в. и занявшее в XVII в. значительное место в итальянской живописи. По мнению академистов - чле­нов «Академии вступивших на правильный путь», - вечный идеал красоты воплощён в искусстве античности, Возрождения; со­вершенство формы, композиции, высокий уровень техники важнее содержания. В «Академии вступивших на правильный путь» были разработаны принципы обуче­ния художников, которые легли в основу академической системы образования, суще­ствующей до сих пор.

    Брутализм (от англ. brutal - «грубый») - направление в архитектуре Западной Ев­ропы, США и Японии 50-60-х гг. XX в. Его представители стремились к обнажению конструктивной системы постройки, вы­явлению архитектоники простых и под­чёркнуто грубых архитектурных масс.

    Витраж (франц. vitrage , от лат. vitrum - «стекло») - изображение либо орнамент из цветного стекла или другого материала, ко­торый пропускает свет (в окнах, дверях).

    Воздушная перспектива - метод пе­редачи расстояния на плоскости путём смягчения очертаний, уменьшения ярко­сти цвета и т. д.

    Волюта (лат. voluta - «завиток», «спи­раль») - архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка.

    Гемма (лат. gemma ) - драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными

    (инталия) или выпуклыми (камея) изо­бражениями.

    Гиперреализм (англ. hyperrealism , от греч. «гипер» - «сверх» и «реализм») - напра­вление в живописи и скульптуре, возник­шее в 60-70-х гг. в США. В его основе ле­жит детальное копирование фотографии, которая увеличивается при этом до разме­ров большого полотна. Стремясь сохра­нить все особенности фотоизображения, исключить влияние собственного видения, гиперреалисты использовали механиче­ские приёмы копирования: диапроекцию, масштабную сетку, аэрограф (пульвериза­тор) вместо кисти, шлифовку поверхности готовой картины.

    Глазурь (от нем. Glas - «стекло») - стек­ловидное покрытие поверхности изде­лия керамики, закреплённое обжигом. Глиптика (от греч. «глифо» - «выре­заю») - искусство резьбы по драгоценно­му или полудрагоценному камню. Гобелен (франц. gobelin ) - декоратив­ный тканый ковёр.

    Гравюра (франц. gravure ) - вид графи­ки, в котором изображение является от­тиском рисунка, нанесённого на дерево, металл, линолеум и другие материалы; произведение, выполненное в такой тех­нике.

    Грунт (от нем. Grand - «основа») - по­крывающий основу картины (холст, дере­во, картон и т. д.) слой, на который нано­сятся краски.

    Гуашь (франц. gouache ) - непрозрачные краски, растираемые на воде с клеем и примесью белил; живопись такими крас­ками.

    Дадаизм (происхождение неясно: франц. dada - «игрушечный конёк», или итал. dada - «мама», или рус. и румын. - «лад­но», или детский лепет) - литературно-художественное движение, возникшее во время Первой мировой войны. Движение было откровенно нигилистическим, не столько направлением в искусстве, сколько интеллектуальным бунтом, что нашло выражение главным образом в различных акциях, мистифицирующих публику и провоцирующих её на ответ­ную реакцию возмущения. Дадаисты от­вергали планомерное построение произ­ведении искусства, канонизировали случайность, прибегали к приёмам паро­дии на творчество и разрушения художе­ственной формы.

    Декор (от лат. decoro -- «украшаю») - си­стема украшений сооружения или изделия.

    Закомара - в средневековой русской ар­хитектуре полукруглое завершение верх­ней части стены церковного здания.

    Замковый камень - клин, образую­щий середину арки.

    Зернь - крошечные металлические ша­рики, напаянные на проволочный узор или гладкую поверхность ювелирного из­делия.

    Изразец - плитка из обожжённой глины, часто покрытая росписью или глазурью.

    Импрессионизм (от франц. impression - «впечатление») - направление в живопи­си второй половины XIX - начала XX в., зародившееся во Франции, представители которого стремились наиболее естест­венно и непредвзято запечатлеть окружа­ющий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

    Инкрустация (лат. incrustatio - «покры­тие корой») - изображение, орнамент из различных материалов (дерева, металла, мрамора и др.), которые врезаны в поверх­ность изделия или сооружения и отлича­ются от неё цветом или фактурой.

    Инталия (итал. intaglio - «резьба») - ка­мень твёрдой породы (чаще драгоценный) с вырезанным углублённым рельефным изображением в противоположность камее.

    Интерьер (франц. inte "rieur - «внутрен­ний») - внутреннее пространство здания.

    Камея (франц. came "e ) - драгоценный или полудрагоценный резной камень с выпуклым изображением.

    Капелла (итал. capella - «часовня») - в католической и англиканской церковной архитектуре небольшое отдельное соору­жение или помещение для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.; домаш­няя церковь.

    Капитель (лат. capitellum - «головка») - вершина колонны.

    Караваджизм - направление в западно­европейской живописи XVII в. Караваджистами называют группу живописцев раз­ных европейских школ, выступивших последователями реалистических принци­пов творчества Микеланджело да Карава­джо, но воспринявших в его работах пре­жде всего сюжетные, бытовые мотивы, интерес к простонародной натуре, прин­ципы композиции крупнофигурных жан­ровых и евангельских сцен, живописные приёмы, основанные на напряжённости и резкости световых контрастов.

    Кенотаф (греч. «кенотафион» - «пустая могила») - могила, не содержащая по­гребения и отмеченная знаком или памят­ником.

    Керамика (греч. «керамике», от «керамос» -- «глина») - изделия и материалы из глин и их смесей с неорганическими соединениями, закреплённые обжигом.

    Классицизм (от лат. classicus - «образ­цовый») - идейно-художественное на­правление и стиль в европейском искус­стве XVII в.; рассматривал античность как этическую и художественную норму. Ему свойственны гражданственность, героиче­ский пафос, пластическая гармония и яс­ность. Часто этот термин используют по отношению к искусству второй половины XVIII - начала XIX в., особенно к русско­му (см. неоклассицизм ). Коллаж (франц. collage - «наклеива­ние») - приём в изобразительном искус­стве, когда на какую-либо основу наклеи­ваются материалы, отличающиеся от неё по цвету и фактуре; произведение, выпол­ненное с помощью этого приёма.

    Колорит (итал. colorito , от лат. color - «цвет») - сочетание цветовых тонов в про­изведениях изобразительного искусства.

    Конёк - в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение (в виде головы коня или птицы) бревна (охлупня), венча­ющего крышу. В современном словоупо­треблении - верхнее ребро-гребень двух- или четырёхскатной крыши.

    Консоль (франц. console ) - архитектур­ная несущая конструкция: закреплённый в стене или столбе камень, конец балки и т. п. для поддержания карниза, колонны, балкона или предназначенный для уста­новки статуи, вазы.

    Концептуализм (от лат. conseptus - мысль», «представление») - одно из на­правлений в искусстве авангарда, воз­никшее в 60-х гг. XX в. Его особенность со­стоит в принципиальном отказе от воплощения идеи в материале, т. е. в све­дении искусства исключительно к фено­менам сознания (принцип «искусства в голове»). Художники-концептуалисты осваивают знаковые системы, внедряются в поисках форм фиксации идеи в нехудо­жественные сферы (оперирование форму­лами, использование таблиц, чертежей, включение текстовых элементов и т. п.).

    Крипта (греч. «криптэ» - «подземный тайник») - подземное или полуподземное помещение (преимущественно под хором) в западноевропейских католических цер­квах, использовавшееся как почётное мес­то погребения, иногда служившее часовней.

    Ксилография (от греч. «ксилон» - «сруб­ленное дерево» и «графо» - «пишу», «ри­сую») - гравюра на дереве.

    Кунсткамера (нем. Kunstkammer - «ка­бинет редкостей», «музей») - старинное название исторических, естественнонаучных, художественных коллекций, а также помещение для их хранения.

    Курдонёр (франц. cour d "honneur - «по­чётный двор») - парадный двор дворца, особняка или усадьбы, заключённый меж­ду главным фасадом и симметрично рас­положенными выдвинутыми флигелями.

    Лантерна (итал. lanterna - «фонарь») - небольшая башенка на верхушке купола, проёмы которой являются источником верхнего света.

    Лессировка (нем. Lasierung ) - тонкий слой прозрачной краски, который нано­сится на плотный слой живописи для уси­ления или ослабления цветового тона. За­ключительный этап работы над картиной.

    Линейная перспектива - способ передачи трёхмерного пространства на плос­кости, при котором удалённые предметы изображаются уменьшенными по сравне­нию с находящимися ближе.

    Литография (от греч. «литос» - «ка­мень» и «графо» - «пишу», «рисую») - гравюра на камне.

    Лоджия (итал. loggia ) - помещение, от­крытое с одной, двух или трёх сторон, где стену заменяют колоннада, аркада, па­рапет.

    Лубок, народная картинка (название происходит от липового лубка, излюблен­ного материала народного искусства) - произведение народной графики (как правило, печатное), отличающееся про­стотой и доходчивостью образа.

    Майолика (итал. maiolica , от Majolica - старое название острова Майорка) - вид керамики, изделия из обожжённой глины, покрытые глазурью, с яркой рос­писью.

    Мансарда (франц. mansarde - «чердак», по имени французского архитектора XVII в. Франсуа Мансара) - жилое или хозяйственное помещение над верхним этажом под двухскатной, с изломом крышей.

    Маньеризм (от итал. maniera - «мане­ра») - течение в европейском искусстве XVI в, отразившее кризис гуманистиче­ской культуры Возрождения. Внешне сле­дуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Основополагающим тезисом маньеризма является положение о «внутренней идее» (источником которой явля­ется воображение, личное творческое на­чало мастера) как основе художественного образа.

    Марина (итал. marina , от лат. marinus - «морской») - морской вид, картина (ри­сунок, гравюра), изображающая море.

    Масляная живопись - разновидность живописной техники, основанная на при­менении растительного масла в качестве основного связующего вещества, а также на определённых приёмах работы с крас­ками.

    Медальон (франц. me "daillon , от итал. medaglione ) - круглое либо овальное по­ле, окружённое бордюром, часто включа­ющее изобразительную или орнаменталь­ную композицию.

    Модерн (франц. moderne - «новейший», «современный») - стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - на­чала XX в. (другие названия - «ар нуво» во Франции и в Англии, «югендстиль» в Гер­мании, «Сецессион» в Австрии, «либерти» в Италии, «модернисмо» в Испании), ис­пользовавший новые технико-конструк­тивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчёркнуто инди­видуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнамен­тальному ритму и образно-символиче­скому замыслу. Изобразительное и деко­ративно-прикладное искусство модерна отличает поэтика символизма, декоратив­ный ритм гибких, текучих линий, стили­зованный растительный узор.

    Модернизм (от франц. moderne - «новей­ший», «современный») - общее название течений в искусстве конца XIX -XX вв., по­рвавших с классической традицией, тради­циями реализма.

    Модуль (лат. modulus - «мера») - в пла­стических искусствах условная исходная мера, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составля­ющих его частей.

    Мозаика (франц. mosaique ) - изображе­ние или орнамент, выполненные из цвет­ных камней, смальты (кусочков цветного непрозрачного стекла) и т. д.

    Мольберт (нем. Malbrett - «полка для жи­вописи») - деревянный или металличе­ский станок для живописи, на котором на различной высоте (и часто с различным наклоном) укрепляются подрамник с хол­стом, картон, доска.

    Монограмма (от греч. «монос» - «один» и «грамма» - «буква») - сплетённые в ви­де вензеля начальные буквы имени, фами­лии; условный знак, заменяющий подпись на произведении художника.

    Нартекс (позднегреч. «нартекс» - «при­твор») - входное помещение, примы­кающее с западной стороны к христиан­скому храму, предназначенное для лиц, которые не допускаются на богослу­жение.

    Натурализм (от лат. natura - «приро­да») - направление в литературе и искус­стве конца XIX в., стремившееся к упо­доблению художественного познания научному, к объективному и бесстрастно­му изображению реальности (прежде все­го человеческих характеров), их обуслов­ленности физиологической природой и средой.

    Неоимпрессионизм (франц. neoimpressionisme ) - течение в живописи, воз­никшее во Франции около 1885 г., придав­шее методический, научно обоснованный характер разложению сложных тонов на чистые цвета и приёмам письма отдельны­ми мазками.

    Неоклассицизм (франц. neoclassicisme ) - идейно-художественное напра­вление и стиль в европейском искусстве второй половины XVIII - начала XIX в.; направление в европейском искусстве начала XX в., считающие классические традиции искусства античности, Возрож­дения и классицизма высшей художест­венной нормой, идеалом и недосягаемым образцом.

    Неопластицизм (от греч. «неос» - «новый» и «пластика») - доктрина «ис­кусства чистой пластики», выработанная голландским абстракционистом Питом Мондрианом в начале XX в., полагавшая первейшей задачей «денатурализацию форм», очищение природы от иллюзорно­го многообразия и обнажение таящейся в ней первичной схемы.

    Неф (франц. nef , от лат. navis - «ко­рабль») - часть внутреннего помещения христианского храма, ограниченная с од­ной или с обеих продольных сторон ря­дом колонн или столбов.

    Ордер (от лат. ordo - «ряд», «поря­док») - сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архи­тектурной конструкции, их строение и ху­дожественное оформление.

    Офорт (франц. eau forte - «крепкая вод­ка», т. е. азотная кислота) - вид гравюры на металле, где углубления печатной фор­мы создаются травлением металла кисло­тами; оттиск, полученный этим способом гравирования.

    Палитра (от франц. palette - «пластин­ка») - небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.

    Палладианство - направление в евро­пейской архитектуре XVII -XVIII вв., раз­вивавшее принципы, заложенные в твор­честве итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио (1508- 1580).

    Пандус (от франц. pente douce - «поло­гий склон») - наклонная поверхность, за­меняющая лестницу.

    Панно (франц. panneau ) - изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украше­ния стен, потолков.

    Партер (франц. parterre , от par - «по» и terre - «земля») - в садово-парковом ис­кусстве открытая часть парка с газонами и цветниками, водоёмами, бордюрами из кустарника, часто украшаемая скульпту­рой, фонтанами и т. д. Пастель (франц. pastel ) - цветные каран­даши из красочного порошка без оправы; рисунок или живопись, выполненные ими.

    Патина (итал. patina ) - плёнка, образу­ющаяся с течением времени на поверхно­сти медных, бронзовых и латунных пред­метов под воздействием окружающей среды.

    Пейзажный (английский) парк парк с живописной планировочной ком­позицией, созданной как подражание естественной природе. Растения в пей­зажном парке находятся в своём естест­венном состоянии. Важной чертой анг­лийского парка также является его органичное включение в окружающий пейзаж.

    Перспектива (от лат. perspicio - «ясно вижу сквозь») - система изображения пространства и объёмных тел на плос­кости.

    Пилон (греч. «ворота», «вход») - массив­ный столб, служащий опорой для пере­крытий либо установленный при парад­ном входе или въезде.

    Пилястр, пилястра (итал. pilastro , от лат. pila - «столб») - плоский вертикаль­ный выступ стены в виде четырёхгранно­го столба, имеющий те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венча­ющую часть (капитель).

    Пинакотека (от греч. «пинакс» - «карти­на» и «теке» - «вместилище») - хранили­ще живописи, картинная галерея.

    Плафон (франц. plafond - «потолок») - потолок или его центральная часть, украшенные живописным или скульптурным изображением, орнаментом.

    Пленэр (франц. plein air - «открытый воз­дух») - передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в есте­ственных, природных условиях, т. е. под открытым небом, под воздействием сол­нечного света и воздуха. Пленэрной назы­вают живопись на открытом воздухе (вне мастерской). Пленэром - также группы, собранные для коллективной работы на открытом воздухе.

    Подмалёвок - подготовительная стадия работы над картиной: проработка объёма изображённых предметов, фигур общим тоном или несколькими тонами в расчё­те на то, что они будут просвечивать сквозь верхние слои краски.

    Поп-арт (англ. pop art , сокращение от popular art - «популярное, общедоступное искусство») - течение в искусстве 50- 60-х гг. XX в., для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры.

    Портал (нем. Portal , от лат. porta - «вход», «ворота») - архитектурно оформ­ленный вход в здание.

    Портик (от лат. porticus ) - крытый про­ход, образованный колоннадой или арка­дой и расположенной параллельно им стеной, часто образует галерею с откры­той колоннадой, как правило на продоль­ной стороне (но может украшать и тор­цевую сторону) здания, иногда имеет фронтон или аттик. В античной архи­тектуре портики бывали отдельными со­оружениями.

    Постимпрессионизм (франц. postimpressionisme , от лат. post - «после» и франц. impressionisme ) - собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца XIX - начала XX в., декларировавших своё неприятие эстетики импрессионизма и хронологически следующих за ним напра­влений.

    Постмодернизм (англ. postmodernism ) - в 70-90-х гг. XX в. направление в обще­ственной жизни и культуре современных индустриально развитых стран. Харак­терной особенностью постмодернизма является объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приёмов, заимствован­ных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур.

    Примитивизм, наивное искусство - направление в изобразительном искусст­ве конца XIX -XX вв.: программное, созна­тельное упрощение художественных обра­зов и выразительных средств.

    Притвор - входное помещение, примы­кающее к западной стороне церкви, то же, что нартекс.

    Пуантилизм (от франц. poimiller - «пи­сать точками») - художественный приём в живописи: письмо раздельными чётки­ми мазками (в виде точек или мелких квад­ратов), наносящими на холст чистые крас­ки в расчёте на их оптическое смешение в глазу зрителя.

    Пуризм (от лат. purus - «чистый») - на­правление во французском изобразитель­ном искусстве 20-х гг. XX в, провозглашавее необходимость создания искусства декоративного по своим задачам, а по форме предельно строгого, очищенного от деталей и усложнений.

    Растушёвка - растирание на листе бу­маги линий и штрихов, проведённых ка­рандашом, пастелью и т. д.

    Рационализм (от лат. rationalis - «ра­зумный») - совокупность архитектурных направлений первой половины XX в., стремившихся к соответствию архитекту­ры современным представлениям об об­ществе и искусстве и современным дости­жениям науки и техники.

    Реализм (от лат. realis - «действитель­ный», «вещественный») - понятие, харак­теризующее познавательную функцию искусства: объективное отображение дей­ствительности, правда жизни, воплощён­ная специфическими средствами различ­ных стилей и видов искусства. Реализм, понимаемый как тенденция развития ми­рового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-ис­торические формы: наивное жизнеподобие древних наскальных изображений, идеализация античного искусства, оду­хотворённость и одновременно «нату­рализм» поздней готики и т. д. В совре­менной эстетике и искусствознании отсутствует окончательное определение реализма, его хронологических рамок.

    Рельеф (франц. relief , от лат. relevo - «поднимаю») - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углублённым) по отношению к плоскости фона.

    Рефлекс (от лат. reflexus - «отражён­ный») - отсвет, отражённый свет и цвет на какой-либо поверхности.

    Ризалит (от итал. risalita - «выступ») - часть здания, выступающая за основную линию фасада.

    Романтизм - идейно-художественное направление в европейской и американ­ской культуре конца XVIII - первой поло­вины XIX в. Основное в романтическом искусстве - чувства и фантазия автора. Единственное правило в искусстве для ху­дожника-романтика- это верность себе, искренность изобразительного языка. Нередко творения романтиков шокирова­ли общество полным неприятием гос­подствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью.

    Ротонда (итал. rotonda - «круглая») - круглая в плане постройка, увенчанная ку­полом.

    Руст (от лат. rusticus - «грубый», «неотё­санный») - тёсаный камень, лицевая по­верхность которого грубо околота, обыч­но с узким, более гладким кантом по краям.

    Светотень - градации светлого и тёмно­го, распределение различных по яркости цветов, оттенков, позволяющее восприни­мать объём фигуры или предмета и окру­жающую их световоздушную среду. Светотень служит также важным средством эмоциональной выразительности. Символизм (от греч. «симболон» - «знак», «символ») направление в литературе и ис­кусстве Европы конца XIX - начала XX в. Особенностями его являются многознач­ность образов, игра метафор и ассоциа­ций. Представляя разные стили эпохи (поздний романтизм, академизм, постимпрессионшм, модерн), мастера этого напра­вления считали искусство символом непо­знаваемого, мира видений и грёз.

    Скань (от древнерус. «скать» - «сучить», «свивать») - вид ювелирной техники: узор, выполненный из тонкой проволоки (золотой, серебряной и др.), гладкой или свитой в верёвочку.

    Слепок - точная копия скульптурного оригинала, выполненная заливкой гипса или другого материала в снятую с ориги­нала форму (гипсовую, восковую, пласти­линовую).

    Социалистический реализм - теоре­тический принцип и официальное худо­жественное направление, господствовав­шее в СССР с середины 30-х до начала 80-х гг. Его основными принципами были провозглашены правдивое изображение действительности в её революционном развитии, сочетание исторической кон­кретности образов с их героикой и ро­мантикой. Сложилась жёсткая и безапел­ляционная программа социалистического реализма, основанная на прославлении революционной борьбы народа и его во­ждей, советского строя, социалистическо­го строительства и трудового энтузиазма. Художественное творчество определяли лозунги коммунистической идейности, партийности и народности.

    Стека (итал. stecca ) - деревянная, костя­ная или металлическая палочка с расши­ренными в виде лопатки концами, инст­румент скульптора при лепке из глины, воска и других мягких материалов.

    Стела (греч. «стеле» - «столбы») - верти­кально стоящая каменная плита с вырезан­ной надписью или изображением.

    Стиль революции - вызванный к жиз­ни Великой Французской революцией (1789- 1799 гг.) стиль декоративно-при­кладного искусства Франции, отказав­шийся от бесполезной роскоши и обра­тившийся к простым, часто даже простонародным формам бытовых пред­метов.

    Стиль Реставрации - во Франции стиль декоративно-прикладного искусства, полу­чивший распространение после Реставра­ции (1815-1830 гг.), унаследовавший многое от ампира, но полностью утратив­ший присущую ему строгость пропорций и форм. Украшения стиля Реставрации стали чрезмерно тяжеловесными и пыш­ными.

    Супрематизм (от лат. supremus - «наи­высший») - направление в авангардист­ском искусстве России, основанное в 1913 г. К С. Малевичем. Композиции су­прематизма организуются из разноцвет­ных плоскостей, имеющих форму квадра­та, прямоугольника, круга, треугольника, креста. Такие комбинации должны были выразить абсолютные, «высшие» начала

    реальности, постигнутые интуицией ху­дожника.

    Сюрреализм (франц. surrealisme - «сверхреализм») - направление в искус­стве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его мето­дом - разрыв логических связей, заменён­ных субъективными ассоциациями.

    Темпера (итал. tempera , от temperare --«смешивать краски») - краски, растёртые на яичном желтке или на клее, смешанном с маслом, разведённые в воде; техника жи­вописи такими красками.

    Тёплые и холодные цвета - цвета, рас­положенные в тёплой (красный, жёлтый, оранжевый) и холодной (синий, фиолето­вый, зелёный) частях спектра.

    Терракота (итал. terracotta - «обож­жённая глина») - вид керамики, неглазурованные изделия из обожжённой цвет­ной глины с пористым черепком.

    Тон (от греч. «тонос» - «напряжение, «уда­рение», «сила») - 1) световой тон - про­стейший элемент светотени, степени свет­лоты, насыщенности светом отдельного видимого участка - части формы, теневой или освещенной части предмета и т. п.; 2) цветовой тон - исходный, простейший элемент как цвета в действительности, так и колорита в произведениях искусства: ка­чество каждого цветового оттенка, который соответствует отдельному участку натуры или изображения, по отношению к основ­ным цветам спектра. Тон выражает специ­фичность оттенка (например, лимонно-жёлтый, огненно-красный и т. д.) и фиксирует изменения определённого цве­та в сторону большей или меньшей светло­ты, большей или меньшей затемнённости, не затрагивая самой сущности цвета пред­мета; 3) общий тон - цветовой строй ху­дожественного произведения, основной оттенок, обобщающий или подчиняющий себе все цвета картины. Краски в такой «то­нальной живописи» объединены общим то­ном (например, серебристым, золотистым, тёплым, холодным и т. д.).

    Фактура (лат. factura - «обработка») - характер поверхности произведения изо­бразительного искусства, её обработки.

    Фарфор (от перс. «фегфур») - материал, получаемый спеканием глины, каолина (белой глины) и минеральных добавок, имеющий белый плотный (непористый) черепок; изделия из этого материала.

    Фасад (от итал. faccia - «лицо») - внеш­няя сторона, внешний вид, вертикальная поверхность здания или его части.

    Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца) - материал, получаемый спека­нием глины с минеральными добавками, имеющий мелкопористый (в отличие от фарфора) черепок и стекловидное покры­тие, закреплённое обжигом - глазурь ; из­делия из этого материала.

    Филигрань (итал. filigrana , от лат. fllum - «нитка» и «granum » - «зерно») -

    витые узоры из тонкой металлической проволоки, то же, что скань.

    Фовизм (от франц. fauve - «дикий») - те­чение во французской живописи начала XX в., для которого характерно предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных окрашенных плоскостей, заключённых в обобщённый контур, сведение формы к простым очер­таниям при отказе от светотеневой моде­лировки и линейной перспективы.

    Фонарь - то же, что эркер; то же, что лантерна.

    Фреска (от итал. fresco - «свежий», «сы­рой») - живопись по сырой штукатурке темперой.

    Фриз (франц. frise ) - декоративная ком­позиция (изображение или орнамент) в виде полосы на стене, ковре, паркете и т. д.

    Фронтон (франц. fronton ) -- завершение фасада здания (обычно треугольной формы), образованное скатами крыши и карнизом.

    Функционализм (от лат. functio - «ис­полнение») - направление в архитектуреXX в., утверждающее главенство практиче­ских функций, жизненных человеческих потребностей в определении планов и форм сооружений.

    Футуризм (от лат. futurum - «буду­щее») - литературно-художественное на­правление начала XX в. в Италии и Рос­сии. Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее - наступающую эпоху индустриализма, тех­ники, высоких скоростей и темпов жиз­ни. Для живописи футуризма характерны «энергетические» композиции с раздроб­ленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эл­липсы, воронки. Один из основных прин­ципов футуристической картины - симультанность (одновременность), т. е. со­вмещение в одной композиции разных моментов движения.

    Хор (греч. «хорос») - в западноевропей­ских церквах первоначально место перед алтарём, предназначенное для певчих; позднее вся восточная (алтарная) часть храма.

    Хоры - верхняя (на втором ярусе) от­крытая галерея, балкон внутри церкви или зала. На хорах располагались певчие, музыканты, а также орган.

    Центрическое здание - здание в фор­ме круга, квадрата или многоугольника, симметричное относительно вертикаль­ной оси.

    Цоколь (итал. zoccolo ) - нижняя, обыч­но несколько выступающая часть наруж­ной стены здания, сооружения, памятни­ка, лежащая на фундаменте.

    Шатёр - завершение центрических по­строек (колоколен, башен, храмов и др.) в виде четырёхгранной или многогранной пирамиды либо конуса.

    Шпалеры (нем. Spalier , от итал. spalliera ) - безворсовые ковры, вытканные вручную по красочным картонам, соз­данным живописцами.

    Эклектизм (от греч. «эклектикос» - «вы­бирающий») - условное собирательное название периода в развитии архитекту­ры и прикладного искусства европейских

    стран и США середины и второй полови­ны XIX в., отличающегося нередко меха­ническим соединением элементов раз­ных стилей.

    Экспрессионизм (от лат. expressio - «выражение») - течение в литературе и искусстве начала XX в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии, про­возгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусст­ва. Иногда этому понятию придаётся бо­лее широкий смысл - им обозначают со­вокупность явлений в искусстве конца XIX -XX вв., выражающих тревожное, бо­лезненное мироощущение, присущее пе­риодам социальных кризисов и беспо­койств.

    Эмаль (франц e "mail , от франк. smeltan - «плавить») - техника, применяемая в юве­лирном искусстве: прочное стекловидное покрытие, наносимое на металлическую поверхность и закрепляемое обжигом. Существует и холодная эмаль (без обжига). Эмалью называют также непрозрачную глазурь на керамике, белую или цветную, особенно характерную для майолики.

    Эркер (нем. Erker ) - прямоугольный, полукруглый, треугольный в плане, реже многогранный выступ в наружной стене здания, вынесенный за его пределы и освещаемый окнами. Эркер охватывает один или несколько этажей, обычно не опускается до земли.

    Эскиз (франц. esquisse ) - художествен­ное произведение вспомогательного ха­рактера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначаю­щее её замысел и основные композицион­ные средства.

    Этюд (франц. etude - «изучение») - ху­дожественное произведение вспомога­тельного характера, выполненное с нату­ры для тщательного её изучения.