Шурик у дедушки. Носов Рассказ

Занимательный рассказ о двух братьях, которые летом жили в доме у бабушки и дедушки. Мальчики постоянно спорили и мирились, придумывали разные занятия и игры, ловили рыбу…

Рассказ Шурик у дедушки читать

Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик — это мой младший брат. Он еще в школе не учится, а я уже в первый класс поступил. Только он все равно меня не слушается… Ну и не надо!.. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки.

Я нашел стеклянную банку из-под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашел старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу. Потом мы чуть не подрались с ним на чердаке из-за удочки. Я первый увидел удочку и сказал:

Чур, моя!

Шурик тоже увидел и давай кричать:

Чур, моя! Чур, моя!


Я схватил удочку, а он тоже вцепился в нее и давай отнимать. Я рассердился - как дерну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит:

Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.

Вот и целуйся со своей калошей, - говорю я, - а удочку нечего рвать из рук.

Я отыскал в сарае лопату и пошел копать червей, чтобы ловить рыбу, а Шурик пошел к бабушке и стал просить у нее спички.

Зачем тебе спички? - спрашивает бабушка.

Я, - говорит, - разведу во дворе костер, сверху положу калошу, калоша расплавится, и из нее получится резина.

Еще чего выдумаешь! - замахала руками бабушка. - Ты тут и дом весь спалишь со своим баловством. Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игрушки с огнем! И слушать ничего не желаю.

Тогда Шурик взял дверную ручку, которую нашел в сарае, привязал к ней веревку, а к другому концу веревки привязал калошу. Ходит по двору, веревку за ручку держит, а калоша за ним по земле ездит. Куда он - туда и она. Подошел ко мне, увидел, что я червей копаю, и говорит:

Можешь не стараться: все равно ничего не поймаешь.

Это почему? - спрашиваю.

Я заколдую рыбу.

Пожалуйста, - говорю, - колдуй на здоровье.


Я накопал червей, сложил их в коробочку и пошел к пруду. Пруд был позади двора - там, где колхозный огород начинается. Насадил я на крючок червяка, уселся на берегу и забросил удочку. Сижу и за поплавком слежу. А Шурик подкрался сзади и давай кричать во все горло:

Колдуй, баба, колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь!

Колдуй, баба, колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь!

Я решил молчать и ничего не говорить, потому что с ним всегда так: если скажешь что-нибудь, еще хуже будет.

Наконец он наколдовался, бросил в пруд калошу и стал ее по воде на веревке таскать. Потом придумал такую вещь: бросит калошу на середину пруда и давай в нее камнями швырять, пока не утопит, а потом начинает ее со дна на веревке вытаскивать.

Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:

Пошел вон отсюда! - кричу. - Ты распугал мне всю рыбу! А он говорит:

Все равно ничего не поймаешь: заколдована рыба.

И опять плюх калошу на середину пруда! Я вскочил, схватил палку - и к нему. Он давай удирать, а калоша за ним на веревке так и скачет. Еле убежал от меня.

Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил… Уже солнышко высоко поднялось, а я все сижу да на поплавок гляжу. Не клюет рыба, хоть тресни! На Шурика злюсь, прямо избить готов. Не то чтоб я в его колдовство поверил, а знаю, что если приду без рыбы, смеяться будет. Уж чего я ни делал: и подальше от берега забрасывал удочку, и поближе, и поглубже крючок опускал - ничего не выходит.

Захотелось мне есть, пошел я домой, вдруг слышу - кто-то в ворота колотит: «Бум-бум! Бах-бах!»

Подхожу к воротам, смотрю, а это Шурик. Достал где-то молоток, гвозди и прибивает к калитке дверную ручку.

Это ты для чего прибиваешь? - спрашиваю.

Он увидел меня, обрадовался:

Хи-хи! Рыболов пришел. Где же твоя рыба?

Я говорю:

Ты зачем прибиваешь ручку? Здесь же есть одна ручка.

Ничего, - говорит, - пусть две будут. Вдруг одна оторвется.

Прибил ручку, и еще у него один гвоздь остался. Он долго думал, что с этим гвоздем делать, хотел его просто в калитку загнать, потом придумал: приложил калошу подошвой к калитке и стал ее гвоздем приколачивать.

А это для чего? - спрашиваю.

Так просто.

Просто глупо, - говорю я.

Вдруг смотрим - дедушка с работы идет. Шурик испугался, давай отрывать калошу, а она не отрывается. Тогда он встал, загородил калошу спиной и стоит.

Дедушка подошел и говорит:

Вот молодцы, ребятки! Только приехали - и за работу сразу… Кто это придумал к калитке вторую ручку прибить?

Это, - говорю, - Шурик.

Дедушка только крякнул.

Ну что ж, - говорит, - теперь у нас две ручки будет: одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-нибудь коротенький человек придет. До верхней ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет.

Тут дедушка заметил калошу:

А это еще что?

Я так и фыркнул. «Ну, - думаю, - сейчас Шурику от дедушки будет».

Шурик покраснел, сам не знает, что тут ответить.

А дедушка говорит:

Это что ж? Это, наверно, все равно что ящик для писем. Придет почтальон, увидит, что дома никого нет, сунет письмо в калошу и пойдет дальше. Очень остроумно придумано.

Это я сам придумал! - похвастался Шурик.

Да неужто?

Честное слово!

Ну молодец! - развел руками дедушка.

За обедом дедушка все разводил руками и рассказывал бабушке про эту калошу:

Понимаешь, какой остроумный ребенок! До чего сам додумался, ты не поверишь даже! Понимаешь, калошу к калитке, а? Я давно говорю, что надо ящик для писем прибить, а того и не сообразить мне, что проще калошу.

Ладно уж, - усмехнулась бабушка. - Я куплю ящик, а пока пусть повисит калоша.


После обеда Шурик побежал в сад, а дедушка говорит:

Ну, Шурик у нас уже отличился, а ты, Николка, тоже небось чего-нибудь наработал. Ты уж признавайся, порадуй дедушку.

Я, - говорю, - ловил рыбу, да рыба не ловится.

А ты где ловил?

В пруду.

Э… - протянул дедушка, - какая же тут рыба? Этот пруд недавно вырыли. Тут даже лягушки еще не развелись. А ты, голубчик, не поленись, пойди на речку. Там у мостика течение быстрое. На этой быстринке и полови.

Дедушка ушел на работу, а я взял удочку и говорю Шурику:

Пойдем на реку, будем вместе рыбу ловить.

Ага, - говорит, - испугался! Теперь подлизываешься!

Зачем мне подлизываться?

А чтоб я не колдовал больше.

Колдуй, - говорю, - пожалуйста.

Взял я коробку с червями, банку из-под варенья, чтоб было куда рыбу сажать, и пошел. А Шурик сзади поплелся.

Пришли на реку. Я пристроился на берегу, недалеко от моста, где течение побыстрей, забросил удочку.

А Шурик толчется возле меня и все бормочет:

Колдуй, баба, колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь!

Помолчит чуточку, помолчит, а потом снова:

Колдуй, баба, колдуй, дед…

Вдруг рыба как клюнет, я как дерну удочку! Рыба сверкнула в воздухе, сорвалась с крючка, упала на берег и ну плясать возле самой воды.

Шурик как крикнет:

Держи ее!

Бросился к рыбе и давай ловить. Рыба по берегу скачет, а он прямо животом на нее бросается, никак поймать не может; чуть она не удрала обратно в реку.


Наконец он ее схватил. Я набрал в банку воды, Шурик пустил в нее рыбу и стал разглядывать.

Это, - говорит, - окунь. Честное слово, окунь! Видишь, какие у него полоски. Чур, мой будет!

Ладно, пусть будет твой. Мы еще много наловим.


В этот день мы долго удили. Поймали шесть окуньков, четырех пескарей и даже ершика одного выудили.

На обратном пути Шурик нес банку с рыбой и даже подержать не давал мне. Он был очень рад и совсем не обиделся, когда увидел, что его калоша исчезла, а вместо нее на калитке висит новенький голубой ящик для писем.

Ну и пусть, - сказал он. - По-моему, ящик еще даже лучше калоши.

Он махнул рукой и поскорей побежал показывать рыбу бабушке. Бабушка похвалила нас.


А потом я ему сказал:

Вот видишь, а ты колдовал! Ничего твое колдовство не значит. Я в колдовство не верю.

У! - сказал Шурик. - А я, думаешь, верю? Это одни только дикари верят да старенькие старушки.

Этим он очень насмешил бабушку, потому что бабушка хоть и была старенькая, но тоже не верила в колдовство.


(Илл. И.Семёнова, изд. Мелик-Пашаев, 2013 г.)

Подтвердить оценку

Оценка: 4.9 / 5. Количестов оценок: 127

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 5796 раз(а)

Другие рассказы Носова

  • Ступеньки — Носов Н.Н.

    Рассказ про мальчика Петю, который научился в садике считать до десяти и решил показать младшей сестренке как он считает ступеньки, но забыл цифру шесть. Он спускался опять к первой ступеньке, считал до пяти, а дальше …

  • Мишкина каша — Носов Н.Н.

    Рассказ про двух друзей, которых оставили одних на даче на два дня. Уезжая, мама объяснила, как приготовить кашу и суп. Да только мальчишки совсем не слушали советов. Читайте, как друзья ловили убегающую кашу, доставали ведро …

  • Саша — Носов Н.Н.

    Рассказ про мальчика Сашу, которому очень хотелось иметь пистолет с пистонами, но мама не хотела его покупать, так как это опасная игрушка. Саша уговорил старших сестер купить ему пистолет и обещал всегда вести себя очень …

    • Лягушонок — Пришвин М.М.

      Рассказ про лягушонка, который раньше времени весной вылез из снега и пошагал к болоту. Но не дошел, а ночью ударил мороз, и лягушонок лежал безжизненный на снегу. Автор забрал его домой, отогрел в теплой воде …

    • Лето — Ушинский К.Д.

      Из рассказа «Лето» мы узнаем о том, где восходит и садится солнышко, о дождике, о летних растениях, грибах, ягодах, насекомых и, конечно, о сборе урожая. Лето читать В начале лета бывают самые долгие дни. Часов …

    • Куда идёт слонёнок — рассказ Григория Остера

      Забавная история про то, как важно иметь цель. Попугай напугал слонёнка, что если тот бездумно будет идти вперед, то уйдет навсегда и больше не вернётся. Однако умный удав сумел разрешить эту ситуацию и все весело …

    Волшебная сказка

    Диккенс Ч.

    Сказка про принцессу Алиссию, у которой было восемнадцать младших братьев и сестер. Ее родители: король и королева были очень бедные и много работали. Однажды добрая фея подарила Алиссие волшебную косточку, которая могла выполнить одно желание. …

    Бутылочная почта для папы

    Ширнек Х.

    Сказка про девочку Ханну, у которой отец — исследователь морей и океанов. Ханна пишет письма отцу, в которых рассказывает о своей жизни. Семья Ханны необычная: и профессия отца, и работа мамы — она врач по …

    Приключения Чиполлино

    Родари Д.

    Сказка про смышленого мальчика из многодетной семьи бедных луковок. Однажды его отец случайно наступил на ногу принцу Лимону, который проходил мимо их дома. За это отца бросили в тюрьму, и Чиполлино решил вызволить отца. Оглавление: …

    Чем пахнут ремёсла?

    Родари Д.

    Стихи про запахи каждой профессии: в булочной пахнет хлебом, в столярной мастерской — свежими досками, рыбак пахнет морем и рыбой, маляр — красками. Чем пахнут ремёсла? читать У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет …


    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

Шурик у дедушки. Носов Рассказ для детей читать

Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик ─ это мой младший брат. Он еще в школе не учится, а я уже в первый класс поступил. Только он все равно меня не слушается… Ну и не надо!.. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки. Я нашел стеклянную банку из-под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашел старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу. Потом мы чуть не подрались с ним на чердаке из-за удочки. Я первый увидел удочку и сказал:
─ Чур, моя!
Шурик тоже увидел и давай кричать:
─ Чур, моя! Чур, моя!
Я схватил удочку, а он тоже вцепился в нее и давай отнимать. Я рассердился ─ как дерну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит:
─ Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.
─ Вот и целуйся со своей калошей, ─ говорю я, ─ а удочку нечего рвать из рук.
Я отыскал в сарае лопату и пошел копать червей, Чтобы ловить рыбу, а Шурик пошел к бабушке и стал просить у нее спички.
─ Зачем тебе спички? ─ спрашивает бабушка.
─ Я, ─ говорит, ─ разведу во дворе костер, сверху положу калошу, калоша расплавится, и из нее получится резина.
─ Еще чего выдумаешь! ─ замахала руками бабушка. ─ Ты тут и дом весь спалишь со своим баловством. Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игрушки с огнем! И слушать ничего не желаю.
Тогда Шурик взял дверную ручку, которую нашел в сарае, привязал к ней веревку, а к другому концу веревки привязал калошу. Ходит по двору, веревку за ручку держит, а калоша за ним по земле ездит. Куда он ─ туда и она. Подошел ко мне, увидел, что я червей копаю, и говорит:
─ Можешь не стараться: все равно ничего не поймаешь.
─ Это почему? ─ спрашиваю.
─ Я заколдую рыбу.
─ Пожалуйста, ─ говорю, ─ колдуй на здоровье.
Я накопал червей, сложил их в коробочку и пошел к пруду. Пруд был позади двора ─ там, где колхозный огород начинается. Насадил я на крючок червяка, уселся на берегу и забросил удочку. Сижу и за поплавком слежу. А Шурик подкрался сзади и давай кричать во все горло:
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Я решил молчать и ничего не говорить, потому что с ним всегда так: если скажешь что-нибудь, еще хуже будет.
Наконец он наколдовался, бросил в пруд калошу и стал ее по воде на веревке таскать. Потом придумал такую вещь: бросит калошу на середину пруда и давай в нее камнями швырять, пока не утопит, а потом начинает ее со дна на веревке вытаскивать.
Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:
─ Пошел вон отсюда! ─ кричу. ─ Ты распугал мне всю рыбу! А он говорит:
─ Все равно ничего не поймаешь: заколдована рыба.
И опять плюх калошу на середину пруда! Я вскочил, схватил палку ─ и к нему. Он давай удирать, а калоша за ним на веревке так и скачет. Еле убежал от меня.
Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил… Уже солнышко высоко поднялось, а я все сижу да на поплавок гляжу. Не клюет рыба, хоть тресни! На Шурика злюсь, прямо избить готов. Не то чтоб я в его колдовство поверил, а знаю, что если приду без рыбы, смеяться будет. Уж чего я ни делал: и подальше от берега забрасывал удочку, и поближе, и поглубже крючок опускал ─ ничего не выходит.
Захотелось мне есть, пошел я домой, вдруг слышу ─ кто-то в ворота колотит: «Бум-бум! Бах-бах!»
Подхожу к воротам, смотрю, а это Шурик. Достал где-то молоток, гвозди и прибивает к калитке дверную ручку.
─ Это ты для чего прибиваешь? ─ спрашиваю.
Он увидел меня, обрадовался:
─ Хи-хи! Рыболов пришел. Где же твоя рыба?
Я говорю:
─ Ты зачем прибиваешь ручку? Здесь же есть одна ручка.
─ Ничего, ─ говорит, ─ пусть две будут. Вдруг одна оторвется.
Прибил ручку, и еще у него один гвоздь остался. Он долго думал, что с этим гвоздем делать, хотел его просто в калитку загнать, потом придумал: приложил калошу подошвой к калитке и стал ее гвоздем приколачивать.
─ А это для чего? ─ спрашиваю.
─ Так просто.
─ Просто глупо, ─ говорю я.
Вдруг смотрим ─ дедушка с работы идет. Шурик испугался, давай отрывать калошу, а она не отрывается. Тогда он встал, загородил калошу спиной и стоит.
Дедушка подошел и говорит:
─ Вот молодцы, ребятки! Только приехали ─ и за работу сразу… Кто это придумал к калитке вторую ручку прибить?
─ Это, ─ говорю, ─ Шурик.
Дедушка только крякнул.
─ Ну что ж, ─ говорит, ─ теперь у нас две ручки будет: одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-нибудь коротенький человек придет. До верхней ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет.
Тут дедушка заметил калошу:
─ А это еще что?
Я так и фыркнул. «Ну, ─ думаю, ─ сейчас Шурику от дедушки будет».
Шурик покраснел, сам не знает, что тут ответить.
А дедушка говорит:
─ Это что ж? Это, наверно, все равно что ящик для писем. Придет почтальон, увидит, что дома никого нет, сунет письмо в калошу и пойдет дальше. Очень остроумно придумано.
─ Это я сам придумал! ─ похвастался Шурик.
─ Да неужто?
─ Честное слово!
─ Ну молодец! ─ развел руками дедушка.
За обедом дедушка все разводил руками и рассказывал бабушке про эту калошу:
─ Понимаешь, какой остроумный ребенок! До чего сам додумался, ты не поверишь даже! Понимаешь, калошу к калитке, а? Я давно говорю, что надо ящик для писем прибить, а того и не сообразить мне, что проще калошу.
─ Ладно уж, ─ усмехнулась бабушка. ─ Я куплю ящик, а пока пусть повисит калоша.
После обеда Шурик побежал в сад, а дедушка говорит:
─ Ну, Шурик у нас уже отличился, а ты, Николка, тоже небось чего-нибудь наработал. Ты уж признавайся, порадуй дедушку.
─ Я, ─ говорю, ─ ловил рыбу, да рыба не ловится.
─ А ты где ловил?
─ В пруду.
─ Э… ─ протянул дедушка, ─ какая же тут рыба? Этот пруд недавно вырыли. Тут даже лягушки еще не развелись. А ты, голубчик, не поленись, пойди на речку. Там у мостика течение быстрое. На этой быстринке и полови.
Дедушка ушел на работу, а я взял удочку и говорю Шурику:
─ Пойдем на реку, будем вместе рыбу ловить.
─ Ага, ─ говорит, ─ испугался! Теперь подлизываешься!
─ Зачем мне подлизываться?
─ А чтоб я не колдовал больше.
─ Колдуй, ─ говорю, ─ пожалуйста.
Взял я коробку с червями, банку из-под варенья, чтоб было куда рыбу сажать, и пошел. А Шурик сзади поплелся.
Пришли на реку. Я пристроился на берегу, недалеко от моста, где течение побыстрей, забросил удочку.
А Шурик толчется возле меня и все бормочет:
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Помолчит чуточку, помолчит, а потом снова:
Колдуй, баба, колдуй, дед…
Вдруг рыба как клюнет, я как дерну удочку! Рыба сверкнула в воздухе, сорвалась с крючка, упала на берег и ну плясать возле самой воды.
Шурик как крикнет:
─ Держи ее!
Бросился к рыбе и давай ловить. Рыба по берегу скачет, а он прямо животом на нее бросается, никак поймать не может; чуть она не удрала обратно в реку.
Наконец он ее схватил. Я набрал в банку воды, Шурик пустил в нее рыбу и стал разглядывать.
─ Это, ─ говорит, ─ окунь. Честное слово, окунь! Видишь, какие у него полоски. Чур, мой будет!
─ Ладно, пусть будет твой. Мы еще много наловим.
В этот день мы долго удили. Поймали шесть окуньков, четырех пескарей и даже ершика одного выудили.
На обратном пути Шурик нес банку с рыбой и даже подержать не давал мне. Он был очень рад и совсем не обиделся, когда увидел, что его калоша исчезла, а вместо нее на калитке висит новенький голубой ящик для писем.
─ Ну и пусть, ─ сказал он. ─ По-моему, ящик еще даже лучше калоши.
Он махнул рукой и поскорей побежал показывать рыбу бабушке. Бабушка похвалила нас. А потом я ему сказал:
─ Вот видишь, а ты колдовал! Ничего твое колдовство не значит. Я в колдовство не верю.
─ У! ─ сказал Шурик. ─ А я, думаешь, верю? Это одни только дикари верят да старенькие старушки.
Этим он очень насмешил бабушку, потому что бабушка хоть и была старенькая, но тоже не верила в колдовство.

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 3

Школа: МБОУ СОШ №18 г. Тимашевск

Учитель: Щеглова Елена Геннадьевна.

УМК: система Л.В. Занкова

Цели

Образовательные:

Умение увидеть необычное в обычном мире путём осмысленного чтения и анализа рассказа Н.Н.Носова.

Формировать УУД :

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Планируемый результат

В результате изучения темы обучающиеся

-познакомятся с рассказом как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Оценивать правильность выполнения действий;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текста;

Осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Рассказ, герой, эпитет.

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, музыка.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1.Учебник В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» 3 класс

2.Презентация к уроку.

3.ЭОР (песня из кинофильма «Мери Поппинс»).

Организация пространства

Работа в парах, группах, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I . Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельнос

Определяют тип урока.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует уточнение типа урока.

Уточняет понимание и нужность работы.

Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас на прогулку, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, прослушав стихотворение:

В той удивительной стране. Слайд 1

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В Стране Фантазий и Проказ

И озорных Затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной

И набирал года,

Однажды с этою Страной

Простились навсегда.

(С.Михалков «Мой секрет» О Стране Детства)

1.Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

Знаю, что буду делать;

Понимаю, хочу делать или нет;

Думаю, что могу сделать или нет.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах пов едения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД)

II . Актуализация знаний 4-5мин.

Цели:

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания;

Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося

С помощью учителя формулируют тему урока.С помощью учителя ставят цель урока.

1.Жизнь полна неожиданных встреч, чудес, за поворотом тебя может ожидать такая встреча или особый мир, живущий по своим законам, который надо понять.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Прежде чем отправиться с вами в Страну Детства, давайте вспомним название раздела: («Человек вступает в неизведанный мир»).

С какими чудесами мы уже встречались на страницах учебника? (образ мирового дерева, сказки-цепочки, сказочный мир-Петушок – золотой гребешок, жерновцы, Царевна-лягушка, Сивка-Бурка. Хаврошечка)

В конце нашей прогулки мы постараемся ответить на вопрос: «Что необычного мы сумели сегодня увидеть в обычном мире»?

Итак, мы отправляемся в путешествие.

Звучит музыка (слайд 1) , продолжается чтение стихотворения:

Держава детства далеко

Осталась позади.

«Хочу назад» - сказать легко.

Попробуй! Попади!

А я могу! Но свой секрет

Я не открою вам,

Как я уже десятки лет

Живу и тут, и там.

Мне стоит лишь собрать багаж

А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш

И общую тетрадь?

И вот уже я в той Стране,

Где я увидел свет,

И, как ни странно, снова мне

И пять, и десять лет.

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

УметьРегулятивные УУД).

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД ).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД ).

III Формулирование проблемы, 4-5 мин, планирование деятельности.

Поиск решения (Открытие нового знания), формулирование определения7-8 мин.

Цели:

Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока;

Планированию

деятельности на уроке.

Работа по учебнику

Участие в подводящем к теме диалоге.

Формулирование темы урока и плана работы на урок.

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Выражение своих чувств, мыслей.

Восприятие информации.

Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Организует подводящий к теме диалог;

Организует формулирование темы урока;

Организует составление плана работы на урок.

Слайд 2

А вы океан переплывали?

А вам акула голову, случайно, не откусывала?

Ну. Хоть на Луне-то вы, надеюсь, были?

Так вы просто не ФАНТАЗЁРЫ!!!

Слайд 3

А вот Николай Носов – весёлый детский писатель и большой фантазёр.

Слайд 4

Родился в Киеве в 1908 году

Мечтал стать музыкантом, играл на скрипке и немножко на мандолине….

Увлекался фотографией

1924 году работал мусорщиком на кирпичном заводе, а

с 1932 года - режиссер мультфильмов, научных и учебных картин

1927г. Поступил в Киевский художественный институт на фотокиноотделение

1929- 1932 Московский государственный институт кинематографии

По его сценариям снято 3 детских фильма

Слайд 5

    «Затейники», самый первый, напечатали в журнале «Мурзилка»,1938

    «Живая шляпа»

    «Огурцы»

    «Фантазеры»

    «Заплатка»

    Сборник «Тук- тук- тук» 1945

    «Федина задача»

    «Веселая семейка»1949

    «Дневник Коли Синицына» 1950

    «Приключение Незнайки и его друзей», 1954

    «Незнайка в Солнечном городе», 1958

    «Незнайка на Луне», 1964-1965

Слайд 6

Известность детскому писателю принесла повесть

"Витя Малеев в школе и дома", вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР В 1955 году по повести был снят кинофильм "Два друга"

Слайд 7

Его герои озорные,

Веселые и очень уж смешные.

Вот Мишка кашу варит,

Старается, пыхтит

А каша из кастрюли

Все лезет и бежит.

И Шурик не скучает,

У дедушки живет,

Калошу прибивает.

Смеется и поет:

«Колдуй, баба,

Колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь”

Слайд 8

Рассматривание иллюстрации.

Назовите героев рассказа.

Какое у них настроение? Почему?

Как вы догадались?

1-2 минФизкультминутка

Музыкальная физкультминутка для глаз

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД ).

ΙV.Открытие новых знаний 12 мин.

Отвечают на вопросы.

Демонстрация знаний.

Восприятие информации.

Выделяют действующих лиц.

Читают по ролям.

Организует работу над текстом

Организует работу в парах

Чтение текста учителем.

Почему в названии рассказа упомянут только один мальчик?

Перечитывание текста.

Похожи ли мальчики? Найдите и прочитайте какими словами автор их описывает.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу, сопоставьте описание.

Как вели себя мальчики? Какое у них настроение?

Обратите внимание на предложения, которые описывают настроение мальчиков. Что это за предложения?

Всегда ли самохарактеристика совпадает с тем, что мы видим в поступках старшего брата?

Как вы понимаете выражение «я заколдую рыбу»?

Почему мальчик не хотел возвращаться без рыбы домой? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос.

Чтение предложения: «Захотелось мне есть, пошёл я домой, вдруг слышу – кто-то в ворота колотит: «Бум, бум! Бах, бах!»

Какое слово в предложении подсказывает читателю, что произойдут изменения? (вдруг)

С кем будут связаны эти изменения? (с Шуриком)

Работа в парах с заданием:

Оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка)

Молодцы! Вы все хорошо поработали.

Работая в парах, вы показали смену настроения героев соответствующей интонацией при чтении.

Слайды 9 - 13

Творческое задание:

Сопоставить иллюстрации с текстом рассказа. Описать героев с помощью различных определений.

К какой части рассказа эта иллюстрация? Докажите.

На чём художник сосредоточил особое внимание?

Мимо чего он прошёл? Чем это можно объяснить?

Найдите и прочитайте тот момент рассказа, который изобразил художник.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД ).

Уметь находить ответы на вопросы в тексте;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Уметь определять главную мысль текста. (Познавательные УУД).

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).

V . Закрепление нового и самостоятельная работа с проверкой по эталону (10 мин)

Цель:

Фиксирование нового знания в устной и письменной речи; -формирование умения ставить вопросы к прочитаному;

Формировать умение использовать информацию

Находят в тексте приемы олицетворения и сравнения, заполняют таблицу

Организует групповую работу над текстом

Подводит

Организация самопроверки;

Организация самооценки

Продолжим наше путешествие.

Это действительно главный итог повествования?

О чём же рассказ?

Слайд 13

(при описании выясняется, что даже повседневная жизнь полна чудес, хотя и не совсем сказочных, но доступных каждому, следует только захотеть и помочь друг другу (две ручки на калитке, «превращение» галоши в почтовый ящик, удачная ловля рыбы).

Работа в группах. Чтение по ролям.

Назовите действующие лица рассказа (Старший брат, Шурик, Дедушка, бабушка, автор).

Чтение по ролям.

Молодцы, все хорошо прочитали.

Разделите текст на части.

Определите главную мысль текста.

(Отвечает по одному человеку из группы)

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V Ι. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

На этом наша познавательное путешествие в Страну Детства подходит к концу.

Ребята, что же необычного мы сумели сегодня увидеть?

Почему рассказы Н.Н.Носова помогают стать добрыми, весёлыми и умными? Слайд 14
(В обычной жизни Носов был молчаливым и сдержанным человеком, но книги он писал исключительно весёлые. Его произведения – это всегда добрые истории о смышлёных и озорных мальчишках и девчонках с весёлыми приключениями и без страшных злодеев)

- Как вы думаете, почему рассказ «Шурик у дедушки» помещён в раздел учебника «Вступаем в неизведанный мир»?

Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - розовый, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый).

Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Уметь работать самостоятельно

Уметь давать самооценку своей работе

Уметь пользоваться информацией, полученной на уроке

Уметь делать выводы и умозаключения.

Уметь анализировать свою работу

Уметь оценивать свою деятельность на уроке

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(ЛичностныеУУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД )

VIΙ .Домашнее задание

Записывают в дневник домашнее задание

Организует запись задания на дом в дневник

Сочинить фрагмент рассказа Носова от лица бабушки, дедушки или самого Шурика. (Возможно, история предстанет совершенно в другом свете).

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; (Регулятивные УУД).

Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик – это мой младший брат. Он ещё в школе не учится, а я уже в первый класс поступил. Только он всё равно меня не слушается… Ну и не надо!.. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки. Я нашёл стеклянную банку из под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашёл старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу. Потом мы чуть не подрались с ним на чердаке из за удочки. Я первый увидел удочку и сказал:

– Чур, моя!
Шурик тоже увидел и давай кричать:
– Чур, моя! Чур, моя!
Я схватил удочку, а он тоже вцепился в неё и давай отнимать. Я рассердился – как дёрну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит:
– Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.
– Вот и целуйся со своей калошей, – говорю я, – а удочку нечего рвать из рук.
Я отыскал в сарае лопату и пошёл копать червей, Чтобы ловить рыбу, а Шурик пошёл к бабушке и стал просить у неё спички.
– Зачем тебе спички? – спрашивает бабушка.
– Я, – говорит, – разведу во дворе костёр, сверху положу калошу, калоша расплавится, и из неё получится резина.
– Ещё чего выдумаешь! – замахала руками бабушка. – Ты тут и дом весь спалишь со своим баловством. Нет, голубчик, и не проси. Что это ещё за игрушки с огнём! И слушать ничего не желаю.

Тогда Шурик взял дверную ручку, которую нашёл в сарае, привязал к ней верёвку, а к другому концу верёвки привязал калошу. Ходит по двору, верёвку за ручку держит, а калоша за ним по земле ездит. Куда он – туда и она. Подошёл ко мне, увидел, что я червей копаю, и говорит:

– Можешь не стараться: всё равно ничего не поймаешь.
– Это почему? – спрашиваю.
– Я заколдую рыбу.
– Пожалуйста, – говорю, – колдуй на здоровье.

Я накопал червей, сложил их в коробочку и пошёл к пруду. Пруд был позади двора – там, где колхозный огород начинается. Насадил я на крючок червяка, уселся на берегу и забросил удочку. Сижу и за поплавком слежу. А Шурик подкрался сзади и давай кричать во всё горло:

Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!

Я решил молчать и ничего не говорить, потому что с ним всегда так: если скажешь что нибудь, ещё хуже будет.
Наконец он наколдовался, бросил в пруд калошу и стал её по воде на верёвке таскать. Потом придумал такую вещь: бросит калошу на середину пруда и давай в неё камнями швырять, пока не утопит, а потом начинает её со дна на верёвке вытаскивать.
Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:
– Пошёл вон отсюда! – кричу. – Ты распугал мне всю рыбу!
А он говорит:
– Всё равно ничего не поймаешь: заколдована рыба.
И опять плюх калошу на середину пруда! Я вскочил, схватил палку – и к нему. Он давай удирать, а калоша за ним на верёвке так и скачет. Еле убежал от меня.
Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил… Уже солнышко высоко поднялось, а я всё сижу да на поплавок гляжу. Не клюёт рыба, хоть тресни! На Шурика злюсь, прямо избить готов. Не то чтоб я в его колдовство поверил, а знаю, что, если приду без рыбы, смеяться будет. Уж чего я ни делал: и подальше от берега забрасывал удочку, и поближе, и поглубже крючок опускал – ничего не выходит. Захотелось мне есть, пошёл я домой, вдруг слышу – кто то в ворота колотит: «Бум бум! Бах бах!»
Подхожу к воротам, смотрю, а это Шурик. Достал где то молоток, гвозди и прибивает к калитке дверную ручку.
– Это ты для чего прибиваешь? – спрашиваю.
Он увидел меня, обрадовался:
– Хи хи! Рыболов пришёл. Где же твоя рыба?
Я говорю:
– Ты зачем прибиваешь ручку? Здесь же есть одна ручка.
– Ничего, – говорит, – пусть две будут. Вдруг одна оторвётся.
Прибил ручку, и ещё у него один гвоздь остался. Он долго думал, что с этим гвоздём делать, хотел его просто в калитку загнать, потом придумал: приложил калошу подошвой к калитке и стал её гвоздём приколачивать.
– А это для чего? – спрашиваю.

– Так просто.
– Просто глупо, – говорю я.
Вдруг смотрим – дедушка с работы идёт. Шурик испугался, давай отрывать калошу, а она не отрывается. Тогда он встал, загородил калошу спиной и стоит.
Дедушка подошёл и говорит:
– Вот молодцы, ребятки! Только приехали – и за работу сразу… Кто это придумал к калитке вторую ручку прибить?
– Это, – говорю, – Шурик.
Дедушка только крякнул.
– Ну что ж, – говорит, – теперь у нас две ручки будет: одна сверху, другая снизу. Вдруг какой нибудь коротенький человек придёт. До верхней ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет.
Тут дедушка заметил калошу:
– А это ещё что?
Я так и фыркнул. «Ну, – думаю, – сейчас Шурику от дедушки будет».
Шурик покраснел, сам не знает, что тут ответить.
А дедушка говорит:
– Это что ж? Это, наверно, всё равно что ящик для писем. Придёт почтальон, увидит, что дома никого нет, сунет письмо в калошу и пойдёт дальше. Очень остроумно придумано.
– Это я сам придумал! – похвастался Шурик.
– Да неужто?
– Честное слово!
– Ну молодец! – развёл руками дедушка.
За обедом дедушка всё разводил руками и рассказывал бабушке про эту калошу:
– Понимаешь, какой остроумный ребёнок! До чего сам додумался, ты не поверишь даже! Понимаешь, калошу к калитке, а? Я давно говорю, что надо ящик для писем прибить, а того и не сообразить мне, что проще калошу.
– Ладно уж, – усмехнулась бабушка. – Я куплю ящик, а пока пусть повисит калоша.
После обеда Шурик побежал в сад, а дедушка говорит:
– Ну, Шурик у нас уже отличился, а ты, Николка, тоже небось чего нибудь наработал. Ты уж признавайся, порадуй дедушку.
– Я, – говорю, – ловил рыбу, да рыба не ловится.
– А ты где ловил?
– В пруду.
– Э… – протянул дедушка, – какая же тут рыба? Этот пруд недавно вырыли. Тут даже лягушки ещё не развелись. А ты, голубчик, не поленись, пойди на речку. Там у мостика течение быстрое. На этой быстринке и полови.
Дедушка ушёл на работу, а я взял удочку и говорю Шурику:

– Пойдём на реку, будем вместе рыбу ловить.
– Ага, – говорит, – испугался! Теперь подлизываешься!
– Зачем мне подлизываться?
– А чтоб я не колдовал больше.
– Колдуй, – говорю, – пожалуйста.
Взял я коробку с червями, банку из под варенья, чтоб было куда рыбу сажать, и пошёл. А Шурик сзади поплёлся.
Пришли на реку. Я пристроился на берегу, недалеко от моста, где течение побыстрей, забросил удочку.
А Шурик толчётся возле меня и всё бормочет:

Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!

Помолчит чуточку, помолчит, а потом снова:

Колдуй, баба, колдуй, дед…

Вдруг рыба как клюнет, я как дёрну удочку! Рыба сверкнула в воздухе, сорвалась с крючка, упала на берег и ну плясать возле самой воды.

Шурик как крикнет:
– Держи её!
Бросился к рыбе и давай ловить. Рыба по берегу скачет, а он прямо животом на неё бросается, никак поймать не может; чуть она не удрала обратно в реку.
Наконец он её схватил. Я набрал в банку воды, Шурик пустил в неё рыбу и стал разглядывать.
– Это, – говорит, – окунь. Честное слово, окунь! Видишь, какие у него полоски. Чур, мой будет!
– Ладно, пусть будет твой. Мы ещё много наловим.
В этот день мы долго удили. Поймали шесть окуньков, четырёх пескарей и даже ёршика одного выудили.
На обратном пути Шурик нёс банку с рыбой и даже подержать не давал мне. Он был очень рад и совсем не обиделся, когда увидел, что его калоша исчезла, а вместо неё на калитке висит новенький голубой ящик для писем.
– Ну и пусть, – сказал он. – По моему, ящик ещё даже лучше калоши.
Он махнул рукой и поскорей побежал показывать рыбу бабушке. Бабушка похвалила нас. А потом я ему сказал:
– Вот видишь, а ты колдовал! Ничего твоё колдовство не значит. Я в колдовство не верю.
– У! – сказал Шурик. – А я, думаешь, верю? Это одни только дикари верят да старенькие старушки.
Этим он очень насмешил бабушку, потому что бабушка хоть и была старенькая, но тоже не верила в колдовство.

— КОНЕЦ —

Рассказ. Иллюстрации: Семенова И.

Шурик у дедушки - рассказ Николая Носова, который будет интересен детям любых возрастов. В нём показана жизнь двух братьев у дедушки и бабушки в деревне. Ребята с первого дня облазили весь дом. Здесь они нашли настоящие сокровища: калошу, стеклянную банку и удочку. Какие приключения ждут братьев ещё, узнайте из сказки вместе с детьми. Она учит умению исследовать окружающее пространство, придумывать игры, погружаться в забавные приключения самостоятельно без помощи взрослых.

Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик — это мой младший брат. Он еще в школе не учится, а я уже в первый класс поступил. Только он все равно меня не слушается… Ну и не надо!.. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки. Я нашел стеклянную банку из-под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашел старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу.

Потом мы чуть не подрались с ним на чердаке из-за удочки. Я первый увидел удочку и сказал:

— Чур, моя!

Шурик тоже увидел и давай кричать:

— Чур, моя! Чур, моя!

Я схватил удочку, а он тоже вцепился в нее и давай отнимать.

Я рассердился — как дерну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит:

— Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.

— Вот и целуйся со своей калошей, — говорю я, — а удочку нечего рвать из рук.

Я отыскал в сарае лопату и пошел копать червей, Чтобы ловить рыбу, а Шурик пошел к бабушке и стал просить у нее спички.

— Зачем тебе спички? — спрашивает бабушка.

— Я, — говорит, — разведу во дворе костер, сверху положу калошу, калоша расплавится, и из нее получится резина.

— Еще чего выдумаешь! — замахала руками бабушка. — Ты тут и дом весь спалишь со своим баловством. Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игрушки с огнем! И слушать ничего не желаю.

Тогда Шурик взял дверную ручку, которую нашел в сарае, привязал к ней веревку, а к другому концу веревки привязал калошу. Ходит по двору, веревку за ручку держит, а калоша за ним по земле ездит. Куда он — туда и она. Подошел ко мне, увидел, что я червей копаю, и говорит:

— Можешь не стараться: все равно ничего не поймаешь.

— Это почему? — спрашиваю.

— Я заколдую рыбу.

— Пожалуйста, — говорю, — колдуй на здоровье.

Я накопал червей, сложил их в коробочку и пошел к пруду. Пруд был позади двора — там, где колхозный огород начинается. Насадил я на крючок червяка, уселся на берегу и забросил удочку. Сижу и за поплавком слежу. А Шурик подкрался сзади и давай кричать во все горло:

Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!

Я решил молчать и ничего не говорить, потому что с ним всегда так: если скажешь что-нибудь, еще хуже будет.

Наконец он наколдовался, бросил в пруд калошу и стал ее по воде на веревке таскать. Потом придумал такую вещь: бросит калошу на середину пруда и давай в нее камнями швырять, пока не утопит, а потом начинает ее со дна на веревке вытаскивать.

Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:

— Пошел вон отсюда! — кричу. — Ты распугал мне всю рыбу! А он говорит:

— Все равно ничего не поймаешь: заколдована рыба.

И опять плюх калошу на середину пруда! Я вскочил, схватил палку — и к нему. Он давай удирать, а калоша за ним на веревке так и скачет. Еле убежал от меня.

Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил… Уже солнышко высоко поднялось, а я все сижу да на поплавок гляжу. Не клюет рыба, хоть тресни! На Шурика злюсь, прямо избить готов. Не то чтоб я в его колдовство поверил, а знаю, что если приду без рыбы, смеяться будет. Уж чего я ни делал: и подальше от берега забрасывал удочку, и поближе, и поглубже крючок опускал — ничего не выходит.

Захотелось мне есть, пошел я домой, вдруг слышу — кто-то в ворота колотит: «Бум-бум! Бах-бах!»

Подхожу к воротам, смотрю, а это Шурик. Достал где-то молоток, гвозди и прибивает к калитке дверную ручку.

— Это ты для чего прибиваешь? — спрашиваю.

Он увидел меня, обрадовался:

— Хи-хи! Рыболов пришел. Где же твоя рыба?

Я говорю:

— Ты зачем прибиваешь ручку? Здесь же есть одна ручка.

— Ничего, — говорит, — пусть две будут. Вдруг одна оторвется.

Прибил ручку, и еще у него один гвоздь остался. Он долго думал, что с этим гвоздем делать, хотел его просто в калитку загнать, потом придумал: приложил калошу подошвой к калитке и стал ее гвоздем приколачивать.

— А это для чего? — спрашиваю.

— Так просто.

— Просто глупо, — говорю я.

Вдруг смотрим — дедушка с работы идет. Шурик испугался, давай отрывать калошу, а она не отрывается. Тогда он встал, загородил калошу спиной и стоит.

Дедушка подошел и говорит:

— Вот молодцы, ребятки! Только приехали — и за работу сразу… Кто это придумал к калитке вторую ручку прибить?

— Это, — говорю, — Шурик.

Дедушка только крякнул.

— Ну что ж, — говорит, — теперь у нас две ручки будет: одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-нибудь коротенький человек придет. До верхней ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет.

Тут дедушка заметил калошу:

— А это еще что?

Я так и фыркнул. «Ну, — думаю, — сейчас Шурику от дедушки будет».

Шурик покраснел, сам не знает, что тут ответить.

А дедушка говорит:

— Это что ж? Это, наверно, все равно что ящик для писем. Придет почтальон, увидит, что дома никого нет, сунет письмо в калошу и пойдет дальше. Очень остроумно придумано.

— Это я сам придумал! — похвастался Шурик.

— Да неужто?

— Честное слово!

— Ну, молодец! — развел руками дедушка.

За обедом дедушка все разводил руками и рассказывал бабушке про эту калошу:

— Понимаешь, какой остроумный ребенок! До чего сам додумался, ты не поверишь даже! Понимаешь, калошу к калитке, а? Я давно говорю, что надо ящик для писем прибить, а того и не сообразить мне, что проще калошу.

— Ладно уж, — усмехнулась бабушка. — Я куплю ящик, а пока пусть повисит калоша.

После обеда Шурик побежал в сад, а дедушка говорит:

— Ну, Шурик у нас уже отличился, а ты, Николка, тоже, небось, чего-нибудь наработал. Ты уж признавайся, порадуй дедушку.

— Я, — говорю, — ловил рыбу, да рыба не ловится.

— А ты где ловил?

— В пруду.

— Э… — протянул дедушка, — какая же тут рыба? Этот пруд недавно вырыли. Тут даже лягушки еще не развелись. А ты, голубчик, не поленись, пойди на речку. Там у мостика течение быстрое. На этой быстрине и полови.

Дедушка ушел на работу, а я взял удочку и говорю Шурику:

— Пойдем на реку, будем вместе рыбу ловить.

— Ага, — говорит, — испугался! Теперь подлизываешься!

— Зачем мне подлизываться?

— А чтоб я не колдовал больше.

— Колдуй, — говорю, — пожалуйста.

Взял я коробку с червями, банку из-под варенья, чтоб было куда рыбу сажать, и пошел. А Шурик сзади поплелся.

Пришли на реку. Я пристроился на берегу, недалеко от моста, где течение побыстрей, забросил удочку.

А Шурик толчется возле меня и все бормочет:

Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Помолчит чуточку, помолчит, а потом снова:

Колдуй, баба, колдуй, дед…
Вдруг рыба как клюнет, я как дерну удочку! Рыба сверкнула в воздухе, сорвалась с крючка, упала на берег и ну плясать возле самой воды.

Шурик как крикнет:

— Держи ее!

Бросился к рыбе и давай ловить. Рыба по берегу скачет, а он прямо животом на нее бросается, никак поймать не может; чуть она не удрала обратно в реку.

Наконец он ее схватил. Я набрал в банку воды, Шурик пустил в нее рыбу и стал разглядывать.

— Это, — говорит, — окунь. Честное слово, окунь! Видишь, какие у него полоски. Чур, мой будет!

— Ладно, пусть будет твой. Мы еще много наловим.

В этот день мы долго удили. Поймали шесть окуньков, четырех пескарей и даже ершика одного выудили.

На обратном пути Шурик нес банку с рыбой и даже подержать не давал мне. Он был очень рад и совсем не обиделся, когда увидел, что его калоша исчезла, а вместо нее на калитке висит новенький голубой ящик для писем.

— Ну и пусть, — сказал он. — По-моему, ящик еще даже лучше калоши.

Он махнул рукой и поскорей побежал показывать рыбу бабушке. Бабушка похвалила нас.

А потом я ему сказал:

— Вот видишь, а ты колдовал! Ничего твое колдовство не значит. Я в колдовство не верю.

— У! — сказал Шурик. — А я, думаешь, верю? Это одни только дикари верят да старенькие старушки.

Этим он очень насмешил бабушку, потому что бабушка хоть и была старенькая, но тоже не верила в колдовство.