Словарь терминов. Словарь художественных терминов Термины изобразительного искусства линия
Выберете из списка интересующее вас слово:
Абстракционизм
- одернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.
Произведения абстракционизма основаны исключительно на формальных элементах: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация. Различают геометрический и лирический абстракционизм.
Abstractionnisme
Gegenstandslose kunst
лат.Abstractus - отвлеченный
Авангардизм
- Совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.
Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.
фр.Avant-garde - передовой отряд
Акварель
- Краска, для изготовления которой используется водорастворимые связующие, например гуимиарабик. Обычно акварель растворяется водой до прозрачного состояния и наносится на бумагу широкими пятнами, известными под названием размывками. Незакрашеная поверхность белой бумаги вызывает впечатление просвечивания, а затекающие друг на друга акварельные пятна создают градации тона (Джон Мэрин). Aкварель быстро вьсыхает и компактна, поэтому она традиционно используется как техника эскизов на пленэре.
Акварельная краска
- Это краски с растительным клеем в качестве связующего вещества. Их отличает чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеющих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). Акварель бывает
- твердая (в плитках)
- полумягкая (в керамических чашечках)
- мягкая (в тюбиках).
Акварельная техника
- Техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя.
Акварельной краской можно создавать различные типы рисунков:
- прозрачные, основанные на лессировках, без применения белил, и
- кроющие, с применением белил (корпусная техника).
Главное отличительное свойство акварели - прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги.
При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения.
Известно несколько приемов акварельной техники:
"акварелированный рисунок" - соединение легкого, прозрачного слоя с рисунком карандашом или пером
"итальянская акварель" - работа по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней
"английская акварель" - работа по сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.
Акватинта
- Изобретена во Франции в середине 18 века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 1000 оттисков.
Акриловая краска, акрил
- Синтетический краситель, впервые примененный в 194O-е годы соединивший свойства масла и акварели Может быть использован для получения разных эффектов - от прозроч-ных размывок до пастозных мазков.
Ампир
- Стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве Западной Европы, для которого:
- характерны строгие архитектурные формы: дорический и тосканский ордера; и
- обращение к дрепнеегипетским декоративным формам: военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.
фр.Empire - империя
Антиискусство
- Считается, что этот термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года Mаpceль Дюшан. Примером антиискуства может служить сделанная им непристойная надпись и усы добавленные к репродукции картины Мона Лиза Леонардо до Винчи. Термин включает также большинство анархических экспериментов дадаистов. Впоследствии термин использовали концептуалисты 1960-х годов для обозначений творчества художников отказавшихся от традиционной практики искусства или по крайней мере, от создания произведении, предназначенных на продажу. Выставка Джона Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.
Арт брют, искусство аутсайдеров
- Французский термин Аrt Brut, придуманный Жаном Дюбюффе, переводится как грубое искусство, но часто применяется в отношении искусства аутсайдеров. Он используется для обозначения искусства, созданного непрофессиональными авторами, но связанными с художественной средой - детьми, душевнобольными или преступниками (Алфред Уоллис, Адольф Вельфли). Иногда считается, что подобное искусство более подлинно и непосредственно выражает чувства, чем многие музейные произведения.
Ассамбляж
- Включение в произаедение искусства трехмерных нехудожественных материалов и найденных объектов, берущее свое начало в технике коллажа. Ассамбляж уходит корнями в искусство начала XX века, когда Пабло Пикассо начал использовать в куфисткческих конструкциях реальные предметы -например, добавил в свою остроумную скульптуру Рюмка абсента настоящую ложку. Одним из наиболее ранних и известных примеров ассамбляжа было велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, которое он назвал термином реди-мейд. Позднее дадаисты и сюрреалисты строили свое искусство на удивительных сопоставлениях не связаных между собой предметов и образов. Техника ассамбляжа стала особенно популярна в конце 1950-х годов когда художники, например Арман и Джим Дайн, широко включали в живопись и скульптуру посторонние материалы, в том числе еду и разнообразные отходы. Распространение асамбляжа в XX веке свидетельсьвуют о росте бунтарских настроений по отношению к традиционным техникам искусства.
Аэрограф
- Прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др. А. различных размеров и конструкций применяют для разрисовки тканей, при изготовлении театральных декораций и крупноформатных настенных плакатов, для ретуширования фотонегативов, фотоотпечатков и иллюстраций и т. д
Аэрография
- Техника живописного письма аэрографом по трафарету. Аэрография используется: - в декорировании керамики; - в разрисовке тканей и театральных декораций; - в книжной графике; - в изготовлении крупноформатных плакатов. Трафарет для аэрографии: - изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок; и - размещается на поверхности предмета.
30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.
Специфика мышления младших школьников заключается в возрастных особенностях восприятия и малом визуальном опыте.
Познавая, ребенок переносит свое восприятие окружающего мира в графические изображения. Педагогическая модель развития визуального мышления младших школьников, учитывая их возрастные особенности, может быть представлена как система целостного формирования его компонентов: зрительно-моторная координация, основные мыслительные операции, воображение.
Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаем им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством. Художественные знания, полученные детьми, умение эмоционально воспринимать произведения искусства, приобретенные навыки собственной творческой деятельности - все это действенные средства развития у ребят интереса к искусству, потребности в художественной творческой деятельности. В узком смысле слова совокупность знаний, умений и навыков называют изобразительной грамотой. Один из компонентов графической грамотности - это словесные определения и понятия, специальные термины. Учитель прибегает к ним, объясняя детям, что и как нужно нарисовать, а дети - в беседе с учителем и между собой - тоже приучаются к этим специальным словам, постепенно расширяют их смысл и значение.
Изобразительное искусство подразделяется на виды: живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство и архитектура.
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.
Графика - (греч. «пишу») - вид искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Скульптура - (лат. <вырезаю, высекаю») вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Декоративно-прикладное искусство область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов. Начинают знакомиться в 1 классе, углубляют и расширяют в последующих.
В первом классе дети знакомятся с их отличительными особенностями (живопись - картина, графика - иллюстрация, декоративно-прикладное искусство, скульптура - игрушка.). Понятия: основные цвета - те, которые не могут быть составлены из других цветов. Это красный, желтый, синий; составные цвета- те, которые составляются из основных: оранжевый, фиолетовый, зеленый. Вводится понятие палитра, небольшой кусок бумаги, картона, доски, стекла, на котором смешиваются краски во время работы. Учитель демонстрирует приемы составления оранжевого, фиолетового, зеленого цветов. Также изучаются звучания цветов получаемых в результате смешивания основных цветов с белой и черной краской.
Во втором классе учитель более подробно рассказывает о живописи. Вводится понятие художник-живописец, а также следующие термины:
Пейзаж - это произведения изобразительного искусства, на котором отражена окружающая нас природа. Мастерская - помещение, в котором работает художник.
Гуашь – густая, кроющая краска, предполагающая плотный, непрозрачный мазок. Акварель (от лат. - вода) - краски, которые разводятся водой. В отличие от гуаши акварельные краски прозрачны, акварельный мазок можно накладывать послойно друг от друга. Пастель (мелки) (от итал. - тесто) - из разноцветных порошков пигмента, с помощью мела и смолы замешивают специальное тесто, из него делают небольшие палочки и сушат их. Масло - краткое обозначение масляной живописи. Масляные краски разводятся специальными разбавителями. Холст - льняное полотно, в живописи - тканая основа, на которую наносится слой грунта. Термин «полотно» в переносном значение обозначает отдельное произведение живописи.
Большое значение для развития художественного вкуса детей и расширению их кругозора имеет знакомство с народным прикладным искусством (З класс). Со второго класса дети начинают обращаются к графическому материалу. Учитель должен объяснить отличие живописи от графики и рассказать о самых распространенных графических материалов: уголь, тушь.
Осознанное знакомство со скульптурой (начиная со второго класса) как видом изобразительного искусства наблюдаются на уроках лепки.
В начальных классах дети знакомятся с понятием и законами композиция (от лат. - сочинение, составление, расположение)- взаимосвязь элементов художественного произведения, от которого зависит весь его смысл и строй
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел Беларуси.
Литература:
Изобразительное искусство в школе: Сборник материалов и документов/ Виноградова, Г.Г. - М.: «Просвещение», 1990. - 175 с.
Костерин, Н.П. Учебное рисование - М.: «Просвещение», 1984. - 240 с.
Кузин, B . C . Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах - М.: «Просвещение», 1984. - 318 с.
Полунина, В.И. Искусство и дети. Из опыта работы учителя - М.: «Просвещение», 1982ю- 191 с.
" |
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
[Составлено по "Краткому словарю терминов изобразительного искусства". М., "Советский художник", 1965.]
Архаика - в истории искусства древнегреческое искусство VII–VI веков до н. э.
Барокко - стиль, получивший развитие в XVII и первой половине XVIII века в искусстве ряда европейских стран. В его основе стремление к величественности, патетичности, драматизму, передаче сложных чувств.
Бытовой жанр - область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Возрождение, Ренессанс - эпоха расцвета культуры в странах Западной Европы XV–XVI веков, складывавшаяся под знаком новых идеалов гуманизма, утверждавших красоту и достоинство деятельной, волевой человеческой личности.
Доличное письмо - термин древнерусской живописи, обозначающий исполнение пейзажа, архитектуры, утвари, одежды - всего, кроме лиц и не закрытых одеждой частей тела.
Импрессионизм (фр. impression - впечатление) - направление во французской живописи 70 - 90-х годов прошлого века.
Классицизм - художественное направление в европейском искусстве XVII–XIX веков, выражающее идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных и незыблемых "законах разума". Поздний классицизм (т. н. ампир) приобретает черты помпезности.
Колорит - характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения.
Ксилография - гравюра на дереве.
Литография - гравюра на камне или металлической пластинке.
Маньеризм (фр. manierisme - вычурность, манерность) - художественное течение в итальянском искусстве XVI века, основанное на формальном истолковании приемов, "манер" художников Высокого Возрождения.
"Мир искусства" - петербургское объединение художников конца XIX - начала XX веков.
Мифологический жанр - жанровая разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологии.
Модель - человек, позирующий художнику.
Мольберт - деревянный станок для живописи.
Натюрморт (фр. nature morte - "мертвая натура") - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению обихода, снеди.
Офорт - разновидность углубленной гравюры на металле.
Палитра - 1. Небольшая четырехугольная или овальная доска, на которой художник смешивает краски во время работы. 2. Перечень красок, которыми пользуется художник.
Передвижники - участники Товарищества передвижных художественных выставок, объединения русских художников-реалистов демократического направления XIX - начала XX века.
Пленэр - правдивое отражение красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных природных условиях; живопись на открытом воздухе.
Постимпрессионизм - направление в изобразительном искусстве, появившееся вслед за импрессионизмом и существовавшее до первой мировой войны.
Прорись - в древнерусской живописи - контурный рисунок на бумаге, служивший живописцу образцом.
Романтизм - направление в европейском искусстве 20 - 30-х годов XIX века, пришедшее на смену классицизму. В искусстве Р. большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание.
Светотень - одно из основных средств изобразительного искусства, строго закономерные градации светлого и темного.
Союз русских художников - одно из крупнейших московских выставочных объединений перед Октябрьской революцией.
Фреска - роспись по свежей известковой штукатурке.
Фриз - изобразительная или орнаментальная композиция в виде горизонтальной полосы, расположенная на верхней части стены внутри или снаружи помещения.
Эстамп - отпечаток с гравюрной доски.
Этюд - произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненное целиком с натуры,
Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия ПавловнаБЕСЕДА ВОСЬМАЯ О других проблемах изобразительного решения снимка Часть и целое. Изобразительное решение фотографической картины – процесс достаточно сложный. Например, добиться равновесия или акцента на главном – это еще только начало изобразительного оформления
Из книги Другая история искусства. От самого начала до наших дней [с иллюстрациями] автора Жабинский АлександрВозникновение изобразительного искусства Экспонирование, представление объекта публике, возникло раньше самого искусства: охотник, принося добычу, выставлял ее на всеобщее обозрение. Этот акт мог сопровождаться групповой пантомимой и прочими выражениями радости. Со
Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич Из книги Теория и практика перевода автора Паршин АндрейКраткий словарь переводческих терминов Абзацно-фразовый перевод - перевод, осуществляемый на уровне отдельных предложений или абзацев, переводимых последовательно одно за другим.Авторизованный перевод - апробированный автором перевод оригинального
Из книги В поисках деревянного слона. Облики Парижа автора Бетаки Василий Павлович Из книги Ководство автора Лебедев Артём Андреевич Из книги Конец времени композиторов автора Мартынов Владимир Иванович Из книги Политика поэтики автора Гройс Борис Ефимович Из книги Живописцы Итальянского Возрождения автора Бернсон Бернард Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис АлександровичУпадок искусства В мое намерение входило набросать очерк по теории искусства, в частности искусства фигурного изображения и специально фигурной живописи. Я выбрал примеры из итальянского Возрождения не только потому, что я близко знаком с искусством Италии, но также и
Из книги Искусство ручного ткачества автора Цветкова Наталья НиколаевнаСловарь архитектурных терминов Акант (фр. acanthe, от греч. akantha) - пластическое украшение в форме стилизованных листьев одноименного южного растения на капителях колонн и в различных видах орнамента.Антаблемент (фр. entablement) - балочное перекрытие пролета или завершение
Из книги Поэтический мир прерафаэлитов автора Моррис УильямБиографический словарь Адамсон Амандус Генрих (1855–1929)Эстонский скульптор. Учился в Петербургской Академии художеств (1876–1879); в 1907 году получил звание академика. Наиболее известная работа скульптора - памятник погибшему русскому броненосцу «Русалка» (1902 г.) в парке
Из книги Учимся фотографировать автора Эртон Дэни Из книги Дизайн техносферы [Очерки эволюции] автора Курушин Владимир ДмитриевичКРАТКИЙ СОН Земля, ей веки на века сомкни, Усталые глаза ее накрой, Всю обними, веселье отгони, И шум, и смех, и звонких звуков рой. Вопросов нет, ответов тоже нет; Она свободной не была такой От горестей своих, что с ранних лет Тревожили. На рай похож
Из книги автора Из книги автораАлфавитный указатель имен и терминов А АбажурАвантитулАвтомобиль:- джип- кабриолет- лимузин- мини-вэн- пикап- репликар- седан- с кузовом бескрылой формы- слим- смарт-карАгрегатированиеАйв ДжонатанАкциденцияАльберти Леон
К изобразительному искусству относится искусство, в котором художник выражает свои мысли и чувства через изображение человека, природы, предметов, явлений видимого мира и воспринимается оно зрителем при помощи зрения. Видами изобразительного искусства являются: живопись, скульптура, графика, декоративно - прикладное искусство, архитектура .
ЖИВОПИСЬ - один из основных видов изобразительного искусства. Художник воспроизводит на холсте, дереве, плоскости стены и т.п. предметы и явления реальной или фантастической действительности. Образы в живописи цветные, их создают, нанося на плоскость слой красок.
Живопись также подразделяется по технике исполнения: т е м п е р а, м а с л я н а я, ф р е с к а, а к в а р е л ь, п а с т е л ь, м о з а и к а.
Живопись также бывает: м о н у м е н т а л ь а я (больших размеров, связана с архитектурой - это фреска и мозаика); с т а н к о в а я (на картине, ограничена рамой, выполняется на мольберте масляными красками, акварелью. пастелью); д е к о р а т и в н а я (украшает предметы, архитектурные сооружения); т е а т р а л ь н а я (декорации для спектаклей); м и н и а т ю р а (очень малых размеров, на шкатулках, медальонах).
Цвет - основное средство выразительности в живописи. Цвет бывает чистым (локальным) и сложным, с оттенками. Способ наложения красок также бывает разным - эти осязаемые особенности поверхности живописных произведений называют ф а к т у р о й. Благодаря фактуре можно установить авторство картины, т.к. у каждого художника своя манера живописи, как и почерк.
Кроме того, живопись делится на жанры:
- Бытовой (очень распространенный, изображение бытовых сцен, повседневной жизни)
- Исторический (изображение реальных исторических событий)
- Портрет (изображение человека; различают - п а р а д н ы й портрет, где главное - внешнее сходство и социальное положение человека и и н т и м н ы й, п с и х о л о г и ч е с к и й, где главное - передача внутреннего состояния человека, его душевных качеств; есть портреты обнаженных натур, которые называются н ю, но именно о б н а ж е н н ы х, а не голых, которые бывают только в бане или на пляже, а в искусстве всегда обнаженные или нагие).
- Батальный (изображение военных действий, сражений)
- Пейзаж (изображение картин природы, морской пейзаж называют " марина")
- Натюрморт (в буквальном переводе с французского "мертвая природа", изображение неодушевленных предметов, домашней утвари, плодов, цветов, трофеев рыбалки и охоты и пр.)
- Мифологический (изображение сказочных, фантастических сюжетов);
- Анималистический (редкий жанр, изображение животных и птиц);
- Интерьер (изображение помещений с мебелью. картинами и пр.).
Графика - рисунок на бумаге или картоне пером, карандашом, углем, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих рисунок в большом количестве. Произведения графики - это рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, спичечные этикетки, плакаты, почтовые марки, карты, газетные карикатуры, товарные упаковки, афиши и т.п.
Скульптура - объемный вид изобразительного искусства. Объём - главное средство выразительности в скульптуре. Скульптура бывает к р у г л а я и р е л е ф. Круглую скульптуру можно посмотреть и обойти со всех сторон. А рельеф - это выпуклое изображение, частично выступающее на плоскости. Скульпторы используют разные материалы и соответственно, разные техники исполнения: из глины - лепка, из камня - высекание, из дерева - вырезание, из металла - отливка.
Декоративно - Прикладное искусство (сюда относятся предметы, в основном,бытовые, исполненные по законам красоты. Это одежда, мебель, посуда, украшения и т.д.).
Архитектура - не является напрямую изобразительным искусством, однако, условно ее все же относят к нему. Архитектура - это искусство создавать здания и сооружения по законам красоты. Главное в архитектуре - "Прочность. Польза. Красота." И все это взаимосвязано.
ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ.
Автопортрет - портрет художника, выполненный им самим.
Абстракционизм - направление модернизма
Алебастр - гипсовый камень , употребляемый для различных поделок.
Ампир - ("империя") , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики.
Амфора - античный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками ; обычно использовался для хранения вина и растительного масла.
Ансамбль - оформленная как целое группа зданий, сооружений.
Антитчность - культура Древней Греции и Древнего Рима.
Арабески - арабский орнамент
Акварель - живопись водяными красками, водяная краска.
Арка - дугообразное перекрытие проемов в стене (окон, дверей, ворот).
Аркада - ряд опирающихся на колонны или столбы дугообразных проемов в стене.
Архаика, Классика, Эллинизм - периоды в искусстве Древней Греции.
Архаический - древний.
Анималистический - жанр живописи, изображение животных, птиц.
Аппликация - украшение, узор или рисунок,созданный путем наложения цветных кусочковткани или бумаги.
Бюст - скульптурное изображение человека: голова или верхняя часть тела без рук.
Биеннале - выставка через каждые два года.
База - основание, нижняя часть колонны.
Базилика - продолговатое здание из трех и более нефов, причем средняя - выше других.
Барельеф - скульптурное изображение, слегка выступающее на плоскости.
Барокко - художественный стиль, буквально с итальянского "причудливый, вычурный". Художественная задача - ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.
Ведута - сельский или городской пейзаж, точно воспроизведенный.
Витраж - выполненная из кусочков цветного стекла декоративная плоскость, вставленная в окна, двери.
Возрождение (с ит. РЕНЕССАНС) - величайший прогрессивный переворот в историии человечества.
Волюта - средняя часть капители с закрученными углами в виде завитков.
Высокий ренессанс - расцвет эпохи Возрождения.
Галерея - длинный торжественный проход, соединяющий отдельные дворцовые помещения; художественная галерея - место расположения произведений искусства
Гармония - созвучие
Глазурь - стекловидное покрытие на керамических изделиях.
Гемма - камень с вырезанным углубленным изображением.
Готический стиль - средневековый стиль в архитектуре, здания легкие, с устремленными вверх остроконечными башнями.
Графика
Гравюра - печатная графика, рисунок наносится ножом или иглой на деревянную (ксилография) или металлическую (офорт) доску, на камень (литография), линолеум (линогравюра).
Дорический, Ионический, Коринфский - ордера, стили Древней Греции.
Драпировка - ткань, художественно уложенная в складки
Живопись - вид изобразительного искусства.
Импрессионизм (в переводе с французского "впечатление") - художественное направление в искусстве. Художник изображает первое впечатление с помощью точек и мелких мазков наподобие запятых.
Инталья - резной камень с врезанным изображением.
Интарсия - мозаика, орнамент или картина из деревянных пластинок разного цвета, используемая главным образом для украшения мебели
Камея - резной драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым изображением.
Классицизм - художественный стиль, в переводе с латинского "образцовый", взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождени я. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.
Карниз - выступ по краю крыши.
Капитель - верхняя часть колонны.
Капелла - небольшое строение для молитвы и других религиозных обрядов в католических соборах
Кватроченто - период раннего Возрождения.
Кубизм - направление модернизма
Лессировка - наложение слоя прозрачных или полупрозрачных красок один на другой после высыхания для углубления колорита.
Масло, Масляная живопись - живопись масляными красками.
Мозаика - техника в живописи, изображение из мелких кусочков камня, стекла (смальты).
Нэцке -японская миниатюрная скульптура.
натюрморт - жанр живописи, изображение неодушевленных предметов.
Пагода - буддийский храм.
Пастель - живопись специальными цветными мелками.
Пилоны - мощные столбы , поддерживающие перекрытие.
Псевдоготика - ложная готика, возрождавшая архитектурные формы готики.
Поп - Арт - направление модернизма
Рельеф - скульптурное изображение, частично выступающее на плоскости.
Романский стиль - средневековый стиль в архитектуре, здания тяжеловесные, массивные.
Романтизм - европейский художественный стиль, предполагает изображение переживаний сильной личности, отвергающей обывательское существование, проявляющей наивысшее напряжение творческих и душевных сил.
Свод - полукруглый потолок.
Скульптура - объемный вид изобразительного искусства.
Символизм - направление в живописи модерна
Сюрреализм - направление модернизма
Темпера - краска, разведенная на яичном желтке.
Треченто -Предвозрождение.
Фронтон - треугольная деталь под крышей с двух сторон.
Фриз - полоса украшения вдоль перекрытия.
Фреска - живопись на сырой штукатурке
Фовизм - направление модернизма
Футуризм - направление модернизма
Холст - ткань, натянутая на подрамник, прогрунтованная, для масляной живописи.
Икона - священная картина в православных странах.
Нимб - круг над головой святых, символ света вечности.
Лемех (чешуя) - тонкие деревянные дощечки , подобно чешуйкам, покрывают купола деревянных храмов.
Парсуна (персона) - портреты в начале 18-го века , схожие с иконописью.
Пастораль - идиллическая картинка, связанная с природой, с сельской жизнью.
Эстетика - наука о красоте
Экспрессионизм - направление модернизма
Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism ), нью-йоркская школа - течение в абстрактной живописи, возникшее в США около 1942 г. Его особенность - предельная спонтанность, импровизационность творческого акта, нередко использование приёма дриппинга (разбрызгивания или выдавливания краски прямо на холст). Такой метод исключает целенаправленно построенную форму, картина запечатлевает последовательность действий художника. Один из характерных признаков абстрактного экспрессионизма - крупный масштаб работ (порой более пяти метров в длину).Абстракционизм (от лат. abstractus - «отвлечённый») - общее название ряда течений в изобразительном искусстве XX в., отказавшихся от понимания искусства как подражания природе, воспроизведения форм действительности.
Авангардизм, авангард (франц. avantgarde - «передний край», «передовой отряд»), - общее название ряда течений в искусстве XX в., демонстративно порывающих с установившимися художественными традициями (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др.).
Акварель (франц. aquarelle , от лат. aqua - «вода») - прозрачные краски, разводимые в воде (обычно с клеем) и легко смываемые ею; техника графики и живописи этими красками; произведение, выполненное в такой технике.
Антаблемент (франц. entablement ) - часть ордера, горизонтальная несомая часть архитектурной конструкции.
Анфилада (франц. enfilade , от enfiler - «нанизывать на нить») - ряд сообщающихся помещений, дверные проёмы которых находятся на одной оси.
Апсида (от греч. «апсидос» - «свод», «арка») - выступающая часть здания, перекрытая полукуполом или полусводом; в христианских храмах располагается в восточной (алтарной) части.
Аркада (от франц. arcade ) - ряд одинаковых арок, опирающихся на столбы, колонны или пилоны.
Атлант (от греч. «Атлас», «Атлантос») - вертикальная опора в виде скульптурной мужской фигуры, поддерживающей перекрытие здания.
Аттик (от греч. «аттикос» - «аттический») - стенка над карнизом, венчающим сооружение, обычно украшенная рельефом или надписями.
База (от лат. basis - «шаг», «ступня», «основание») - основание колонны.
Базилика (от греч. «базилике» - «царский дом») - прямоугольное в плане здание, разделённое внутри столбами или колоннами на продольные части - нефы; средний (главный) неф при этом, как правило, выше и шире боковых.
Балюстрада (франц. balustrade ) - ограждение, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых перилами.
Барабан - венчающая часть здания, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, несущая на себе купол.
Барбизонская школа, барбизонцы - группа французских живописцев, работавших в 30-60-х гг. XIX в. преимущественно в жанре пейзажа (часто на пленэре в деревне Барбизон близ Парижа).
Барокко (итал. barocco - «странный», «причудливый») - стиль в европейском искусстве конца XVI - середины XVIII в. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств, большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи. Искусство барокко отличается пышностью, экзальтацией образов; ему свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к совмещению реальности и иллюзии.
Бельведер (итал. belvedere - «прекрасный вид») - возвышающаясянад кровлей часть здания в виде беседки или павильона; беседка или павильон, расположенные на возвышенности в парке.
Бисквит (франц. biscuit ) - белый неглазурованный матовый фарфор.
Болонский академизм направление, возникшее в конце XVI в. и занявшее в XVII в. значительное место в итальянской живописи. По мнению академистов - членов «Академии вступивших на правильный путь», - вечный идеал красоты воплощён в искусстве античности, Возрождения; совершенство формы, композиции, высокий уровень техники важнее содержания. В «Академии вступивших на правильный путь» были разработаны принципы обучения художников, которые легли в основу академической системы образования, существующей до сих пор.
Брутализм (от англ. brutal - «грубый») - направление в архитектуре Западной Европы, США и Японии 50-60-х гг. XX в. Его представители стремились к обнажению конструктивной системы постройки, выявлению архитектоники простых и подчёркнуто грубых архитектурных масс.
Витраж (франц. vitrage , от лат. vitrum - «стекло») - изображение либо орнамент из цветного стекла или другого материала, который пропускает свет (в окнах, дверях).
Воздушная перспектива - метод передачи расстояния на плоскости путём смягчения очертаний, уменьшения яркости цвета и т. д.
Волюта (лат. voluta - «завиток», «спираль») - архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка.
Гемма (лат. gemma ) - драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными
(инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.
Гиперреализм (англ. hyperrealism , от греч. «гипер» - «сверх» и «реализм») - направление в живописи и скульптуре, возникшее в 60-70-х гг. в США. В его основе лежит детальное копирование фотографии, которая увеличивается при этом до размеров большого полотна. Стремясь сохранить все особенности фотоизображения, исключить влияние собственного видения, гиперреалисты использовали механические приёмы копирования: диапроекцию, масштабную сетку, аэрограф (пульверизатор) вместо кисти, шлифовку поверхности готовой картины.
Глазурь (от нем. Glas - «стекло») - стекловидное покрытие поверхности изделия керамики, закреплённое обжигом. Глиптика (от греч. «глифо» - «вырезаю») - искусство резьбы по драгоценному или полудрагоценному камню. Гобелен (франц. gobelin ) - декоративный тканый ковёр.
Гравюра (франц. gravure ) - вид графики, в котором изображение является оттиском рисунка, нанесённого на дерево, металл, линолеум и другие материалы; произведение, выполненное в такой технике.
Грунт (от нем. Grand - «основа») - покрывающий основу картины (холст, дерево, картон и т. д.) слой, на который наносятся краски.
Гуашь (франц. gouache ) - непрозрачные краски, растираемые на воде с клеем и примесью белил; живопись такими красками.
Дадаизм (происхождение неясно: франц. dada - «игрушечный конёк», или итал. dada - «мама», или рус. и румын. - «ладно», или детский лепет) - литературно-художественное движение, возникшее во время Первой мировой войны. Движение было откровенно нигилистическим, не столько направлением в искусстве, сколько интеллектуальным бунтом, что нашло выражение главным образом в различных акциях, мистифицирующих публику и провоцирующих её на ответную реакцию возмущения. Дадаисты отвергали планомерное построение произведении искусства, канонизировали случайность, прибегали к приёмам пародии на творчество и разрушения художественной формы.
Декор (от лат. decoro -- «украшаю») - система украшений сооружения или изделия.
Закомара - в средневековой русской архитектуре полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.
Замковый камень - клин, образующий середину арки.
Зернь - крошечные металлические шарики, напаянные на проволочный узор или гладкую поверхность ювелирного изделия.
Изразец - плитка из обожжённой глины, часто покрытая росписью или глазурью.
Импрессионизм (от франц. impression - «впечатление») - направление в живописи второй половины XIX - начала XX в., зародившееся во Франции, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Инкрустация (лат. incrustatio - «покрытие корой») - изображение, орнамент из различных материалов (дерева, металла, мрамора и др.), которые врезаны в поверхность изделия или сооружения и отличаются от неё цветом или фактурой.
Инталия (итал. intaglio - «резьба») - камень твёрдой породы (чаще драгоценный) с вырезанным углублённым рельефным изображением в противоположность камее.
Интерьер (франц. inte "rieur - «внутренний») - внутреннее пространство здания.
Камея (франц. came "e ) - драгоценный или полудрагоценный резной камень с выпуклым изображением.
Капелла (итал. capella - «часовня») - в католической и англиканской церковной архитектуре небольшое отдельное сооружение или помещение для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.; домашняя церковь.
Капитель (лат. capitellum - «головка») - вершина колонны.
Караваджизм - направление в западноевропейской живописи XVII в. Караваджистами называют группу живописцев разных европейских школ, выступивших последователями реалистических принципов творчества Микеланджело да Караваджо, но воспринявших в его работах прежде всего сюжетные, бытовые мотивы, интерес к простонародной натуре, принципы композиции крупнофигурных жанровых и евангельских сцен, живописные приёмы, основанные на напряжённости и резкости световых контрастов.
Кенотаф (греч. «кенотафион» - «пустая могила») - могила, не содержащая погребения и отмеченная знаком или памятником.
Керамика (греч. «керамике», от «керамос» -- «глина») - изделия и материалы из глин и их смесей с неорганическими соединениями, закреплённые обжигом.
Классицизм (от лат. classicus - «образцовый») - идейно-художественное направление и стиль в европейском искусстве XVII в.; рассматривал античность как этическую и художественную норму. Ему свойственны гражданственность, героический пафос, пластическая гармония и ясность. Часто этот термин используют по отношению к искусству второй половины XVIII - начала XIX в., особенно к русскому (см. неоклассицизм ). Коллаж (франц. collage - «наклеивание») - приём в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету и фактуре; произведение, выполненное с помощью этого приёма.
Колорит (итал. colorito , от лат. color - «цвет») - сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства.
Конёк - в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение (в виде головы коня или птицы) бревна (охлупня), венчающего крышу. В современном словоупотреблении - верхнее ребро-гребень двух- или четырёхскатной крыши.
Консоль (франц. console ) - архитектурная несущая конструкция: закреплённый в стене или столбе камень, конец балки и т. п. для поддержания карниза, колонны, балкона или предназначенный для установки статуи, вазы.
Концептуализм (от лат. conseptus - мысль», «представление») - одно из направлений в искусстве авангарда, возникшее в 60-х гг. XX в. Его особенность состоит в принципиальном отказе от воплощения идеи в материале, т. е. в сведении искусства исключительно к феноменам сознания (принцип «искусства в голове»). Художники-концептуалисты осваивают знаковые системы, внедряются в поисках форм фиксации идеи в нехудожественные сферы (оперирование формулами, использование таблиц, чертежей, включение текстовых элементов и т. п.).
Крипта (греч. «криптэ» - «подземный тайник») - подземное или полуподземное помещение (преимущественно под хором) в западноевропейских католических церквах, использовавшееся как почётное место погребения, иногда служившее часовней.
Ксилография (от греч. «ксилон» - «срубленное дерево» и «графо» - «пишу», «рисую») - гравюра на дереве.
Кунсткамера (нем. Kunstkammer - «кабинет редкостей», «музей») - старинное название исторических, естественнонаучных, художественных коллекций, а также помещение для их хранения.
Курдонёр (франц. cour d "honneur - «почётный двор») - парадный двор дворца, особняка или усадьбы, заключённый между главным фасадом и симметрично расположенными выдвинутыми флигелями.
Лантерна (итал. lanterna - «фонарь») - небольшая башенка на верхушке купола, проёмы которой являются источником верхнего света.
Лессировка (нем. Lasierung ) - тонкий слой прозрачной краски, который наносится на плотный слой живописи для усиления или ослабления цветового тона. Заключительный этап работы над картиной.
Линейная перспектива - способ передачи трёхмерного пространства на плоскости, при котором удалённые предметы изображаются уменьшенными по сравнению с находящимися ближе.
Литография (от греч. «литос» - «камень» и «графо» - «пишу», «рисую») - гравюра на камне.
Лоджия (итал. loggia ) - помещение, открытое с одной, двух или трёх сторон, где стену заменяют колоннада, аркада, парапет.
Лубок, народная картинка (название происходит от липового лубка, излюбленного материала народного искусства) - произведение народной графики (как правило, печатное), отличающееся простотой и доходчивостью образа.
Майолика (итал. maiolica , от Majolica - старое название острова Майорка) - вид керамики, изделия из обожжённой глины, покрытые глазурью, с яркой росписью.
Мансарда (франц. mansarde - «чердак», по имени французского архитектора XVII в. Франсуа Мансара) - жилое или хозяйственное помещение над верхним этажом под двухскатной, с изломом крышей.
Маньеризм (от итал. maniera - «манера») - течение в европейском искусстве XVI в, отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Основополагающим тезисом маньеризма является положение о «внутренней идее» (источником которой является воображение, личное творческое начало мастера) как основе художественного образа.
Марина (итал. marina , от лат. marinus - «морской») - морской вид, картина (рисунок, гравюра), изображающая море.
Масляная живопись - разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества, а также на определённых приёмах работы с красками.
Медальон (франц. me "daillon , от итал. medaglione ) - круглое либо овальное поле, окружённое бордюром, часто включающее изобразительную или орнаментальную композицию.
Модерн (франц. moderne - «новейший», «современный») - стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX в. (другие названия - «ар нуво» во Франции и в Англии, «югендстиль» в Германии, «Сецессион» в Австрии, «либерти» в Италии, «модернисмо» в Испании), использовавший новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчёркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство модерна отличает поэтика символизма, декоративный ритм гибких, текучих линий, стилизованный растительный узор.
Модернизм (от франц. moderne - «новейший», «современный») - общее название течений в искусстве конца XIX -XX вв., порвавших с классической традицией, традициями реализма.
Модуль (лат. modulus - «мера») - в пластических искусствах условная исходная мера, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составляющих его частей.
Мозаика (франц. mosaique ) - изображение или орнамент, выполненные из цветных камней, смальты (кусочков цветного непрозрачного стекла) и т. д.
Мольберт (нем. Malbrett - «полка для живописи») - деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте (и часто с различным наклоном) укрепляются подрамник с холстом, картон, доска.
Монограмма (от греч. «монос» - «один» и «грамма» - «буква») - сплетённые в виде вензеля начальные буквы имени, фамилии; условный знак, заменяющий подпись на произведении художника.
Нартекс (позднегреч. «нартекс» - «притвор») - входное помещение, примыкающее с западной стороны к христианскому храму, предназначенное для лиц, которые не допускаются на богослужение.
Натурализм (от лат. natura - «природа») - направление в литературе и искусстве конца XIX в., стремившееся к уподоблению художественного познания научному, к объективному и бесстрастному изображению реальности (прежде всего человеческих характеров), их обусловленности физиологической природой и средой.
Неоимпрессионизм (франц. neoimpressionisme ) - течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г., придавшее методический, научно обоснованный характер разложению сложных тонов на чистые цвета и приёмам письма отдельными мазками.
Неоклассицизм (франц. neoclassicisme ) - идейно-художественное направление и стиль в европейском искусстве второй половины XVIII - начала XIX в.; направление в европейском искусстве начала XX в., считающие классические традиции искусства античности, Возрождения и классицизма высшей художественной нормой, идеалом и недосягаемым образцом.
Неопластицизм (от греч. «неос» - «новый» и «пластика») - доктрина «искусства чистой пластики», выработанная голландским абстракционистом Питом Мондрианом в начале XX в., полагавшая первейшей задачей «денатурализацию форм», очищение природы от иллюзорного многообразия и обнажение таящейся в ней первичной схемы.
Неф (франц. nef , от лат. navis - «корабль») - часть внутреннего помещения христианского храма, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Ордер (от лат. ordo - «ряд», «порядок») - сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архитектурной конструкции, их строение и художественное оформление.
Офорт (франц. eau forte - «крепкая водка», т. е. азотная кислота) - вид гравюры на металле, где углубления печатной формы создаются травлением металла кислотами; оттиск, полученный этим способом гравирования.
Палитра (от франц. palette - «пластинка») - небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.
Палладианство - направление в европейской архитектуре XVII -XVIII вв., развивавшее принципы, заложенные в творчестве итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио (1508- 1580).
Пандус (от франц. pente douce - «пологий склон») - наклонная поверхность, заменяющая лестницу.
Панно (франц. panneau ) - изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украшения стен, потолков.
Партер (франц. parterre , от par - «по» и terre - «земля») - в садово-парковом искусстве открытая часть парка с газонами и цветниками, водоёмами, бордюрами из кустарника, часто украшаемая скульптурой, фонтанами и т. д. Пастель (франц. pastel ) - цветные карандаши из красочного порошка без оправы; рисунок или живопись, выполненные ими.
Патина (итал. patina ) - плёнка, образующаяся с течением времени на поверхности медных, бронзовых и латунных предметов под воздействием окружающей среды.
Пейзажный (английский) парк парк с живописной планировочной композицией, созданной как подражание естественной природе. Растения в пейзажном парке находятся в своём естественном состоянии. Важной чертой английского парка также является его органичное включение в окружающий пейзаж.
Перспектива (от лат. perspicio - «ясно вижу сквозь») - система изображения пространства и объёмных тел на плоскости.
Пилон (греч. «ворота», «вход») - массивный столб, служащий опорой для перекрытий либо установленный при парадном входе или въезде.
Пилястр, пилястра (итал. pilastro , от лат. pila - «столб») - плоский вертикальный выступ стены в виде четырёхгранного столба, имеющий те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель).
Пинакотека (от греч. «пинакс» - «картина» и «теке» - «вместилище») - хранилище живописи, картинная галерея.
Плафон (франц. plafond - «потолок») - потолок или его центральная часть, украшенные живописным или скульптурным изображением, орнаментом.
Пленэр (франц. plein air - «открытый воздух») - передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, т. е. под открытым небом, под воздействием солнечного света и воздуха. Пленэрной называют живопись на открытом воздухе (вне мастерской). Пленэром - также группы, собранные для коллективной работы на открытом воздухе.
Подмалёвок - подготовительная стадия работы над картиной: проработка объёма изображённых предметов, фигур общим тоном или несколькими тонами в расчёте на то, что они будут просвечивать сквозь верхние слои краски.
Поп-арт (англ. pop art , сокращение от popular art - «популярное, общедоступное искусство») - течение в искусстве 50- 60-х гг. XX в., для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры.
Портал (нем. Portal , от лат. porta - «вход», «ворота») - архитектурно оформленный вход в здание.
Портик (от лат. porticus ) - крытый проход, образованный колоннадой или аркадой и расположенной параллельно им стеной, часто образует галерею с открытой колоннадой, как правило на продольной стороне (но может украшать и торцевую сторону) здания, иногда имеет фронтон или аттик. В античной архитектуре портики бывали отдельными сооружениями.
Постимпрессионизм (франц. postimpressionisme , от лат. post - «после» и франц. impressionisme ) - собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца XIX - начала XX в., декларировавших своё неприятие эстетики импрессионизма и хронологически следующих за ним направлений.
Постмодернизм (англ. postmodernism ) - в 70-90-х гг. XX в. направление в общественной жизни и культуре современных индустриально развитых стран. Характерной особенностью постмодернизма является объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приёмов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур.
Примитивизм, наивное искусство - направление в изобразительном искусстве конца XIX -XX вв.: программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств.
Притвор - входное помещение, примыкающее к западной стороне церкви, то же, что нартекс.
Пуантилизм (от франц. poimiller - «писать точками») - художественный приём в живописи: письмо раздельными чёткими мазками (в виде точек или мелких квадратов), наносящими на холст чистые краски в расчёте на их оптическое смешение в глазу зрителя.
Пуризм (от лат. purus - «чистый») - направление во французском изобразительном искусстве 20-х гг. XX в, провозглашавее необходимость создания искусства декоративного по своим задачам, а по форме предельно строгого, очищенного от деталей и усложнений.
Растушёвка - растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведённых карандашом, пастелью и т. д.
Рационализм (от лат. rationalis - «разумный») - совокупность архитектурных направлений первой половины XX в., стремившихся к соответствию архитектуры современным представлениям об обществе и искусстве и современным достижениям науки и техники.
Реализм (от лат. realis - «действительный», «вещественный») - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: объективное отображение действительности, правда жизни, воплощённая специфическими средствами различных стилей и видов искусства. Реализм, понимаемый как тенденция развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие древних наскальных изображений, идеализация античного искусства, одухотворённость и одновременно «натурализм» поздней готики и т. д. В современной эстетике и искусствознании отсутствует окончательное определение реализма, его хронологических рамок.
Рельеф (франц. relief , от лат. relevo - «поднимаю») - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углублённым) по отношению к плоскости фона.
Рефлекс (от лат. reflexus - «отражённый») - отсвет, отражённый свет и цвет на какой-либо поверхности.
Ризалит (от итал. risalita - «выступ») - часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Романтизм - идейно-художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX в. Основное в романтическом искусстве - чувства и фантазия автора. Единственное правило в искусстве для художника-романтика- это верность себе, искренность изобразительного языка. Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью.
Ротонда (итал. rotonda - «круглая») - круглая в плане постройка, увенчанная куполом.
Руст (от лат. rusticus - «грубый», «неотёсанный») - тёсаный камень, лицевая поверхность которого грубо околота, обычно с узким, более гладким кантом по краям.
Светотень - градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов, оттенков, позволяющее воспринимать объём фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Светотень служит также важным средством эмоциональной выразительности. Символизм (от греч. «симболон» - «знак», «символ») направление в литературе и искусстве Европы конца XIX - начала XX в. Особенностями его являются многозначность образов, игра метафор и ассоциаций. Представляя разные стили эпохи (поздний романтизм, академизм, постимпрессионшм, модерн), мастера этого направления считали искусство символом непознаваемого, мира видений и грёз.
Скань (от древнерус. «скать» - «сучить», «свивать») - вид ювелирной техники: узор, выполненный из тонкой проволоки (золотой, серебряной и др.), гладкой или свитой в верёвочку.
Слепок - точная копия скульптурного оригинала, выполненная заливкой гипса или другого материала в снятую с оригинала форму (гипсовую, восковую, пластилиновую).
Социалистический реализм - теоретический принцип и официальное художественное направление, господствовавшее в СССР с середины 30-х до начала 80-х гг. Его основными принципами были провозглашены правдивое изображение действительности в её революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой. Сложилась жёсткая и безапелляционная программа социалистического реализма, основанная на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского строя, социалистического строительства и трудового энтузиазма. Художественное творчество определяли лозунги коммунистической идейности, партийности и народности.
Стека (итал. stecca ) - деревянная, костяная или металлическая палочка с расширенными в виде лопатки концами, инструмент скульптора при лепке из глины, воска и других мягких материалов.
Стела (греч. «стеле» - «столбы») - вертикально стоящая каменная плита с вырезанной надписью или изображением.
Стиль революции - вызванный к жизни Великой Французской революцией (1789- 1799 гг.) стиль декоративно-прикладного искусства Франции, отказавшийся от бесполезной роскоши и обратившийся к простым, часто даже простонародным формам бытовых предметов.
Стиль Реставрации - во Франции стиль декоративно-прикладного искусства, получивший распространение после Реставрации (1815-1830 гг.), унаследовавший многое от ампира, но полностью утративший присущую ему строгость пропорций и форм. Украшения стиля Реставрации стали чрезмерно тяжеловесными и пышными.
Супрематизм (от лат. supremus - «наивысший») - направление в авангардистском искусстве России, основанное в 1913 г. К С. Малевичем. Композиции супрематизма организуются из разноцветных плоскостей, имеющих форму квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, креста. Такие комбинации должны были выразить абсолютные, «высшие» начала
реальности, постигнутые интуицией художника.
Сюрреализм (франц. surrealisme - «сверхреализм») - направление в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, заменённых субъективными ассоциациями.
Темпера (итал. tempera , от temperare --«смешивать краски») - краски, растёртые на яичном желтке или на клее, смешанном с маслом, разведённые в воде; техника живописи такими красками.
Тёплые и холодные цвета - цвета, расположенные в тёплой (красный, жёлтый, оранжевый) и холодной (синий, фиолетовый, зелёный) частях спектра.
Терракота (итал. terracotta - «обожжённая глина») - вид керамики, неглазурованные изделия из обожжённой цветной глины с пористым черепком.
Тон (от греч. «тонос» - «напряжение, «ударение», «сила») - 1) световой тон - простейший элемент светотени, степени светлоты, насыщенности светом отдельного видимого участка - части формы, теневой или освещенной части предмета и т. п.; 2) цветовой тон - исходный, простейший элемент как цвета в действительности, так и колорита в произведениях искусства: качество каждого цветового оттенка, который соответствует отдельному участку натуры или изображения, по отношению к основным цветам спектра. Тон выражает специфичность оттенка (например, лимонно-жёлтый, огненно-красный и т. д.) и фиксирует изменения определённого цвета в сторону большей или меньшей светлоты, большей или меньшей затемнённости, не затрагивая самой сущности цвета предмета; 3) общий тон - цветовой строй художественного произведения, основной оттенок, обобщающий или подчиняющий себе все цвета картины. Краски в такой «тональной живописи» объединены общим тоном (например, серебристым, золотистым, тёплым, холодным и т. д.).
Фактура (лат. factura - «обработка») - характер поверхности произведения изобразительного искусства, её обработки.
Фарфор (от перс. «фегфур») - материал, получаемый спеканием глины, каолина (белой глины) и минеральных добавок, имеющий белый плотный (непористый) черепок; изделия из этого материала.
Фасад (от итал. faccia - «лицо») - внешняя сторона, внешний вид, вертикальная поверхность здания или его части.
Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца) - материал, получаемый спеканием глины с минеральными добавками, имеющий мелкопористый (в отличие от фарфора) черепок и стекловидное покрытие, закреплённое обжигом - глазурь ; изделия из этого материала.
Филигрань (итал. filigrana , от лат. fllum - «нитка» и «granum » - «зерно») -
витые узоры из тонкой металлической проволоки, то же, что скань.
Фовизм (от франц. fauve - «дикий») - течение во французской живописи начала XX в., для которого характерно предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных окрашенных плоскостей, заключённых в обобщённый контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Фонарь - то же, что эркер; то же, что лантерна.
Фреска (от итал. fresco - «свежий», «сырой») - живопись по сырой штукатурке темперой.
Фриз (франц. frise ) - декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде полосы на стене, ковре, паркете и т. д.
Фронтон (франц. fronton ) -- завершение фасада здания (обычно треугольной формы), образованное скатами крыши и карнизом.
Функционализм (от лат. functio - «исполнение») - направление в архитектуреXX в., утверждающее главенство практических функций, жизненных человеческих потребностей в определении планов и форм сооружений.
Футуризм (от лат. futurum - «будущее») - литературно-художественное направление начала XX в. в Италии и России. Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее - наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Для живописи футуризма характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эллипсы, воронки. Один из основных принципов футуристической картины - симультанность (одновременность), т. е. совмещение в одной композиции разных моментов движения.
Хор (греч. «хорос») - в западноевропейских церквах первоначально место перед алтарём, предназначенное для певчих; позднее вся восточная (алтарная) часть храма.
Хоры - верхняя (на втором ярусе) открытая галерея, балкон внутри церкви или зала. На хорах располагались певчие, музыканты, а также орган.
Центрическое здание - здание в форме круга, квадрата или многоугольника, симметричное относительно вертикальной оси.
Цоколь (итал. zoccolo ) - нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника, лежащая на фундаменте.
Шатёр - завершение центрических построек (колоколен, башен, храмов и др.) в виде четырёхгранной или многогранной пирамиды либо конуса.
Шпалеры (нем. Spalier , от итал. spalliera ) - безворсовые ковры, вытканные вручную по красочным картонам, созданным живописцами.
Эклектизм (от греч. «эклектикос» - «выбирающий») - условное собирательное название периода в развитии архитектуры и прикладного искусства европейских
стран и США середины и второй половины XIX в., отличающегося нередко механическим соединением элементов разных стилей.
Экспрессионизм (от лат. expressio - «выражение») - течение в литературе и искусстве начала XX в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Иногда этому понятию придаётся более широкий смысл - им обозначают совокупность явлений в искусстве конца XIX -XX вв., выражающих тревожное, болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов и беспокойств.
Эмаль (франц e "mail , от франк. smeltan - «плавить») - техника, применяемая в ювелирном искусстве: прочное стекловидное покрытие, наносимое на металлическую поверхность и закрепляемое обжигом. Существует и холодная эмаль (без обжига). Эмалью называют также непрозрачную глазурь на керамике, белую или цветную, особенно характерную для майолики.
Эркер (нем. Erker ) - прямоугольный, полукруглый, треугольный в плане, реже многогранный выступ в наружной стене здания, вынесенный за его пределы и освещаемый окнами. Эркер охватывает один или несколько этажей, обычно не опускается до земли.
Эскиз (франц. esquisse ) - художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее её замысел и основные композиционные средства.
Этюд (франц. etude - «изучение») - художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры для тщательного её изучения.