Открыть левое меню нагорный карабах. Нагорный карабах и армения Нагорный Карабах во времена Российской Империи

Нагорный Карабах это исторический регион населенный преимущественно этническими армянами, являющийся де юре частью Азербайджана, но де факто с декабря 1991 года – независимой республикой под патронажем Армении. Конфликт в Карабахе начался в 1988 году, в последние годы существования СССР. Армянское населения Карабаха, являвшееся здесь большинством, и никогда не признававшее власть Баку, почувствовало, что распад Союза дает им шанс добиться независимости от республики Азербайджан, чуждой во всех аспектах жизни: религия (армяне – христиане, азербайджанцы – мусульмане шииты в массе своей), язык, менталитет. Со своей стороны, власти тогда еще советского Азербайджана используют партийные рычаги, чтобы осудить "националистические", "экстремистско-сепаратистские" процессы.

Активизация националистов в среде армян Карабаха с одной стороны, и непродуманные, грубые и бездарные действия и бездействие властей Азербайджанской ССР с другой (как, например, погромы в Сумгаите, жертвами которых стали 26 армян, плюс решение Азербайджана лишь Карабах статуса автономии), лишь только усугубляют ситуацию. Положение быстро перерастает в вооруженный и кровопролитный конфликт, где обе стороны проявляют немало жестокости по отношению к гражданскому населению, как среди армян, так и среди азербайджанцев. После почти 5 лет вооруженного конфликта между азербайджанскими войсками и поддерживаемыми Арменией карабахскими националистами, Карабах переходит под контроль армян. Ни одна страна мира, за исключением, собственно Армении, не признала независимость Карабаха. Вопрос Нагорного Карабаха является камнем преткновения в отношениях Армении и Азербайджана, и обе страны по сей день пребывают в состоянии войны. Кроме того, вопрос принадлежности Карабаха чрезвычайно чувствителен как для армян, так и для азербайджанцев. Все эти вещи следует иметь в виду туристу, путешествующему по Армении, Азербайджану и Карабаху.

В Арцахе (Нагорный Карабах) зафиксировано более 1700 историко-архитектурных памятников, в том числе около 600 монастырских комплексов и более 500 церквей, таких как церковь Ованеса Мкртича в Гандзасарском монастырском комплексе (1216-1238 гг.), соборная церковь монастыря Дади (1214 г.), главная церковь Гтчаванка (1241-1248 гг.), соборная церковь Хадаванка (1204 г.) и уникальные храмовые фрески Хутаванка. Стоит осмотреть руины дворца Хачена (XIII в.) севернее Хоханаберда, монастырь Аваптук (1163 г.) в 5 км. южнее Гандзасара, кладбище Вачара с церковью из отесанных базальтовых камней, церковь Мамакан в Цмакаохе, крепость Качахакаберд (IX в.), знаменитый монастырь Сурб Акоба (предположительно VI в.), монастырский комплекс кошика Анапат (XII-XIII вв.), церковь Сурб Геворк (XIII в.), труднодоступный монастырь Егиш Аракял (XIII в.), монастырь (ХVI в.) и замок (ХVIII в.) в Уреке, огромную крепость Гюлатах, Мардакертскую церковь (1883 г.), монастырский комплекс Сурб Аствацин (1174 г.) недалеко от Дадиванка, крепость Акана у подножья горы Балин, фрагменты загадочного церковного комплекса Инн Мас на плато Чкаарта, а также множество исторических и архитектурных ансамблей в долине реки Тартар.

В настоящее время посещение Карабаха не составляет труда, а Степанакерт связан с Ереваном регулярным автобусным сообщением. Для осмотра многих достопримечательностей потребуется автомобиль, или такси, поскольку регулярное пассажирское сообщение между населенными пунктами внутри Карабаха развито плохо.

Княжеская резиденция Цар интересна церквями Сурб Саргиса, Сурб Григора и Сурб Аствацацин и монастырем Гетамеч (ХII-ХIII вв.), по праву считающимися выдающимися произведениями средневековой армянской архитектуры. Хутаванк ("монастырь на холме") - крупный архитектурный комплекс, один из известных исторических центров национальной культуры. Уникальна и старинная крепость Джраберд, которая ни разу не была взята неприятелем, до сих пор многие секреты ее оборонительной системы остаются непознанными.

pin_dos | октябрь 2014

stereochippie | май 2013

puerrtto | октябрь 2012

asketic_travel | июль 2011

Исторические данные

Арцах (Карабах) является неотъемлемой частью исторической Армении. В эпоху Урарту (9-6вв. до н.э.) Арцах был известен под именем Уртехе-Уртехини. Об Арцахе, как части Армении, есть упоминания в работах Страбона , Плиния Старшего , Клавдия Птолемея , Плутарха , Диона Кассия и других античных авторов. Ярким свидетельством этого является также и сохранившееся богатое культурно-историческое наследие.

После разделения царства Великой Армении (387г.), Арцах стал частью Восточноармянского царства, которое вскоре подпало под господство Персии. В это время Арцах был частью Армянского марзпанства, потом, в период арабского господства, частью наместничества Армения. Арцах являлся составной частью Армянского Царства Багратидов (9-11вв.), а затем Армянского царства Захаридов (12-13вв.).

В последующих веках Арцах подпадал под власть разных завоевателей, оставаясь армянским и имея полунезависимый статус. С середины 18-ого века началось проникновение тюркских кочевых племен на север Арцаха, что привело к столкновениям с местными армянами. В этот период памятны достигшие определенного самоуправления пять армянских меликств (меликства Хамсы), которые достигли пика расцвета и мощи в конце 18-ого века. В конце русско-персидской войны 1804-1813гг., в 1813г. по Гюлистанскому мирному договору Арцах-Карабах перешел под господство России.

Досоветский период

Нагорно-Карабахский конфликт возник в 1917г. в результате развала Российской империи, в период формирования трех национальных республик Закавказья - Армении, Азербайджана и Грузии. Население Нагорного Карабаха, 95 процента которого составляли армяне, созвало свой первый конгресс, который провозгласил Нагорный Карабах независимой административно-политической единицей, выбрал Национальный Совет и правительство. В 1918-1920гг. в Нагорном Карабахе были все атрибуты государственности, включая армию и законные власти.

В ответ на мирные инициативы народа Нагорного Карабаха Азербайджанская Демократическая Республика приступила к военным действиям. С мая 1918г. по апрель 1920г. Азербайджан и военные подразделения поддерживающей его Турции совершали акты насилия и массовые убийства по отношению к армянскому населению (в марте 1920г. только в Шуши были убиты и депортированы около 40 тысяч армян). Но даже таким образом им не удалось заставить народ Нагорного Карабаха принять власть Азербайджана.
В августе 1919г. Карабах и Азербайджан с целью предотвращения военного конфликта заключили предварительное соглашение, по которому договорились обсудить проблему статуса области на Парижской мирной конференции.

Знаменательна реакция международного сообщества. Лига Наций отклонила запрос на членство Азербайджана в организации, мотивируя это в том числе и тем, что сложно определить четкие границы и территории, находящиеся под суверенитетом этого государства. В числе других спорных вопросов был вопрос статуса Нагорного Карабаха. После советизации региона проблема выпала из повестки дня международных организаций.

Нагорный Карабах в советские годы (1920-1990)

Установление советской власти в Закавказье сопровождалось созданием нового политического порядка. Советская Россия также признала Нагорный Карабах спорной территорией между Арменией и Азербайджаном. По заключенному в августе 1920г. соглашению между Советской Россией и Армянской Республикой, российские войска временно обосновались в Нагорном Карабахе.

Сразу после установления советской власти в Армении, 30-ого ноября 1920г., Ревком Азербайджана (Революционный комитет - в то время главный орган большевистской власти) в своем заявлении признал территории, на которые ранее претендовал Азербайджан - Нагорный Карабах, Зангезур и Нахиджеван, неотъемлемой частью Армении.

Национальный Совет Азербайджанской ССР, на основе соглашения между Ревкомом Азербайджана и правительствами Азербайджанской ССР и Армянской ССР, декларацией от 12-ого июня 1921г. провозгласил Нагорный Карабах неотъемлемой частью Армянской ССР.

На основе заявления Советского Азербайджана об отказе от претензий на Нагорный Карабах, Зангезур и Нахиджеван и соглашения между правительствами Армении и Азербайджана от июня 1921г. Армения тоже провозгласила Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью.

Текст декрета, принятого правительством Армении, был опубликован как в прессе Армении, так и Азербайджана ("Бакинский рабочий", орган Центрального Комитета Азербайджанской Коммунистичес¬кой партии, от 22-ого июня 1921г.). Таким образом, свершилось правовое закрепление присоединения Нагорного Карабаха к Армении. В контексте норм международного права это стало последним законным актом по Нагорному Карабаху во время коммунистического режима.

Игнорируя действительность, 4-ого июля 1921г. Кавказское Бюро Коммунистической партии России созвало пленарное заседание в столице Грузии Тбилиси, в ходе которого опять подтвердило факт принадлежности Нагорного Карабаха Армянской ССР. Однако под диктовку Москвы и при прямом вмешательстве Сталина в ночь на 5-ое июля решение, принятое в предыдущий день, было пересмотрено, и было принято принудительное решение включить Нагорный Карабах в состав Азербайджана и сформировать на этой территории автономную область, в нарушение даже действующей процедуры принятия решений. Это явилось беспрецедентным правовым актом в истории международного права, когда партийный орган третьей страны (РКП(б)) без какой-либо правовой основы или полномочии определяет статус Нагорного Карабаха.

Азербайджанская и Армянская ССР в декабре 1922г. были включены в процессы формирования СССР, и только на одной части территории Карабаха 7-ого июля 1923г., по решению Центрального исполнительного революционного комитета Азербайджанской ССР, была сформирована Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской ССР, чем, по сути, карабахский конфликт был не решен, а временно заморожен. Более того, было сделано все, чтобы Нагорно-Карабахская автономная область не имела общей границы с Арменией.

Но за весь советский период армяне Нагорного Карабаха никогда не смирились с этим решением и на протяжении десятков лет постоянно боролись за воссоединение с Родиной.

За все время пребывания Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджанской ССР руководство этой республики регулярно и последовательно нарушало права и интересы армянского населения. Дискриминационная политика со стороны Азербайджана по отношению Нагорного Карабаха выражалась в попытках искусственной приостановки социально-экономического развития области, превращения ее в сырьевой придаток, активного вмешательства в демографический процесс, уничтожения и освоения армянских памятников и культурных ценностей.

Дискриминация Азербайджана по отношению к Нагорному Карабаху оказала влияние и на население Карабаха, став основной причиной его эмиграции. В результате этническое соотношение населения Нагорного Карабаха изменилось. Если в 1923 году армяне составляли 94,4 процента, то по данным 1989 года процент армян снизился до 76,9. Политика выдавливания армян прошла с большим успехом в другой армянской области - Нахиджеване.
Народ НКАО и власти Армянской ССР неоднократно обращались к центральным властям СССР с просьбой пересмотреть решение о передаче Карабаха Азербайджану, но эти обращения либо игнорировались, либо получали отказ, становясь причиной преследования авторов обращений. В числе их - Обращение Правительства Армянской ССР и Центрального Комитета коммунистической партии Армении к Правительству СССР и Центральному Комитету КПСС в 1945 году, адресованные властям СССР письма с 2,5 тысячами подписей населения НКАО в 1963 году и с более 45 тысячами в 1965 году, предложения коллективных хозяйств НКАО в рамках общенародных обсуждений новой Конституции СССР в 1977 году.

Активный этап Нагорно-Карабахского конфликта

Современный этап Нагорно-Карабахской проблемы начался в 1988 году, когда в ответ на требование населения Карабаха о самоопределении, азербайджанские власти организовали резню и этнические чистки против армян на всей территории Азербайджана, в частности, в Сумгаите, Баку и Кировабаде.

10-го декабря 1991 года население Нагорного Карабаха на референдуме подтвердило объявление независимой Нагорно-Карабахской Республики, что в полной мере соответствовало как нормам международного права, так и букве и духу действовавших в то время законов СССР. Таким образом, на территории бывшей Азербайджанской ССР сформировалось два равноправ¬ных государственных образования - Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика.

Этнические чистки азербайджанских властей на территории Нагорного Карабаха и в сопредельных армянонаселенных районах вылились в открытую агрессию и полномасштабную войну со стороны Азербайджана, что привело к десяткам тысяч жертв и серьезным материальным потерям.
Азербайджан ни разу не прислушался к призывам международного сообщества, в частности, к закрепленным в резолюциях СБ ООН по Нагорному Карабаху: прекратить военные действия и перейти к мирным переговорам.
В результате войны Азербайджан полностью оккупировал Шаумянский район НК и восточные части районов Мартуни и Мартакерт. Под контроль сил самообороны НК перешли сопредельные районы, которые в вопросе обеспечения безопасности сыграли роль буфера, перекрыв возможность дальнейших бомбардировок населенных пунктов НК со стороны Азербайджана.

В мае 1994 года Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения заключили соглашение о перемирии, которое, несмотря на нарушения, действует до сих пор.

Переговоры по урегулированию конфликта проходят при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция).

Все свои поездки всегда планирую за полгода, а то и больше. Весной этого года хотел посетить тур. выставку в Гостином дворе, но не мог выкроить время. Вдруг все мои знакомые, побывавшие там в первый день, стали рассказывать о произошедшем там скандале. Две женщины и мужчина представляли туры в Нагорный Карабах . Они не простояли и полдня, потому что молодые ребята, человек 15-20, блокировали их стенд, развернув свои флаги и плакаты.

Эта группа лиц выдвигала политические требования. По словам очевидцев, поражало не безучастие милиции, а спокойствие карабахцев. Не каждый способен сохранять выдержку, когда превосходящие числом люди оскорбляют и угрожают. Стенд Нагорного Карабаха на следующий день сняли, но скандал все же получил огласку.

Так я узнал, что есть туры в Карабах, а впоследствии задумал туда съездить дня на три-четыре. Позже решил взять такой тур: Нагорный Карабах 2 дня + Армения 2 дня. Пытался собрать информацию о турах в эту непризнанную республику, но почти ничего нигде не было. Немного выручил товарищ, стоявший рядом с карабахцами на выставке, потому что они успели передать моему другу кое-какие рекламные буклетики.

На карте Армении, продающейся в московских магазинах, Карабах не обозначен. На карте Азербайджана Степанакарт именовался Ханкенди. Приложение рассказывало, что в Ханкенди открыт университет, один институт, две-три школы. Также сообщалось, что жизнь налаживается, но ж/д в Баку временно закрыто. Негусто. Интернет тоже мало что дал. В общем, информацию собирал по маленьким капелькам.

Поездку запланировал на начало октября (в это время погода там - что надо), маршрут передвижения тоже продумал и через своего постоянного туроператора вышел на турфирму в Ереване.

В общем, в среду с утра мы с женой вылетали в Ереван, а в воскресенье вечером должны были вернуться. Конечно этого мало, но все же лучше чем сидеть в слякотной Москве.

Полет прошел хорошо. Пролетая над Кавказом, видели Эльбрус. Два раза развернулись над Севаном, и вот нас уже встречают в аэропорту с табличкой. Сразу едем в Карабах, а это почти 400км от Еревана. Знакомимся с встречающей стороной. Гид, девушка по имени Лилит, имеет историческое образование, преподает в университете и работает в свободное время в турфирме. Водитель Агас. Машина - старенький Опель.

Непередаваемый армянский колорит почувствовался сразу. Остановил нас гаишник. Агас вышел, поздоровался с ним за руку, о чем-то немного поговорил и только потом показал документы. На мои вопросы водитель ответил так: "Гаишников у нас мало, почти каждого мы знаем в лицо".

Проезжаем по араратской долине. Справа от нас гора Арарат, закрытая облаками. Тут мне приходит эсемеска: "Приветствуем вас в зоне роуминга Турции". Турция совсем рядом. Лилит рассказывает, что когда сюда приезжал царь Николай Второй, Арарат был закрыт. Николай хотел увидеть гору, но это никак не удавалось в течение трех дней, а на четвертый царю донесли: "Арарат открылся". "Теперь я не хочу его видеть," - ответил последний правитель России.

Агас - прекрасный водитель, летим 100-120км/ч. Обгоняем старую "Волгу", под завязку забитую гранатами. Агас решает нас угостить. Тормозим "Волгу", покупаем гранаты, усаживаемся и едем. Лилит и Агас переговариваются на армянском, гид начинает ругать водителя, тот оправдывается. Выясняется, что фрукты мы купили дорого, а главный аргумент, который приводит в защиту Агас, - что торговец был из г. Ардашата. Люди оттуда известны в Армении как жадины, у которых сбивать цену бесполезно. Тут немного отвелекусь и отмечу, что если армянин не сбрасывает цену, его нужно спросить: "Ты что, ванети?". Ванети - это выходцы из Ардашата. Ванети быть не почетно.


Трасса начинает петлять, подъезжаем к горам. Пейзажы меняются, один вид краше другого. Останавливаемся возле крутого склона. "Наша дорога к Карабаху обстреливалась из Нахичевани во время войны" - поясняет Агас и показывает два торчащих в горе снаряда. Они не взорвались, их разминировали и воткнули на приличной высоте. На память потомкам.

Петляем, петляем, поднимаемся все выше и выше, уши немного закладывает. Один перевал, другой, и вот мы влетаем в настоящие облака. Начинается дождь, становится прохладно. "Здесь всегда не жарко, это сисианский перевал," - обьясняет гид. Наш Опель взобрался на плато, то туман, то снова ясно. Дома крестьян небогатые, да и где они в Армении богатые? Вокруг альпийские луга, в этом районе проживают люди, разводящие скот.

Часто останавливаемся, - то коровы, то барашки переходят дорогу. День близится к концу. Вдруг в одном месте опять остановка, дорогу перегрождает стадо коров. Тут я заметил, что стоим не только мы. Чуть впереди Мерседесы с мигалками и джипы сопровождения покорно ждут, потому что коровы никогда не уступят дорогу. Из Карабаха возвращается мэр Еревана, но узнали мы об этом потом.



Темнеет в горах быстро, успеваем посмотреть сверху на Горис. "Это последний город Армении, дальше Карабах, полюбуйтесь видом Гориса," - рекомендует Агас. Городок зажигает свои огоньки, мы все немного отдыхаем перед самым трудным участком дороги. У водителя хорошее чувство юмора: "Черное золото Армении - это асфальт," - мимолетом замечает он. Будет асфальт - будет работа у армян, будут дороги, тогда и деньги тоже будут. Нужно заметить, трассы везде отличные.


Дальше движемся в полной темноте, становится жутковато. Встречные машины не попадаются минут по 10-15, жизнь, кажется, замерла. Наконец въезжаем в Лачин. По волнам памяти пробегает словосочетание "Лачинский коридор". Этот поселочек называется теперь "Бердзор", здесь жили азербайджанцы. За Лачин шли упорные бои, ведь это главный въезд в Карабах. Людей в поселке не много, как впрочем и работы.

После Бердзора кажется, что дорога издевается над нами, виражи становятся особенно крутыми, начинается страшный ливень, на лобовом стекле взбунтовалась щетка и чуть не улетела в туман, а может, и в пропасть.

Скорость у автомобиля небольшая, вспышки молнии освещают шоссе. Наконец мы в Степанаперте. Это название город получил в 1923г. в честь одного из 26 бакинских комиссаров Степана Шаумяна (на самом деле, бакинских комиссаров теперь не 26, а непонятно сколько, в Баку армян вычеркнули.). Город кажется непривычно большим после посёлков по дороге, расположен он на холме и имеет несколько уровней. Везде горят фонари, в центре необычайно много частников-таксистов. Клиентов не видно, но таксисты упорно их ждут.

Отель мы с трудом нашли, вселяемся. Отель нормальный, но с ужином есть проблемы. Продукты покупаются под заказ, население здесь бедное... Мы с Диной (моя жена) решаем все же поужинать. На улицах ни души, таксистов стало меньше, а армянское время - только 23:00. Видим какую-то кафешку с огоньками, идем к ней. Что нас там ждет - неизвестно, я готов ко всему.

Может, там боевики с автомтатами, может, продуктов тоже нет, может, на нас, русских, набросятся местные. Предполагали все что угодно, но увиденным я был просто ошарашен: в полупустом зале работает телевизор, официант смотрит "Дом-2". Ксюша Собчак разбирает отношения в какой-то паре. Эх, не в свое время Ксюша родилась, появилась бы лет на двадцать пораньше, тогда эта выпускница МГИМО и секс-символ молодежи без проблем разрулила бы отношения на Кавказе.

Ужинаем вкусным шашалыком и идем спать, день наконец-то закончен.

Утром осматриваем город. Война закончилась 12 лет назад, никаких следов от нее не видно. Лишь некоторые дома хранят следы от пуль и снарядов. Людей на улицах много, все отлично говорят по-русски (много беженцев из Баку), в центре продают продают цветы и похоронные венки в одной палатке. У нас в Москве такое вряд ли возможно. Детвора идет в школу с букетами, вспоминаю, что сегодня праздник - день учителя.

Символ Карабаха - памятник возле выезда из города "Папик и Татик". Две большие и удивительно милые головы дедушки и бабушки из красного камня. Дедушка с бородой, у бабушки рот закрыт платком, это национальная одежда карабахских женщин.

В советские временя в этих местах было зафиксировано самое большое число долгожителей, и это не удивительно: лес, горы и воздух, который можно не только пить, но и есть, как кислородный коктейль. Что еще нужно было в те времена для счастья? Даже самое старое дерево на территории СССР (возраст 2000 л.) растет где-то здесь.

Теперь я хочу сделать небольшое отступление и спросить: "Что такое история?". Прошедший день уже история, мы его помним. А тот период, когда нас не было, воспринимаем от других людей, хотя хронология событий, да и сами события могли развиваться по-другому. А были ли они вообще? Я знаком с двумя версиями истории Карабаха. Теория о том, что армяне появились в этих местах в 18-19 веке, и все исторические постройки специально состарены, мне кажется неправдоподобной.

В грузинских и персидских летописях упоминается с 14-15 веков местность Баги Сиах, по-персидски это "черный сад", а на тюркском языке звучит как "кара бах". Армяне Карабах именуют Арцахом. Был такой царь Ар, который сажал деревья "цах". Другая версия: "сар" - гора, "цах" - лес. Гор, покрытых лесом, тоже предостаточно. Историк Страбон упоминает об Арцахе, входившем в Великую Армению и прославившимся своей конницей. После крупного антиперсидского восстания в 5 веке, известного как Священная Вардановская Война, большая часть армян скрылась на территории Арцаха в густых лесах и продолжила партизанское движение. К концу пятого века Арцах приобрел определенную независимость, появились первые цари.

В 10 веке ведущую роль в царстве начинает играть княжество Хачен. До монгольского вторжения край сильно развивается, строятся монастыри. После монголов Арцах сильно дробится, появляется институт управления под названием "меликство". Потомки царей, "мелики", правят каждый своим наделом.

В 1701г. армяне Арцаха просят Петра Первого о вхождении в состав России, но тогда осуществить это было просто невозможно. Воспользовавшись внутренней распрей в 50-х годах 18 века, предводитель кочевого племени Сарыджаллу Танах Али при поддержке мелика Варанды Шанхазара Второго обосновывается в крае, ставит на месте крепости Шовшаберд крепость Шуши и провозглашает себя ханом Карабаха. В 1805г. Карабах добровольно вступил в состав России, что было потом записано в "Гюлистанском мирном договоре".

В 1826г. карабахцы вместе с русскими воевали с Персией. Посетивший театр военных действий А. С. Пушкин упоминал карабахский полк.


Первые большие и известные межнациональные столкновения произошли в 1905г., а затем еще большие в марте 1920г. Побывавший в Шуши в мае 1920г. С. Орджоникидзе описывал большие разрушения в городе.

Советская Власть присоединяет Карабах сначала к Армении, а затем решает вопрос в пользу Азербайджана. Бакинская нефть - серьезный аргумент. В то же время Ленин отдает Турции Карскую область- армянскую территорию. После погромов людей там оставалось мало, а обороняться молодая Советская Власть была не в состоянии. Так Армения теряет свой символ - гору Арарат. Нахичевань - тоже бывшая армянская территория.

Мы, осмотрев памятник, движемся в сторону монастыря Гандзасар (это почти 50км от Степанакерта). Дорога великолепная: горы, лес, желатая и зеленая листва - заглядение, одним словом. Встречаем старую женщину на ослике, она пасет овец. На вопрос о ее возрасте хитро улыбается. "Кокетничает. Замуж хочет выйти," - шутит Агас. На осликах здесь ездят 10% населения, еще 10% - на мотоциклах, а остальные - на российских авто.



Лилит обращает наше внимание на старую крепость под названием Качахаберд (сорочья крепость), которая упоминается в девятом веке. Там пряталась от врагов княгиня Спрам из Хачена. Качахаберд расположена довольно далеко от дороги, да и взобраться туда проблематично.

Едем дальше. Чистая и быстрая речка Тартар шумит в долине, а сверху наша дорога. Останавливаемся в деревне Ванг. Памятник воинам Отечественной войны соседствует здесь с монументом "Герои Арцаха", все ухожено. Карабахские армяне всегда были известны в Армении и за ее пределами своим стойким характером, многие из них во время ВОВ были награждены орденами и медалями. Во всем мире нет такого, чтобы из одного небольшого местечка вышли два маршала. Из деревни Чардахлы - маршал Баграмян и маршал Бабаджанян.



Наше внимание привелекает забор из одних азербайджанских автомобильных номеров. Оказывается, бывший сотрудник ГАИ огородил так свою территорию. А рядом стоит отель в форме корабля. Богатый человек, выходец из этой деревни, построил дорогу, отель и отреставрировал монастырь Гандзасар, куда мы и направлялись. Монастыри в Армении строили всегда в труднодоступных местах, на горах или в ущельях. Страна много раз подвергалась нашествиям, а туда пока еще враг доберетя. Это и спасало постройки.

Гандзасар был построен в 1238г., но крещение было отложено на два года в связи с нашествием монголов на Хачен. Историк Киракос Гандзакеции писал, что при крещении присутствовало более 700 одних только священников.

Ныне здесь немноголюдно, чувствуется удивительная благодать и спокойствие. Прекрасный вид на покрытые в жёлто-зелёно-рыжие тона горы. Даже шум реки Тартар здесь почти не слышен. Только сороки удивляясь нашему присутствию переговариваются на своем трескучем языке.

Заходим в храм. Могильные плиты князей, как символ покорности судьбе, уложены так, чтобы по ним ходили. Потолок в претворе храма в виде сталактитов. Лилит показывает нам два еле видных изображения. Справа и слева от алтаря на старых стенах и высоте в три метра угадываются лики ангелов. Они появились после окончания войны в 1995г. Иконопись в армянских церквях была не развита, может, батюшка сам нарисовал? Думаю, что нет. В жизни много необычного и необъяснимого.

На выходе из монастыря встречаем армянских туристов из Австралии. Каждый армянин считает своим долгом побывать на исторической Родине. К тому же посмотреть в Арцахе и в Армении есть на что.

Вновь проехав через Степанакерт, движемся в Шуши.


Этот городок расположен в 10 км. от Степанакерта и возвышается над ним, до войны там были санатории. Въезд в Шуши только с одной стороны, по одной дороге, с трех сторон неприступные скалы. На подъеме в гору - старое армянское кладбище, часть плит повалена, они, как солдаты, тоже пали во время войны. Остатки крепостной стены напоминают, что Шуши всегда был городом-крепостью.


Вдруг замечаем пятиэтажку с обгоревшей вывеской "Товары для детей". Окна в доме почти все выбиты, часть квартир подвергалась пожару, первый этаж (бывший магазин) завален кирпичами, а на доме следы от пуль и снарядов. Но на трех или даже четырех балконах развешено белье. Значит здесь живут люди.





Подьезжаем к небольшому отреставрированному после боев зданию. Там висит плакат на армянском языке. Лилит нам читает: "Да здравствует Карабахская Армия-освободительница". Направляемся к мечетям, их две. В советские временая обе работали, но ни одна карабахская церковь не функционировала, хотя армян-христиан намного больше, чем мусульман. В этом районе квартиры в домах разбитые и не очень расположились в шахматном порядке.


Смерть и жизнь играли здесь свою партию. Много пустых пятиэтажек, жилые заселены лишь на треть. Хотя, честно говоря, "заселены" - слишком громкое слово, значащее лишь то, что на балконах развешено белье, чтобы никто не претендовал на квартиру. А так значит место занято. Дверей в подъездах нет, а вместо стекол порой целлофан, везде груды строительного мусора и следы, следы, следы войны.

Вылезаем из машины, идем пешком. Проходим мимо пяти-шести женщин. Здороваемся, молча проходить здесь не принято. Первый вопрос нам: "Откуда вы?". Отвечаем. Они сразу говорят: "Посмотрите, как мы живем!". Начинают рассказывать про свою жизнь. История у всех практически одна: "... Я жила в Сумгаите, попала там под погром...... Я жила в Баку, в 88-ом переехала в Карабах...... Я жила в Азербайджане, теперь здесь вот...". "А я жила и буду здесь жить! Они меня выгнали из квартиры, я потом вернулась...," - говорит одна старушка. "Наши освободили.... Наши их прогнали.... Наши молодцы..." Люди доверяют нам свою боль, к разрухе они привыкли. Как говорится: "Глаз замылился". Но обида осталась.

Подходим к верхней мечети. Она похожа на красивую женщину в старости, чувствуется её былое великолепие. Минареты в нарядной мазайке и с дырками от снарядов. Входим внутрь. Там разруха, но мусора нет. Очень красивый потолок подпирают белые колонны, из разных окон через литые решётки льётся мягкий свет. Перемещаюсь к дальнему окну с правой стороны и вижу заросшие травой могильные плиты, на них надписи "лапшой". Впечатление такое, что они изучающе смотря на меня, как будто хотят пожаловаться: "Выслушай, у нас тоже есть обиды.... С нашими живыми обошлись нехорошо... Нас никто не навещает... За что всё это?!"






Пробежал холодок по спине, я отпрянул. Посмотрел на левую сторону окон, в разбитой пятиэтажке на балконе женщина вытряхивала коврик, причем делала это так, будто призывала: "Посмотри, как живут победители!".

Мощеной былужником улочкой мимо разбитых частных домиков поднимаемся вверх города. Подъем довольно крут, разница между нижней и верхней частью - сто пятьдесят метров. Какой же это раньше был город! Красивый, зеленый, великолепный, как и вид на окрестности. Как такое могло случиться, почему красота не спасла мир?

Наверху видим сгоревший автобус, он приехал на свою конечную. Железные ворота в одном дворике изрешечены пулями, а дома самого уже нет, лишь только стена, которую и стеной трудно назвать, и так почти везде.

Нам встречается группа мужчин. Из них резко выделяется один человек, зовут его Андроник. Одет в пиджак, левый рукав пуст, на правой руке нет двух пальцев. Андроник пользуется уважением. Сколько же ему лет? Вдруг понимаю, что Андроник лет на пять-шесть моложе меня. Дурацких вопросов про войну не задаем. Какое-то время он идет рядом с нами: "Вот подождите, восстановим Шуши, как Степанакерт, тогда приедете отдыхать к нам снова! Здесь великолепный воздух, для легких полезно. Вчера приезжал мэр Еревана, будут собирать деньги для нашего города". Жму на прощание Андронику руку. Фотографируемся. Записываем его адрес, обязательно пришлём фотографию.


В верхнем городе картина чуть лучше. Пятиэтажки тоже после боев, но в одной квартире замечаем пластиковые окна. Беженка из Грозного продает нам свечки возле отремонтированной церкви, жизнь она делит на "до 91-ого" и "после 91-ого".


Ставим свечи за всех этих несчастных людей. Вдруг дневную тишину храма нарушает весёлое автомобильное бибикание. Пять разукрашенных машин привезли невесту, жениха и гостей. Значит, что-то налаживается, по крайней мере, очень хочется в это верить.

Едем обратно, я замечаю памятник. Человек из белого мрамора сидит на скамейке, слева от него место свободно. Может, присесть? Да нет, как-то жутковато все здесь. Вдруг статуя обнимет левой рукой и утащит в свой мир мертвых?

Рядом расположен Дом Культуры, а на нем плакат. Прошу Лилит перевести, она сначала мнется, но потом исполняет просьбу: "Родина одного народа не может долго быть Родиной другого народа".

Осенью 91-ого оставшийся без "горбачевской" крыши "Ласковый май" сворачивал свой бизнес. А оставшийся без прямого управления из Москвы Карабах готовился к войне. Уже давно нет в Степанакарте азербайджанцев, а в Шуши - армян, зато есть перебои со светом, теплом, продуктами. Степанакерт вообще оказался отрезан от внешнего мира: дорога на Лачин была тогда блокированна, три раза в день прилетал вертолёт из Армении, но что это для целого города и окрестных послеков?

У Советской Армии была такая тактика войны в Закавказье: принять на себя удар врага в Нахичевани и Армении, измотать его, и перейти в наступление на его территорию. Исходя из этого, крупные склады оружия распологались в тылу, в Азербайджане. Поэтому перевес в вооружении после развала Союза был почти 1:3 в пользу Баку. В сентябре война в первый раз по-настоящему заявила о себе, произошел первый ракетный обстрел Степанакерта из Шуши. Ереван и Степанакерт всячески стремились потянуть время, хотя, конечно, горячие головы есть всегда и везде.

И вот над Карабахом в ноябре сбит вертолет с журналистами и руководством МВД Азербайджана, выжить не удалось никому. В случившимся обвинили Ереван. Наверно, это и было началом большой войны. Обстрелы стали почти стали ежедневными. Первый ответ из Степанакерта пришелся на поликлинику в Шуши. В обоих городах были большие потери. Такое положение сохранялось всю зиму 91-92г. Зима эта и последующие, начала девяностых, - самые трудные годы в истории Армении.

Беженцы из Азербайджана, прошедшее землетрясение, отрезанность дорогами от всего мира, электричество давали в сутки на 1 час, начавшаяся война с превосходящим по силам противником, да и экономика после развала Союза была почти никакой. Везде было холодно. Люди собирались погреться в каком-то одном доме, человек клал на печку принесённый с собой кирпич или камень и бежал потом домой, согреть этой крохой тепла близких. Армяне выстояли. Удивительное дело, количество разводов в семьях в то время по Армении было равно нулю.

Весной командование Степанакерта поставило задачу овладеть Шуши, но лобовые атаки успеха не приносили были большие потери. Первой ласточкой победы стало открытие "Лачинского коридора". Почти три месяца боёв, и небольшой, но очень стратегически важный посёлок взят.

В Шуши ситуация тоже была не лучше: дороги отрезаны, но сдаваться гарнизон не собирался. На этой войне таких вариантов, как у Салмана Радуева (он со своим отрядом 150-170 боевиков + 30 пленных омоновцев ускользнул из тройного оцепления) не было. Вопрос стоял: "или они, или мы", "ковалевы, новодворские, боровые", общество их наверное просто разорвало бы.

Шуши взяли в мае 1992г. Армянские бойцы по отвесным скалам, буквально цепляясь зубами за камни, взобрались ночью. Противник этого не ожидал, но и не сдавался. Бои шли за каждый метр, пощады быть не могло. Я когда был там, думал об одном - находились или нет женщины и дети в осаждённом городе. В Сепанакерте - да, а здесь? Наверное, тоже да. Куда ты денешься, когда твой дом, двор, улица вдруг стали линией фронта? Да и любой человек всегда надеется на лучшее.

В июне-июле Баку перешёл в мощное наступление. Перевес в тяжелом вооружении сильно сказывался, но Арцах вновь выстоял. Из разных концов света приезжали армяне-добровольцы помочь своим братьям. Затем боевые действия шли с переменным успехом. В критические моменты министры обороны обеих сторон отправлялись в отставку.

Ну а армянский юмор остается таковым и на войне. На одном участке фронта с вертолета рассыпали муку, противник решил, что это химическое оружие, и отступил. На другом участке, к ишаку привязали аккумулятор, присоединили автомобильные фары, засыпали в зад красного перца, и ночью ишак побежал на вражеские позиции. Противник подумал, что это новое чудо-оружие, открыл обстрел. Так были выявлены огневые позиции.

Второй тяжелый период для Степанакерта - конец 93-го года, приход к власти в Баку Г. Алиева и последовавшее за ним мощное наступление. Помните вино "Агдам"? За этот город тогда шли упорные бои. Арцах отбил натиск и перешел в контр-наступление.

"Что вы здесь делаете, в Москве? Армянские танки в 300 км от Баку!" - кричал тогда перед телекамерами на торговцев азербайджанцев В. Жириновский. Победа, как женщина, достается тому, кто ее больше желает.

Мы покидаем город-призрак. Нам нужно попасть к вечеру в Ереван. Едем той же трассой. Впечатление очень сильное, какое-то время разговаривать не хочется. От мыслей отвлекает дорога, как только мы вчера в тумане тут проскочили. Спасибо Агасу, он отличный водитель. Ну а мы с женой смотрим участок, который в темноте не видели. Очень понравилась деревня Тех, бывшее село Кёрес. Это целый пещерный город, люди жили здесь с незапамятных времён. Даже церковь пещерная имеется.



В одном месте любуемся горами в виде перевёрнутых вверх сосулек. Красота и загляденье, других слов нет. В Ереван попадаем поздно вечером. Следующие два дня у нас - г. Дилижан, озеро Севан, ц. Хор-Вирап, мон. Нараванк и Гегард, сам Ереван и, особо хочу отметить, гарнийское ущелье. Стоит ехать в Армению, хотя бы чтобы всё это увидеть.

Я очень хорошо помню одну байку, ходившую в народе в конце 80-х годов прошлого века. В маленьком городке (название тогда упоминалось, а сейчас я его уже точно не помню) близ Ленинграда, в детском саду, повариха кипятила молоко, в которое случайно попала мышь. Времена были тяжелые, с продуктами напряженка, и женщина, выбросив мышь, дала молоко детям.

В том городке травили грызунов, и отрава попала в еду. Дети от яда почти все умерли, повариха повесилась, директора детского сада посадили. Смысл байки - Советская Власть плохая. Историй с подобным выводом тогда ходило много. Но если взяться за ум и подумать в данном конкретном случае, то картина будет другой.

Мышь весит 100-150г, попавший в еду и убивший ее яд - 3-10г. Оказавшись в пятилитровой (возможно, и большей) бадье, эти 3-10г растворяются. Что будет человеку, который весит 25кг, от этой дозы, растворенной в пяти литрах, если он выпьет 250 гр.? Да и целиковая доза отравы, которую взяла на себя мышь, не будет смертельной для ребенка. Максимум - понос. В. Ющенко более сильная доза не взяла. Но тогда мы верили в подобные байки, их было много, они вызывали недовольство.

Специальная агентура распространяла их. Наше. общество того времени было сравнимо с ребёнком 3-5 лет. Думали переименуем улицу, отсоеденим соседа нахлебника и заживём как в Америке. Распространялась тогда и байка, что Армения закрыла свою атомную станцию заботясь о своей экологии, а электричество хочет брать из России. Выдающийся философ современности С. Г. Кара-Мурза в своих книгах "Советский проект", "Манипуляция сознанием" и др. подробно разбирает как нас тогда дурили.

Он сам неполенился, ездил в городок, где "мышь отравила детей" и опрашивал жителей. Ничего подобного там небыло. Да и журналисты современные обязательно расскопали бы эту историю. А тогда общество медленно, шаг за шагом, готовили к слому жизнеустройства. Внушали мысль, что лучше будем жить одни, без Кавказа, Средней Азии и Прибалтики.



Каждый из нас имеет соседей: по дому, по даче, по гаражу и т. д. С кем-то дружим, а с кем-то так, не очень, но стараемся не драться. Люди, посещавшие Карабах в советские времена, отмечают, что два народа жили обособленно. Смешанные браки были крайней редкостью. Но жили. Пришёл Горбачёв, пошла гласность, наметились первые трудности в жизни. Монолит советского общества дал трещину. Виноградники вырублены-" сухой закон ", те противоречия, которые сглаживались в дружеских застольях, выплыли на поверхность. Посадив немецкого пилота на Красной Площади скинули прежних армейских руководителей, поставили своих.

У В. И. Ленина есть работа о самоопределении наций. Что сложного? Армян почти 70%, дайте им автономию. А. Д. Сахаров предлагал решить проблемы Карабаха "по-ленински", но верные "ленинцы" Горбачев и Алиев таковыми не оказались. Пошли первые выступления народа, как с одной, так и с другой стороны. КГБ в Карабахе устранился, а может, выполнял другие задачи (вспомните учения с гексогеном в Рязане послы взрывов домов в Москве). В обществе запахло кровью.

И вот в Агдаме застрелены из пистолета двое пастухов-азербайлжанцев. Неизвестно, кто это сделал. В ответ на это почти за 800км. в г. Сумгаит ночью на автобусах приезжают "пэтэушники" с металлическими прутьями, вернее их туда организованно привозят (нужно отметить, что людей привезли из тех районов, в которых армяне не жили). В мирном городе жителей вытаскивают из квартир, бьют, забирают имущество, раненых даже катком переезжают только за то, что они армяне.

Всё это продолжается 3 дня. Вдумайтесь в эту цифру, ведь это 72 часа. Где милиция, армия, КГБ? "Мы опоздали в Сумгаите на 3 часа," - цинично скажет потом Горбачёв. Ну и как говориться: "Процесс пошёл, процесс необратим." Армяне и азербайджанцы, веками, пусть и не всегда дружно, но жившие рядом, разъезжаются.

Почему был выбран Сумгаит, а не Баку? Да потому что знаменитая на весь мир бакинская интеллигенция никогда не допустила бы погромов. Последние армяне покинут Баку в 1990г. Азербайджанцев из Армении уедет 190 тыс, армян из Азербайджана 350 тыс. В. В. Жириновский утверждал, что в КГБ всё знал заранее, но никто ничего не делал специально.

Как организовываются погромы, мы все видели в 1999г. возле американского посольства в Москве. Ведь кто-то шепнул футбольным фанатам, что можно и нужно похулиганить, а милиция не тронет. Потом этот сюжет, как призыв к действию, долго крутило телевидение.

Сейчас Армения и Азербайджан не имеют дипломатических отношений, на границе - противотанковые рвы и минные поля. Думаю, это надолго. Определенные люди умышленно вели дело к распаду Советского Союза, стравили между собой два народа, цивилизованный развод не вписывался в сценарий. А сколько из-за этого искалеченных судеб, сколько жертв.

Кто организовал погромы в Сумгаите? Почему ракетную воинскую часть из Чечни вывели сразу в 1985г., а стрелковое оружие оставили?

Самое главное - обществу это уже не интересно.


Здесь возникло военное столкновение, так как армянские корни имеет подавляющее большинство жителей, населяющих Суть конфликта в том, что Азербайджан предъявляет к этой территории вполне обоснованные требования, однако жители региона больше тяготеют к Армении. 12 мая 1994 года Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом был ратифицирован протокол, установивший перемирие, в результате приведший к безоговорочному прекращению огня в зоне конфликта.

Экскурс в историю

Армянские исторические источники утверждают, что Арцах (древнеармянское название) впервые упоминается еще в VIII веке до н.э. Если верить этим источникам, то Нагорный Карабах являлся частью Армении еще в период раннего Средневековья. В результате завоевательных войн Турции и Ирана в эту эпоху значительная часть Армении перешла под контроль данных стран. Армянские княжества, или меликства, на тот момент располагавшиеся на территории современного Карабаха, сохранили полунезависимый статус.

Свою точку зрения в этом вопросе занимает Азербайджан. По мнению местных исследователей, Карабах является одним из самых древних исторических регионов их страны. Слово «карабах» по-азербайджански переводится так: «гара» означает черный, а «баг» — сад. Уже в XVI веке вместе с другими провинциями Карабах находился в составе государства Сефевидов, а после стал независимым ханством.

Нагорный Карабах во времена Российской Империи

В 1805 году Карабахское ханство было подчинено Российской Империи, а в 1813 по Гюлистанскому мирному договору в состав России вошел и Нагорный Карабах. Затем, по Туркменчайскому договору, а также соглашению, заключенному в городе Эдирне, производилось переселение армян из Турции и Ирана и размещение их на территориях Северного Азербайджана, в том числе и в Карабахе. Таким образом, население этих земель имеет преимущественно армянское происхождение.

В составе СССР

В 1918 году контроль над Карабахом получила только что созданная Азербайджанская Демократическая Республика. Практически одновременно на эту местность выдвигает претензии Армянская Республика, но АДР данные притязания В 1921 году территория Нагорного Карабаха с правами широкой автономии включается в состав Азербайджанской ССР. Еще через два года Карабах получает статус (НКАО).

В 1988 году Совет депутатов НКАО ходатайствует к властям АзССР и АрмССР республик и предлагает передать спорную территорию в состав Армении. не было удовлетворено, вследствие чего по городам Нагорно-Карабахской АО прокатилась волна протеста. Демонстрации солидарности проводились также и в Ереване.

Провозглашение независимости

В начале осени 1991 года, когда Советский Союз уже начал разваливаться, в НКАО принимается Декларация, провозгласившая Нагорно-Карабахскую Республику. Причем помимо НКАО, в ее состав вошла часть территорий бывшей АзССР. По результатам референдума, проведенного 10 декабря того же года в Нагорном Карабахе, более 99% населения региона проголосовало за полную независимость от Азербайджана.

Вполне очевидно, что властями Азербайджана данный референдум признан не был, а сам акт провозглашения обозначили как незаконный. Более того, в Баку приняли решение упразднить автономию Карабаха, которой он обладал в советское время. Однако разрушительный процесс уже был запущен.

Карабахский конфликт

За независимость самопровозглашенной республики встали армянские отряды, которым попытался противостоять Азербайджан. Нагорный Карабах получил поддержку от официального Еревана, а также от национальной диаспоры в других странах, поэтому ополчению удалось отстоять регион. Впрочем, властям Азербайджана все-таки удалось установить контроль над несколькими районами, которые изначально были провозглашены частью НКР.

Каждая из противоборствующих сторон приводит свою статистику потерь в карабахском конфликте. Сопоставив эти данные, можно сделать вывод, что за три года выяснения отношений погибло 15-25 тысяч человек. Раненых насчитано как минимум 25 тысяч, еще более 100 тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть места проживания.

Мирное урегулирование

Переговоры, в ходе которых стороны пытались урегулировать конфликт мирным путем, начались практически сразу после того как была провозглашена независимая НКР. Например, 23 сентября 1991 года состоялась встреча, на которой присутствовали президенты Азербайджана, Армении, а также России и Казахстана. Весной 1992 года ОБСЕ была учреждена группа по урегулированию карабахского конфликта.

Несмотря на все попытки международного сообщества остановить кровопролитие, прекратить огонь удалось лишь весной 1994 года. Пятого мая в был подписан Бишкекский протокол, после чего участники прекратили огонь уже спустя неделю.

Стороны конфликта так и не сумели договориться по поводу итогового статуса Нагорного Карабаха. Азербайджан требует уважать его суверенитет и настаивает на сохранении территориальной целостности. Интересы самопровозглашенной республики защищает Армения. Нагорный Карабах выступает за мирное разрешение спорных моментов, при этом власти республики подчеркивают, что НКР способна постоять за свою независимость.


Автохтонным населением региона были различные кавказские племена. Не позже чем со II в. до н. э. регион вошел в состав Великой Армении , как провинция Арцах (в греко-римских источниках Орхистена ). С начала II века до н. э. до 90-х гг. IV века н. э. территория современного Нагорного Карабаха находилась в границах армянского государства Великая Армения династии Арташесидов , затем Аршакидов северо-восточная граница которого проходила по реке Кура . После падения Великой Армении Арцах отошли к вассальной от Персии Кавказской Албании . В период долгого нахождения в составе Армении регион был арменизован . Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками автохтонного населения области . С этой эпохи на территории Нагорного Карабаха процветает армянская культура . Согласно сообщениям исторического источника 700 года , население древнеармянской провинции Арцах говорило не просто по-армянски , но и на своём собственном диалекте армянского языка .

Российский историк конца XIX-го века П. Г. Бутков ссылаясь на Санкт-Петербургские ведомости от 1743 года приводит следующую цитату:

В Нагорном Карабахе находился Гандзасарский (агванский) католиксат Армянской церкви (Из письма Есаи Гасан-Джалаляна к Петру I):

В документе конца XVIII веке говорится:

Формально оно было признано за Россией по российско-персидскому Гюлистанскому мирному договору 1813 года.

Население

XIX век

По данным переписей первой половины XIX века, около трети населения всей территории всего Карабаха (вместе с равнинной его частью) составляли армяне, и около двух третей азербайджанцы . Джордж Бурнутян указывает, что в переписях показано: армянское население было, в основном, сосредоточено в 8 из 21 магалов (районов) Карабаха, из которых 5 составляют современную территорию Нагорного Карабаха, а 3 входят в современную территорию Зангезура . Таким образом, 35 процентов населения Карабаха (армяне) проживали на 38 процентах земли (в Нагорном Карабахе), составляя на ней абсолютное большинство (около 90 %) . Согласно к.и.н. Анатолию Ямскову, следует учитывать тот факт, что переписи населения велись в зимний период, когда кочевое азербайджанское население находилось на равнинах, а в летние месяцы оно поднималось на высокогорные пастбища, меняя демографическую ситуацию в горных районах. Однако Ямсков отмечает, что точка зрения на права кочевых народов считаться полноценным населением сезонно используемой ими кочевой территории, на сегодняшний момент не разделяется большинством авторов, как из постсоветских стран, так и из стран «дальнего зарубежья», включая и проармянские, и проазербайджанские работы; в российском Закавказье XIX века эта территория могла являться собственностью только оседлого населения .

Однако некоторые азербайджанские авторы, например кандидат политических наук Адиль Багиров в соавторстве с американским политиком Камероном Брауном , возражают против утверждений об историческом преобладании армян в Нагорном Карабахе, указывая статистику XIX века по всему Карабаху (с чисто азербайджанонаселенным равнинным Карабахом и частично азербайджанонаселенным Зангезуром), которая показывает азербайджанское большинство в бывшем Карабахском ханстве (без выделения отдельных районов) .

Население Нагорного Карабаха в начале ХХ века

В 1918 году карабахские армяне утверждали:

По статистическим данным, относящимся к последним годам, армянское население Елизаветпольского, Джеванширского, Шушинского, Карягинского и Зангезурского уездов, распределенное почти исключительно в нагорных частях этих уездов, составляет 300.000 душ и является абсолютным большинством в сравнении с татарами и другими этническими группами, которые лишь в некоторых местностях составляют более или менее значительную часть населения, тогда как армяне всюду представляют сплошную массу. Следовательно, мусульманская часть населения может состоять лишь на положении меньшинства, и из-за этого меньшинства в 3-4 десятки тысяч нельзя приносить в жертву кровные интересы народа

В 1918-1920 годах эта область была спорной между Арменией и Азербайджаном; после советизации Армении и Азербайджана, решением Кавбюро ЦК РКП(б) от 4 июля 1921 г. было решено передать Нагорный Карабах Армении, но окончательное решение оставить за ЦК РКП(б), однако новым решением от 5 июля он был оставлен в составе Азербайджана с предоставлением широкой областной автономии . В 1923 году из армянонаселенной части Нагорного Карабаха (без Шаумянского и части Ханларских районов) в составе Азербайджанской ССР была образована Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК). В 1937 году АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО).

Этноязыковая динамика

Население НКАО
Год Население армяне азербайджанцы русские
157800 149600 (94 %) 7700 (6 %)
125.159 111.694 (89,2 %) 12.592 (10,1 %) 596 (0,5 %)
НКАО 150.837 132.800 (88,0 %) 14.053 (9,3 %) 3.174 (2,1 %)
Степанакерт 10.459 9.079 (86,8 %) 672 (6,4 %) 563 (5,4 %)
Гадрутский район 27.128 25.975 (95,7 %) 727 (2,7 %) 349 (1,3 %)
Мардакертский район 40.812 36.453 (89,3 %) 2.833 (6,9 %) 1.244 (3,0 %)
Мартунинский район 32.298 30.235 (93,6 %) 1.501 (4,6 %) 457 (1,4 %)
Степанакертский район 29.321 26.881 (91,7 %) 2.014 (6,9 %) 305 (1,0 %)
Шушинский район 10.818 4.177 (38,6 %) 6.306 (58,3 %) 256 (2,4 %)
130.406 110.053 (84,4 %) 17.995 (13,8 %) 1.790 (1,6 %)
150.313 121.068 (80,5 %) 27.179 (18,1 %) 1.310 (0,9 %)
162.181 123.076 (75,9 %) 37.264 (23,0 %) 1.265 (0,8 %)

За годы советской власти процент азербайджанского населения НКАО возрос до 23 %. Армянские авторы объясняют это целенаправленной политикой властей Азербайджанской ССР по изменению демографической ситуации в регионе в пользу азербайджанцев. Похожие этнические сдвиги в сторону титульной национальности наблюдались также в автономных республиках Грузинской ССР: Абхазии, Южной Осетии и Аджарии. Доля русского населения в Нагорном Карабахе, как следует из таблицы, стремительно увеличивалась в довоенные годы и, достигнув максимума в 1939 г., начала столь же стремительно сокращаться, что коррелирует с процессами, происходившими во всем Азербайджане и вообще во всем Закавказье.