Дворец испанских правителей в гранаде. Дворец Альгамбра – жемчужина исламской Гранады в Испании

Писать этот пост было сложно. И пришлось, как говорит мой брат, "впихнуть невпихуемое", сделать выборку из 500 кадров и написать какой-то минимальный текст, а не научное исследование на тему "Альгамбра как она есть".

Итак 4 ноября, с утречка пораньше, т.е. около 9 часов утра, мы погрузились в заказанное такси и отправились к главной достопримечательности Гранады - Альгамбре, величественному архитектурно-парковому ансамблю, который включает древние дворцы, крепость и сады мусульманских правителей и считается высшим достижением мавританских архитекторов в Западной Европе.

До Альгамбры можно добраться четырьмя способами:
1) самый простой - заказать такси (нам стоило 7.50 европейских денег на двоих)
2) воспользоваться миниавтобусом 30-го маршрута, отправляющимся от Кафедрального собора (стоимость 1.80 денег за одну душу, точнее тело)
3)ехать на своей (снятой) машине (стоимость бензина и километра ваших нервных волокон и клеток, которые не восстанавливаются и которые вы начнете тратить запутавшись в односторонних, узких улочках (а вы всенепременно запутаетесь).
4) пойти пешком - денег не стоит, но от 30 минут и до бесконечности времени вы на это затратите (смотря откуда идти будите). Тут следует заметить, что выбрав этот способ доставки себя к Альгамбре, нужно учесть, что идти придется в довольно крутую горку и подъем может стать утомительным, особенно летом. А в самой Альгамбре придется еще ходить и ходить.
Некоторые путеводители говорят, что для осмотра Альгамбры нужно 3 часа. Я не знаю как можно все успеть за 3 часа, наверное, только, если скакать резвым галопом. Мы там находились почти 6 часов и далеко не все обошли и посмотрели.

И еще одно важное замечание. Из-за того, что пропускная способность в Альгамбре 8800 человек в день, все путеводители рекомендуют заказывать входные билеты заранее. Сайт для заказа и телефонные номера находятся в гугле без проблем, а так же написаны в тех же путеводителях. Мы это знали, но не имея четкого плана поездки (решили как поедется, так поедется) не знали в какой день мы окажемся в Гранаде, а потому билетов заранее не заказывали, понадеявшись на то, что ноябрь - это далеко не разгар туристического сезона и желающих посетить Красную крепость (а именно так переводится Альгамбра с арабского), будет не 8800 человек, а чуть меньше и мы купим билеты на месте.

Правда, накануне вечером, я начиталась отзывов таких же туристов-раздолбаев, которые билет на месте купить не смогли. Да и таксист, везший нас к крепости, спросил " а заказа-ли мы билеты?", очень удивился услышав отрицательный ответ. Так что по дороге к крепости мне было несколько волнительно, а Лида совершено не волновалась а обсуждала с таксистом геополитическую обстановку на Ближнем Востоке. Диалог их был весьма занимательным, потому как базировался на десяти испанских словах, которые знала Лида и пяти английских, которые знал таксист.

Итак мы добрались до касс, у которых народу было совсем мало, беспрепятственно купили билеты и резво поскакали к дворцам Насридов. Тут еще еще одна особенность, которую нужно учитывать при посещении Альгамбры - мало получить билет в кассе и зайти на территорию комплекса. Еще нужно обратить внимание, на время входа в дворцы Насридов. Это время пропечатано на билете и зайти в дворцы вы сможете в течении получаса от назначенного времени. Об этом тоже говорят все путеводители.

Мы приехали к Альгамбре около 9:30. Вход во дворцы у нас был назначен на 10:00, но невнимательно посмотрев на карту

пропустили нужный поворот и пошли в другую сторону, а когда сорентировались и поняли, что и поняли, что идем не туда, пришлось разворачиваться и довольно резво бежать к дворцу.
Я естественно, на бегу что-то фотографировала, но не вдаваясь в подробности, что я снимаю.

Через 15 минут резвой ходьбы, ровно в 10:00 мы встали в хвост примерно 150-и метровой очереди во дворцы Насридов.

Итак - "Альгáмбра (исп. Alhambra, от араб. قصر الحمراء‎‎ каср аль-хамра — «красный замок») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры".

Пока мы стояли в очереди смотрели на дворец Карлоса 5-го. Построенного совсем рядом с дворцом Насридов. На этот дворец мы, только, посмотрели снаружи, внутрь не пошли. Сейчас там расположен музей изящных искусств Гранады (Museo de Bellas Artes de Granada), Музей Альгамбры (Museo de la Alhambra), музей исламского искусства, где экспонируются в основном археологические находки, сделанные в самой Альгамбре. Это единственный объект куда мы не зашли из всех тех куда можно было зайти. Просто к концу дня уже не осталось сил ни физических, ни моральных.

Напротив дворца Карлоса стены Алькасабы - цитадель Альгамбры где были построены первые укрепления.

А вот и наша цель на данный момент - дворец Насридов. Снаружи выглядит весьма скромно и непримечательно.

И вот мы у входа.

Теперь небольшое отступление. Гранада была последним оплотом "арабского сопротивления". И именно здесь в Альгамбре было решено возвести королевскую резиденцию после вытеснения арабов с Пиринейского полуострова. Мавританский комплекс органично вписался в архитектурный ансамбль нового императорского Дворца (дворца Карлоса 5-го) и таким образом шедевр мавританского зодчества был спасен от разрушения. Правда уцелело далеко не все. Из семи дворцов, до наших дней, дожили лишь три - Мехуар, Комарес и Дворец Львов. Но и по ним можно судить какой роскошью и великолепием окружали себя последние хозяева Альгамбры в эпоху мавританского декаданса.
И первый дворец, куда мы попали - Мехуар.

Мехуар (Mexuar).Самая старинная часть комплекса, заметно перестроена после христианского завоевания. Название происходит от арабского слова maswar — место, где собирается шура, то есть совет министров.

И первый зал - Зал Мешуара (Sala del Mexuar). В центре зала узорчатый наборный деревянный потолок христианских времен поддерживают четыре колонны с мосарабскими консолями. Потолок сделан в XVI в., до этого в его центре находился световой фонарь (боковых окон не было). Верхняя часть стен украшена гипсовым орнаментом, нижняя отделана изразцами, которые перемежаются панелями с изображениями гербов Карла V, рода Мендоса, Геркулесовых столбов и т. д. В христианский период служил капеллой.

Молельня (Oratorio). Небольшая комната, примыкающая к Мешуару, откуда открывается вид на Альбайсин (один из древнейших арибских кварталов Гранады). Стены покрыты цитатами из Корана и восхвалениями Мухаммеда V.

вид на Альбйасин

В восточной части находится михраб - ниша в стене указывающая на Мекку (чтоб молящиеся случайно не ошиблись в какую сторону молиться).

В 1590 г. здесь произошел взрыв; в 1917 г. комнату восстановили.

Далее мы перешли в Двор Мехуар (Patio del Mexuar), или двор Золотой комнаты (Patio del Cuarto Dorado). Расположен между Мехуаром и дворцом Комарес. Тут мы задержались, чтобы пропустить большую толпу "организованных" туристов и не наступать им на пятки, а заодно полюбоваться такой красотой.

ну и я под этими арками в толпе туристов.

Здесь же расположена "Золотая Палата" - последний зал в дворце Мехуар, названный так из-за позолоты на оригинальном артесонадном потолке. Его тончайшая резьба, отреставрированная во времена католических королей, помимо аарабских, несет в себе и готические мотивы.

Немного поредела толпа туристов и перед нами Фасад Дворца Комарес, отреставрированный в 19 веке. "Созданный в ознаменование взятия города Альгесирас Мухамедом 5 в 1369 году, был задуман как Триумфальная арка, о чем свидетельствует надпись и нехарактерный для исламской архитектуры фасад с двумя отдельными входами.

Дворец Комарес (Palacio de Comares) был официальной резиденцией эмира. Построен в середине XIV в. при Юсуфе I и его сыне Мухаммеде V. О происхождении его названия высказаны разные версии; возможно, оно происходит от арабского «гамарийя» — так назывались цветные витражи в окнах главного зала его самой высокой башни, тоже названной башней Комарес.
Входим в него и сначала идем по коридорчикам

и вскоре попадаем в Миртовый дворик.

"Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes). Центр композиции всего дворца, почти самое знаменитое место Альгамбры. Посредине дворика находится мраморный водоем размерами 34×7,1 м, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда (Patio del Estanque, Patio de la Alberca). По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта, по которому двор получил название. По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с колоннами, имеющими капители квадратного сечения (центральная арка выше всех остальных). На их стенах поверх изразцов, уложенных уже при христианах в конце XVI в., идут арабские надписи, восхваляющие эмира, — в частности, стихи Ибн Замрака, министра Мухаммеда V. На концах портиков находятся богато украшенные ниши, где ставились вазы с цветами или масляные светильники. По длинным сторонам дворика — богато украшенные входы в женские покои".

он же с другой стороны.

стены и арки

Заглядываем в Зал Лодки (Sala de la Barca)." Вытянутый прямоугольный зал со входом из северного портика Миртового дворика, соединяющий его с башней Комарес. Его название происходит, по разным версиям, либо от цилиндрического свода, напоминающего перевернутую лодку, либо от искаженного арабского аль-барака — благословение (это слово часто встречается среди арабесок на стенах). Стены покрыты гипсовой лепниной, понизу изразцами".

А из него попадаем в Башню Комарес и удивительно красивый Посольский Зал. (Salón de Embajadores), "высотой 18,2 м, самый величественный зал Альгамбры. Пол там плиточный, посредине — герб рода Аламаров (XVI в.). В трех стенах, кроме входной, очень толстых (толщиной 2.5 м), проделаны ниши с тремя арками внутрь и окном наружу. Окна, забранные узорными решетками, идут и по второму ярусу. Все стены, ниши, арки, переходы в обилии заполнены надписями, резьбой и лепниной. Чрезвычайно богато украшен деревянный наборный потолок, символически изображающий семь небес мусульманского рая с престолом Аллаха посредине; потолок окружает сталактитовый фриз. На верхнем этаже башни располагалась зимняя спальня эмира, и оттуда шел выход на террасу".

Я на фоне "толстых стен с нишами". Рюкзак на пузе не просто так, а по настоятельной рекомендации смотрителей. Видимо, карманникам тут раздолье.

моя рука тут для масштаба. Чтобы было проще оценить тонкость гипсовой лепнины.

Следующий и последний дворец на нашем пути - Дворец Львов (Palacio de los Leones) — частные покои эмира. "Построен в XIV в. при Мухаммеде V после его прихода к власти; существует также версия, что Мухаммед строил его как дворец, полностью независимый от дворца Комарес. В стиле этого здания чувствуется влияние христианского искусства, видимо, объясняющееся дружбой эмира с кастильским королем Педро Жестоким."
Дворец Львов построен по принципу группировки помещений вокруг открытого двора.

Вошли мы туда, как водится, с огромной толпой

Но постепенно народ рассеялся и появилась возможность все рассмотреть.
Итак, Львиный дворик (Patio de los Leones). Центральный двор дворца, по периметру окруженный арочными галереями, сходными с галереями Миртового дворика, но по преимуществу со сдвоенными колоннами, общее число которых составляет 124. Входы в апартаменты по преимуществу выделены выступающими портиками. Окружающие дома покрыты остроконечными черепичными крышами. Посредине дворика расположен Фонтан львов (Fuente de los Leones), изображающий двенадцать стилизованных львов, держащих на спинах двенадцатигранную чашу. Долгое время существовала версия, что фигуры львов сделаны еще в XI в. и происходят из дома визиря Шмуэля ха-Нагида, а поскольку он был иудеем, они якобы символизировали двенадцать колен Израиля. Однако при реставрации фонтана в начале XXI в. выяснилось, что и львы, и чаша сделаны во время строительства дворца, то есть во второй половине XIV в. Чаша также украшена стихами Ибн Замрака.

Зал Сталактитов (Sala de los Mocárabes). Служил как бы вестибюлем для входа во дворец. Названием обязан потолку из мукарн (Сотовый свод, мукарны, мукарнасы (исп. muqarnas, араб. مقرنص‎‎), сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты), сильно пострадавшему от взрыва порохового погреба в 1590 г. и замененного; с 1863 г. можно видеть остатки первоначального потолка. Окаймлен вдоль потолка богатым фризом из гипсовой лепнины с надписями и девизами Насридов. Имеет три арочных входа в Львиный дворик.

мукарны. В дворце Львов они везде.

Зал Абенсеррахов (Sala de los Abencerrajes)." Расположен в корпусе с южной стороны Львиного дворика. Обязан названием легенде, согласно которой здесь во время празднества было убито 37 представителей знатного рода Абенсеррахов по доносу враждебного семейства: якобы один из Абенсеррахов был близок с женой султана. Ржавые пятна в двенадцатиугольном центральном фонтане ассоциируются с их кровью. Самое заметное в этом зале — купол звездообразной формы, состоящий из мукарн, с окнами, дающими мягкий свет. Стены украшены гипсовой лепниной, понизу — изразцами XVI в".

напротив похожий зал - Зал Двух Сестер (Sala de las Dos Hermanas). Центральная комната покоев султанши. Обязана своим названием двум большим мраморным плитам пола, разделенным фонтаном. Особо выразителен здесь восьмигранный купол с мукарнами, который опирается на тромпы, также покрытые мукарнами. Стены покрыты тончайшей резьбой по стуку, где можно увидеть и девизы Насридов.

Зал Королей (Sala de los Reyes). Замыкает Львиный дворик с востока. Возможно, это была гостиная и зал для отдыха. Разделен парными арками на три квадратных секции

Центральная ложа по особому положению предназначалась для султана и его окружения.

Еще несколько снимков Львиного дворика и двинемся дальше.

Проходим через зал Двух Сестер и попадаем в Мирадор Дарача (Mirador de Daraxa). Крытый балкон зала Двух сестер, выходящий во дворик Линдараха (Patio de Lindaraja). Первое в анфиладе помещений гарема. Название — от искаженного арабского «И-айн-дар-айша» («Глаза султанши»). Имеет расположенные низко окна (в расчете на сидящих на полу), центральное — двойное арочное, боковые одинарные. Первоначально, до строительства покоев Карла V, из него открывался вид на долину реки Дарро (теперь взор упирается в глухую стену галеререи). Гипсовая лепнина со стихами Ибн Замрака, черно-бело-желтый изразцовый цоколь, кессонный потолок.

из окон открывается вид на двор Линдарахи

еще один мехуар

Проходим по галерее, построенной при Карлосе 5-м. Сверху смотрим на Двор Решетки (Patio de la Reja), или Кипарисовый (Patio de los Cipreses). Создан между стеной, зданием бань и покоями Карла V в то же время, когда строились последние; получил название по решетке балкона на южной стене, сделанного в 1654—1655 г. для прохода между дворцом Комарес и покоями императора. Посредине находится мраморный фонтанчик, по четырем углам — столетние кипарисы.

Решетка, точнее перила ничем не примечательные - видны в этом окошке

Еще с галереи видны крыши бань

А с другой стороны на древнюю крепостную стену Гранады

кварталы Гранады

одну из башень

Спускаемся вниз и попадаем во двор Линдарахи

И вот мы покидаем Дворцы Насридов

Но пока гуляем по парку рядом с Порталем, смотрим на дворцы снаружи. Как я говорила, внешние стены никак не говорят о внутреннем великолепии.

Как я говорила мы вышли к Парталю.

Название «Парталь» (Partal, от арабского слова, означающего «портик») носит зона к востоку от дворца Насридов. Изредка ее называют двором Смоковницы (Patio de la Higuera). Значительную ее часть ранее составлял дворец Парталь (Palacio del Partal), или дворец Портика (Palacio del Pórtico), построенный раньше насридских дворцов — в начале XIV в., при Мухаммеде III. От этого дворца осталось очень немногое; наибольшее из его строений — башня Дам (Torre de las Damas),

Ее портик с пятью арочными входами выходит к прямоугольному водоему, как и у прочих дворцов.Сверху находится башенка (mirador), откуда открывается вид на долину реки Дарро, как и из нижнего квадратного зала. По легенде, именно из этой башни к своим восставшим сторонникам бежал будущий эмир Боабдиль.

Немного толчемся в садах Парталя

Смотрим на Церковь Санта-Мария-де-ла-Альгамбра (Iglesia de Santa María de la Alhambra). Построена в 1581—1618 гг. на месте Большой мечети по планам Хуана де Эрреры и Хуана де Ореа архитектором Амбросио де Вико, несколько упростившим их. Имеет в плане форму латинского креста.

Мы же пройдя мимо стен дворца Карлоса

Идем в сторону Алькасабы

Проходим через Винные ворота. По общепринятому мнению, с 1554 года под этими воротами велась свободная от налогов торговля вином, отсюда их название.

Алькасаба (от арабского слова аль-касба, означающего «крепость») — цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления. В Алькасабе 9 башень соединенных несколькоуровневыми крепостными стенами.
Я не буду перечислять названия всех башень.

"Оружейная площадь (Plaza de Armas), пространство между стенами Алькасабы. Здесь находятся фундаменты домов, где жил гарнизон и обслуживающее его население, остатки цистерны для воды и виден вход в подземную тюрьму".

Где вход в тюрьму не знаю, а ядрышки хороши!

Адарве (Adarve), дозорный путь на северной стене. И также видна самая высокая - Дозорная башня (Torre de la Vela), самая высокая башня цитадели (около 27 м высотой), квадратная в плане, четырехэтажная. Именно на ней в 1492 г. завоеватели подняли флаг ордена Сантьяго и королевские знамена. Позже использовалась как жилище (до середины XX в. здесь жили члены Корпуса инвалидов войны, звонившие в колокол по праздникам). Имела зубцы, но в 1522 г. их разрушило землетрясением. Колокол был установлен в 1492 г. (отчего её стали называть также Колокольной башней, Torre de la Campana), но нынешняя звонница датируется 1840 г. (в 1882 г. разрушена молнией и восстановлена).

Мы естественно на нее взобрались (ох бедные мои колени) но виды того стоили.

Крыши Гранады

Кафедральный собор

Вид на отель Альгамбра (исторической ценности не представляющий, но живописный.

Крепостные стены Альгамбры (Лида поставлена для масштаба).

Под стенами, уже в христианскую эпоху, был разбит небольшой парк.

По этому парку мы покидаем Алькасабу, проходим мимо садов Парталя

Что делают эти двое, для нас осталось загадкой.

идем мимо жилищ арабских вельмож

На путь лежит к этому белоснежному дворцу на соседнем холме.

Это Хенералифе - бывшая летняя резиденция эмиров, расположенная к востоку от собственно крепости и соединенная с ней несколькими дорогами. В состав комплекса входят дворец, сады и ряд других сооружений.
Сначала мы шли по "Нижним садам" разбитым здесь в 1931 году и исторического значения не имеющим, но не менее от этого красивыми.

Сады сами по себе красивы, а еще из них открывается совершенно потрясающий вид на Альгамбру.

И аромат цветов вокруг.

Дворец Хенералифе (Palacio del Generalife) построен в XIII в. и перестроен в 1319 г.

Его фасад сделан намеренно простым и скромным, контрастируя с богатым интерьером в стиле дворцов Альгамбры.

Самое сильное впечатление в нем производит Дворик Арыка (Patio de la Acequia), через который проходил тот же канал, следы которого видны в Альгамбре; здесь он обрамлен двумя рядами водяных струй, а вдоль берегов посажены цветы, кусты и деревья.

Он выводит к смотровой площадке (мирадору), открывающему прекрасный вид на город.

Назван так по одиноко стоящему сухому исполинскому кипарису. Иначе он назывался Двор Султанши, ибо здесь, по легенде, происходили тайные свидания жены султана с одним из Абенсеррахов, стоившие жизни целому семействе вельмож. (убиенных в одноименном зале Дворца Львов).

вот еще парочка видов на кипарис

К чему относится это окно, не помню - оно мне, просто, очень понравилось.

В 19-м веке, чуть выше на склоне разбиваются "верхние сады"

И в 1836 году строится Романтический мирадор (Mirador Romántico) в неоготическом стиле, контрастирующем с остальными строениями.

Забравшись туда можно увидеть следующие картинки.

Как и то окно, эта башня мне тоже понравилась, но, что это я не скажу. Скажу, только, что это было последнее строение, на которое мы посмотрели в Альгамбре.

После этого, по тенистому лесочку с деревьями хитрой формы мы вышли к воротам и на том наша шести часовая прогулка по Альгамбре завершилась.

В город мы спускались на миниавтобусе, о котором я писала в начале поста, а о том, что мы увидели во вторую половину дня, я расскажу в следующем посте (для этого, я думаю, информации хватит).

Архитектурно-парковый ансамбль Альгамбра включает в себя крепость, дворцы и сады мавританских правителей. Этот комплекс признан наивысшим достижением мусульманских архитекторов в Западной Европе. Сюда ежегодно приезжают миллионы туристов со всего света, чтобы посетить музей исламского искусства и культуры.

Альгамбра находится на юге Испании на вершине скалистого плато в восточной части Гранады. Поэты средневековья называли это сооружение «изумрудная жемчужина» , подчеркивая выразительные строения на фоне голубого неба, зеленого леса и белых заснеженных вершин Сьерра Невада.

С арабского название «Альгамбра» дословно переводится как «красный замок» . По одной версии замок получил свое имя из-за красного пламени факелов, которыми освещали многолетнюю стройку. Вторая версия связывает название с цветом глины, высушенной солнцем.

История Альгамбры

Строительство Альгамбры началось в период завоевания Пиренейского полуострова мусульманами в VIII веке. В период правления династии Насридов с 1230 г. по 1492 г. Гранада была столицей Гранадского эмирата.

Покорив солнечные земли Испании, мавританские эмиры решили создать кусочек рая на земле — так возникла Альгамбра, окруженная тенистыми садами Гранады. Долгие годы она служила резиденцией многим эмирам.

Обширный комплекс в то время включал в себя склады, бани, жилые дома, мечети, сады и кладбища, окруженные крепостной стеной с башнями. Сохранившиеся до наших дней дворцы Альгамбры преимущественно датируются XIV веком.

Изнутри комплекс представляет собой гармоничное сочетание многочисленных изящных арок над водоемами и каналами, террас и внутренних двориков с фонтанами, водных каскадов, резных узорчатых окон, сводов, стройных колонн и живописных садов Альгамбры. Все это дивное великолепие украшают резные узоры по дереву и камню, пестрая мозаика, причудливая арабская вязь, керамические изразцы и растительный орнамент.

Вода и свет играют основную роль в общей композиции Альгамбры. Солнечные лучи отражаются в каналах, бликуют в брызгах фонтанов и каскадов, наполняющих водоемы. Все это великолепие утопает в зелени кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев и ярких красках всевозможных цветов.

Вода для мавров была самым ценным ресурсом, что отражает сохранившаяся на фонтане в львином дворике надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор». Водоемы и каналы Альгамбры наполнялись талой водой с горных .

Попасть в Альгамбру можно по дороге , через парковую зону на склоне Куэста де Гомерес (Cuesta de Gomerez) между воротами Правосудия и Гранатовыми воротами. Во времена правления мавров ворота Правосудия были главным входом во дворец Альгамбра.

Огромные ворота в форме подковы встречают посетителей надписью на арабском языке: «Хвала Богу. Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет — пророк его. Нет иной власти, кроме Божьей».

Архитектура Альгамбры

Архитектурный комплекс Альгамбра состоит из множества помещений, башен, внутренних двориков и переходов. Каждый элемент уникален и имеет собственное предназначение. Многие название говорят сами за себя: «Дворик львов» назван так из-за 12 львов, украшающих фонтан.

«Зал двух сестер» получил свое название благодаря двум огромным белым мраморным плитам, встроенным в пол. Лепное оформление и черепица Зала двух сестер — пожалуй, самое впечатляющее зрелище во всей Альгамбре. Зал имеет самый большой арабский сталактитовый свод. Выполнен он в виде сот примерно с 5000 ячеек.

«Миртовый дворик» украшен вечнозелеными миртовыми шпалерами.

Для дворцовых торжеств и церемоний была построена «Палата послов». Высокий купол палаты украшает мерцающий звездный узор.

Самую восточную часть дворца Альгамбра занимает оборонительная башня (Torre de las Damas) с маленькой мечетью, примыкающим сводчатым холлом и бассейном. Остальные башни также заслуживают особого внимания.

Резко выделяется на общем фоне дворец Калоса V . Это объясняется тем, что дворец на территории Альгамбры был построен в более позднее время. Приказ о строительстве дворца был отдан римским королем Карлом V в XVI веке. В центре квадратного строения скрывается круглый внутренний двор, окруженный тосканскими колоннами на нижнем этаже и ионической колоннадой на верхнем. Сегодня во дворце устраивают музыкальные и танцевальные представления. Внутренние помещения дворца Карлоса V отданы под музей изящных искусств Гранады и археологический музей Альгамбры.

Билеты в Альгамбру

Посетить Альгамбру можно в один из трех периодов : утром (с 8.30 до 14.00), днем (с 14.00 до 18.00) или вечером (с 22.00 до 23.30 в летний период с 15 марта до 14 октября, в зимний период с 20.00 до 21.30). Билеты продаются на один из периодов посещения, и приходить нужно именно в этот период.

Билеты можно купить при входе в комплекс как за наличные в кассах, так и по безналичному расчету в терминалах. Так как билеты, купленные здесь, действительны только в день покупки, приходить лучше заранее.

Билеты можно заказать по телефонам банка La Caixa: +34958926031 , если звонить из за границы, или 902888001 для звонка из Испании. Через интернет билеты можно заказать на официальном сайте www.alhambra-tickets.es

Стоимость Билетов в Альгамбру

Общий билет на посещение —14 €

Детский билет (от 12 до -15 лет) — 8 €

Детям до 12 лет — вход бесплатный

Взрослым старше 65 лет и пенсионерам ЕС — 9 €

Лицам с инвалидностью — 8 €

Вечернее посещение — 8 €

Также можно заказать экскурсию с гидом стоимостью 55 €. Экскурсия по комплексу Альгамбра длится около 3х часов. Средняя протяженность маршрута составляет 3,5 километра.

Путешествия - одна из главных радостей в жизни человека. Чтобы увидеть мир, говорят, нужно посетить 25 главных мест. Экскурсионные туры в Испанию входят в число самых популярных маршрутов туристов. Почему? Потому что здесь немало удивительных по красоте и исторической ценности мест. Настоящей жемчужиной являются замки Испании. Кордова, Севилья, Капдепера, Табернас - эти названия волнуют и манят туриста. Но самое первое место занимает Гранада, Альгамбра. Ее не напрасно называют «восьмым чудом света» - она потрясает своим великолепием, масштабом и фантазией творцов.

Исторический контекст

Регион Гранады был заселен еще до нашей эры. После падения Римской империи на всей ее территории начинается эпоха упадка. Город Гранада переходит от одних завоевателей к другим, теряя свой масштаб и красоту. В VIII веке здесь появляется и на месте Гранады сохраняется только крепость, которая используется как оборонительное сооружение. При начале распада эмирата в 1013 году территорию захватил представитель алжирских берберов, который на месте сегодняшнего города создает свое поселение Миданат Гарната ("холм паломников" в переводе с арабского). Династия Зиридов отстраивает исторический центр, но город снова меняет владельцев - в 1090 к власти приходит династия Альморавидов. После ее упадка территорией завладела династия Альмохадов. Так, на протяжении многих веков на этой земле господствовала мусульманская культура. В начале XIII века династия переживает многочисленные военные неудачи, что приводит к тому, что в 1238 году территорию захватывает Мухаммад ибн Наср Первый, который создает и возглавляет династию Насридов. С этого момента начинается настоящий расцвет, застройка и планирование города и сегодня видны в Гранаде.

В 1492 году эмират пал под натиском войск королевы Испании Изабеллы Первой, с этого момента начинается новая страница Гранады. Но эпоха Насридов навсегда запечатлена в прекрасном замке-крепости Альгамбре.

Географическое положение

Гранада размещается на юге Испании, входит в административный округ Андалусия. Любые экскурсионные туры в Испанию обязательно захватывают посещение этого региона как одного из самых интересных и необычных. Город расположен у подножия гор Сьерра-Невада, которые обеспечивают мягкий, благоприятный для жизни климат. Тропический климат и плодородные почвы делали этот край таким заманчивым для захватчиков. Город раскинулся на трех холмах, которые создавали выгодные условия для обороны, не напрасно именно здесь появляются первые мусульманские крепости еще в VIII веке. Город питает водой река Дарро, а близость Средиземного моря дает большие возможности для торговли. Такое удачное географическое расположение стало причиной длительных войн на этой территории, каждый хотел жить в этом раю.

Династия Насридов

Пришедшая к власти в 1238 году династия Насридов в лице Мухаммада I стала островком процветания искусства и культуры. Мухаммад занял территорию Гранады и, понимая, что не сможет удержать ее под натиском христианских наступлений, заключил договор с Фердинандом III. Это помогло ему не только сохранить свою землю, но даже расширить ее границы. Потомки Мухаммада правили городом до 1492 года. На протяжении 250 лет Гранада являлась центром просвещения и искусства. Насриды отличались высокой образованностью и страстью к наукам и искусству. В их столицу приглашались ученые, художники, музыканты и поэты со всей Европы. Дворец Альгамбра стал памятником этой династии, в нем проявились лучшие черты мавританского искусства и культуры.

История постройки

Много столетий видела Гранада. Альгамбра как дворец начала возводиться в XIII веке. Мухаммад I, перенесший в Альгамбру свою резиденцию, в первую очередь начал укреплять дворец. Была построена Дозорная башня, усилены древние стены. Затем появилась Башня Почитания. Обеспечив безопасность, эмир стал заниматься благоустройством. Его начинания были продолжены его преемником. При Юсуфе I и Мухаммеде Пятом появляется самое большое количество построек. Усовершенствуется и расширяется Алькабаса, строятся дворцы, укрепляются стены, появляются знаменитый дворик со львами, башня Комарес, железные ворота. В 1492 году Альгамбра завоевывается католическим войсками и становится королевской резиденцией. Здесь строятся дворец Карла V, церковь Санта-Марии.

Позже счастливая судьба отвернулась от Альгамбры. Бурбоны не испытывали к ней никакого интереса и даже взорвали часть комплекса. Говорят, что хотели уничтожить весь дворец, но, к счастью, не сделали этого. В 1821 году значительный урон Альгамбре был нанесен землетрясением. Во второй трети XIX века здесь складывается колония романтиков, здесь творили Байрон, Гете, Шатобриан. Тогда же начинается реставрация дворца и постепенно складывается отношение к Альгамбре, как памятнику истории, культуры и архитектуры.

Архитектурный комплекс

Очень необычную для европейского города архитектуру имеет Гранада. Альгамбра была построена по мусульманским обычаям. Сегодня на посетителя в первый момент комплекс производит впечатление хаотического нагромождения построек, садов и дворов. Но в действительности планировка дворца была тщательно продумана. Каждая зона сгруппирована вокруг открытого двора. Входные ворота и сад предназначались для решения мелких дел, для приема посетителей, которым был закрыт путь внутрь. Далее шли парадные покои для приемов с прекрасными залами и дворами. Длинный проход, который вел в зал, назывался Ла Барка, он служил местом для приветственных речей. Самая интимная и самая красивая часть - личные покои. Здесь выделялась половина эмира и женская часть. Центр этой части - роскошный Львиный дворик. Также существовала отдельная зона - сад, который являлся настоящим произведением искусства. В первоначальном замысле до сегодняшнего дня комплекс не дожил. Часть построек была уничтожена, часть - застроена более поздними сооружениями. Но даже в этом виде дворец производит неизгладимое впечатление размаха и роскоши.

Мавританский стиль

Построена в восточном стиле Гранада. Альгамбра возводилась преимущественно арабами. Замок является превосходным образцом мавританского стиля, который родился в мусульманской, арабской культуре, но органично впитал черты испанского искусства. Архитектура мавров имеет ярко выраженную специфику. В первую очередь это связано с отношением к постройкам. Арабы исконно жили в пустынях, где комфортная жизнь возможна только в оазисах. Вот на такие оазисы они и старались сделать похожими все свои дворцы, отсюда возникает такая любовь к созданию садов, такая особая значимость воды в замках и парках. Архитектура мавров строилась на гармоничном сочетании таких фигур, как квадрат и куб, они являлись основой и конструкций, и декора. Узнать сооружения мавров всегда легко по большой орнаментальности и использованию каллиграфии в оформлении сооружений. Конструктивные приметы стиля мавров - это подковообразные своды, сводчатые потолки, часто сходящиеся в центре в форме восьмиконечной звезды. Планировочно постройки в этом стиле всегда центрировались двором, вокруг которого размещались сооружения разного назначения. Интерьеры отличались яркостью, использованием резьбы, мозаики, ковров, цветного текстиля. В Альгамбре мавританский стиль достиг пика своего расцвета, комплекс имеет более изящную и изысканную форму, чем постройки предыдущих периодов.

Дворец Насридов

Образцом является самая ценная часть комплекса - дворцы Насридов. К ним относят три автономных монументальных комплекса: Мешуар - здания для аудиенций и судов, дворец Комарес - официальная резиденция эмира для приемов, Львиный дворец - частные покои семьи правителя. Самая старая дворцовая часть - Мешуар, часть сооружений была перестроена в христианские времена. Однако главный зал, украшенный изразцами и цитатами из Корана, сохранил свой облик. Переход из Мешуара во дворец Комарес украшен золотыми изразцами. При Юсуфе I был возведен дворец Комарес со знаменитой Золотой комнатой. Входил в официальную резиденцию гость через эффектный Миртовый дворик, украшенный вечнозелеными шпалерами. Вокруг двора расставлены изящные ажурные колонны с арками. Дворец с башней Комарес связывает длинный зал приветствий Ла Барка, стены которого украшают гипсовая лепнина и изразцы. Высокая башня в 45 метров вмещает в себя крупнейший зал Послов. Его роскошный деревянный потолок изображает семь небес рая из Корана и окружен эффектным фризом в виде сталактитов. Самая роскошная часть дворца, частные покои, начинается со знаменитого Львиного дворика. Из двора можно попасть в зал Сталактитов, потолок которого украшен традиционным арабским способом - особыми складками. Также со двора можно войти в залы Королей, Правосудия, Двух сестер, Бифориев и Абенсеррахов. Каждый из них является образцом мавританского стиля эпохи расцвета. Здесь можно увидеть росписи, изразцы, лепнину.

Знаменитые дворы

Исламские жилища строились вокруг дворов, которые являлись главным центром жизни, поэтому они устраивались с максимальным удобством. Обязательный элемент оформления - фонтан, который обеспечивал прохладу и создавал умиротворяющее настроение. Главными в Альгамбре считаются Миртовый двор - центр общественной жизни дворца с большим водоемом посередине, окруженным миртовым бордюром, Львиный дворик - сердце личной жизни эмира, центром которого является фонтан с 12 фигурами львов, по периметру двора стоят изящные колонны с резьбой. Еще один двор на личной половине эмира - Альберки ("пруд"). Его окружают белые с колоннадами и прямоугольный пруд, обсаженный зеленью, в котором отражаются постройки. Все дворы заполнены колоннами и аркадами, которые создают желанную тень и придают пространству величественность. Роскошь отделки дворов поражает: это изразцы, изящная резьба колонн, орнаменты и каллиграфические надписи. Во дворце Хенералифе есть двор Воды, в центре которого разместился прямоугольный водоем, окруженный стенами и аркадами.

Башни и ворота

Альгамбра всегда существовала не только как дворец, но и как оборонительное сооружение. Поэтому ее стены украшены множеством башен, выполняющих дозорные функции. Всего в замке сохранилось более 15 подобных сооружений. Оружейная башня - одна из самых древних в крепости, она была возведена еще во времена постройки Алькабасы. Ее брутальный вид до сих пор производит впечатление мощи и надежности. Башня Пленницы XIII века служила местом заточения любимой жены эмира. Башня Пик строилась в комплексе с Окраинными воротами и защищала сады Хереналифе.

Ворота во времена арабов имели большое значение, они должны были не только быть крепкими, но и выражать определенную идею, выполнять эстетическую функцию. Древнейшими из сохранившихся являются Винные, украшенные красивыми стрельчатыми арками и резьбой. Железные ворота построены еще в XIII веке и являлись надежной защитой бастиона. Окраинные охраняли вход в сад Хенералифе.

Сады Альгамбры

Альгамбра знаменит своими садами не меньше, чем постройками. Эмиры стремились создать вокруг себя поэтому природе во дворцах уделялось порой больше внимания, чем зданиям. Вода и растения играют важнейшую выразительную функцию в архитектуре дворцов. Журчащая вода, аромат цветов и шелест листьев создают атмосферу абсолютного покоя и гармонии. Уже при входе во дворец посетитель попадал в сады Главного входа, каждый уголок которого тщательно спланирован, здесь продуманы фонтаны и водоемы. И повсюду очень много цветов: кусты, клумбы, вазоны - посетитель погружается в эту цветущую ауру и настраивается на дух сооружения. Каждый дворец окружен внешними садами и имеет внутренние, в которые вход посторонним был ограничен. Во внутренних высаживались самые редкие растения, самые красивые цветы. Раньше внешние и внутренние сады ограничивались друг от друга стенами, сегодня обычно между ними высажены боскеты, подстриженные в виде крепостных стен.

Дворец Карла Пятого

После захвата Альгамбры христианскими властями в нем возводится королевский дворец для Карла Пятого и его жены Сегодня экскурсии в Испании обязательно включают посещение этого сооружения. На фоне изящных и роскошных построек в мавританском стиле дворец выглядит инородным телом. Он выполнен в итальянском стиле маньеризма, его оштукатуренные стены и классические квадратные пропорции в другом месте были бы красивы, но здесь выглядят неуместно. Здание имеет внутренний двор, вымощенный камнем, он окружен двухэтажными аркадами из колонн с ионическими капителями. Сегодня там размещаются музей изящных искусств и музей Альгамбры.

Хенералифе

В XIII веке замок Альгамбра получил еще одну прекрасную резиденцию - летнюю, названную Хенералифе. Дворец состоит из основного здания, второстепенных построек и прекрасного сада. Главный дом построен в нарочито простом стиле, что резко контрастирует с дворцами Насридов. Здесь на первый план выходит природа. Главный двор Хенералифе - двор оросительного канала, вдоль которого высажены деревья и сделаны ряды водяных струй. Во дворце сделана превосходная смотровая площадка, с которой Гранада видна как на ладони. В XIX веке во дворце разбиваются Верхние сады с эффектной водяной лестницей и романтическим мирадором в неоготическом стиле. Нижние сады - это сооружение XX века, здесь нет былой утонченности, но красиво подстриженные кусты и разнообразные цветы делают место очень приятным для прогулок в летний зной.

Парталь

Отдельная зона Альгамбры - это Парталь. В начале XIV века здесь был построен дворец Смоковницы или Парталь ("портика"). Однако большая часть построек не сохранилась. Сегодня на этой территории можно увидеть башню Дам или, по-другому, башню Князя. Она встроена в наружную стену и состоит из портика с пятью арочными входами. В центре размещается традиционный прямоугольный водоем, украшенный растениями. С верхней площадки башни открывается красивый вид на Альгамбру. В конце XIX века немецкий предприниматель купил южную часть территории под частную застройку, он подарил землю испанскому королю, взамен испросив право вывезти в Германию роскошный потолок из кедра и тополя с резьбой, который сегодня демонстрируется в музее Берлина. К территории Парталя прилегают сады, в которых сохранились фундаменты жилищ вельмож.

Практическая информация

Для того чтобы попасть в Альгамбру, нужно заранее позаботиться о билетах. Пропускная способность объекта невелика, поэтому они расходятся быстро. Можно купить экскурсии в Испании и в Гранаде через интернет, но билет необходимо распечатать в кассах дворца. Для этого понадобится карта, по которой он был оплачен. Есть отдельные билеты для посещения садов и всех зданий, кроме дворца Насридов. Есть полные - для прохода во все объекты. Для дворца Насридов на билете будет указано точное время посещения, визит длится всего 30 минут, вторично пройти внутрь нельзя.

Одно из важнейших архитектурных творений арабского мира находится в Испании. Многие удивятся, откуда же в далекой Испании арабская архитектура, но так случилось, что долгое время Испания находилась под властью мавров-мусульман, на заре могущества которых и был сооружен дворец-крепость Альгамбра в Гранаде.

Кратко про замок-крепость

«Альгамбра» с языка арабов переводится «красная». О смысле этого названия существует несколько версий. Так по одной из них красной является кирпичная стена комплекса, по другой же дворец Альгамбра строили по ночам в освещении факелов, в результате чего постройкам придавался красный оттенок.

Замок Альгамбра расположен на юго-восточной границе Гранады. С виду это обычная мавританская крепость, но вся ее красота находится внутри. В своей организации Альгамбра содержит множество двориков, фонтанов, бассейнов. В каждый дворик лежит вход через аркаду, а внутри него находятся красивейшие помещения - залы для пиров и послов, спальни.

Интересен материал, из которого был сооружен комплекс. В строительстве использовались недолговечные глина и алебастр. Но мастерам из XIV века удалось и при помощи них создать настоящее чудо в Европе.

Конечно же, главной особенностью мавританских дворцов является художественная резьба по штукатурке. Здесь она выражена особо ярко.

Интерес посетителя привлекают и арки строений, напоминающие симметричные сталактиты.

Так как мавры жили в засушливых местах, вода представляла для них особую ценность. Здесь для нее было организовано множество бассейнов и фонтанов. Вода охлаждала, услаждала слух своим течением и приносила жизнь растениям. А зелени здесь было предостаточно, ведь строители хотели построить здесь рай на земле, а сад является неотъемлемой частью этого места. Яркий комплекс выделялся на фоне расположенных у подножия лесов, за что получил название «жемчужина в изумрудах».

Длительное время дворец Альгамбра в Испании находился в запустении, а его новое открытие и восстановление произошло только в XIX веке.

Этот музей исламской архитектуры многие считают лучшим достижением мавританской культуры. Комплекс Альгамбра достоин внимания и привлекает множество туристов.

Дворец Альгамбра - самый прекрасный из выстроенных когда-либо укрепленных дворцовых покоев. Его устройство хранит черты классического средневекового замка, в котором верхние этажи занимали аристократы, военные и знатные горожане, а нижние уровни и защищенный стенами двор отдавали торговцам и челяди. В 1241 г. Ибн аль-Ахмед положил начало династии Насридов в Гранаде, именовав себя Мохаммедом I. Насриды правили Гранадой до 1492 г. Цитадель Альгамбра была выстроена по приказу Мохаммеда I.

В начале 1492 г. пришел конец семисотлетней власти мавров. Испанские христианские короли изгнали из Гранады правителей династии Насридов, 250 лет считавших город и его окрестности своими владениями. Насриды бежали из своего дворца, несравненной Альгамбры. Этот «красный город» на самом деле следует рассматривать как выдающийся архитектурный ансамбль, а не как отдельное здание.

Первая часть огромного укрепленного комплекса, Алькасаба (Верхний город) , была закончена либо в конце XIII, либо в начале XIV в.

Мехуар, или Дом справедливости, в том числе и богато изукрашенная Кварто Дорадо (Золотая комната) , были официальными помещениями самого султана. Здесь он в присутствии чиновников оглашал законы и указы. На стенах Золотой комнаты красовалась надпись: «Войди и не бойся требовать справедливости, ты ее получишь».

Дворец Комарес, в котором находились жилые апартаменты султана и его чиновников, является настоящей жемчужиной Альгамбры. Своды Посольского зала согласно Корану изображают семь небес. Они выполнены из кедра с искусными инкрустациями из слоновой кости и перламутра. Личная гвардия султана Мохаммеда V (1354-1391) занимала Львиный двор, выдающий образец арабской архитектуры в Иберии и исламского стиля в целом. Стены выложены орнаментом из алых, зеленых, золотых и синих изразцов. Внутренний двор со 124 мраморными колоннами получил свое название из-за фонтана. Его чашу держат на спине 12 мраморных львов.

Самой роскошной комнатой дворца считается зал Двух сестер (Сала-де-лас-Дос-Эрманас) . Ее своды в мавританском стиле украшены сталактитами, так что потолок поделен на более чем 4000 сверкающих ячеек. Одна стена покрыта стихами, выписанными золотом на глазури.

Шум воды можно слышать в любом уголке Альгамбры. В стенах цитадели бьет множество источников. Султан Мохаммед I решил, что в его крепости воды будет в избытке. И послушные архитекторы сделали воду деталью внутреннего убранства. Филигранные струи фонтанов превосходно сочетаются с блеском покрытых глазурью кирпичей, мраморных полов и пестрых изразцов.

Альгамбра состоит из четырех частей:

  • Военной крепости Алькасабы (самая старая часть)
  • Потрясающего дворца Насридов (последний всплеск мавританской архитектуры) ;
  • Летнего дворца Хенералифе;
  • Ренессансного дворца Карла V.

Между ними пролегает лабиринт райских садов, которые действительно кажутся воплощением небесных кущ. Пленяют нежные сочетания света, цвета, звуков и ароматов, созданные журчащими фонтанами, зеркальной гладью прудов, высокими живыми изгородями и изобилием благоухающих цветов.

Цвет стен из смеси красной глины и камня дал Альгамбре ее название, происходящее от арабского слова «красный». Некогда эти стены окружали небольшой город с четырьмя воротами, 23 башнями, семью дворцами, жилищами прислуги, мастерскими, банями, учебными заведениями (медресе) и мечетями. Многие из них давно исчезли, но те, что остались, продолжают завораживать своей магией, как это случилось с Карлом V: построив тут императорский дворец, монарх использовал его лишь для церемоний, а сам предпочитал жить со своей семьей в более приятном ему мавританском дворце. Из-за колоссальной популярности Альгамбры в разгар сезона вы можете оказаться в густой толпе из множества экскурсионных групп. Поэтому лучше запланировать второе посещение, и придти еще раз вечером, когда мягко подсвечены те элементы архитектуры, которые вы могли пропустить днем. Что касается дворца Насридов, то туда надо заказывать экскурсию и ждать в течение получаса (попробуйте прийти после 12.00, когда толпа схлынет) . Но в любом случае вы сможете впитывать чувственную атмосферу Альгамбры так долго, как захотите.

Алькасаба

С этой крепости можно начать осмотр. Поднимитесь на крышу Торре-де-ла-Вела, чтобы полюбоваться фантастической панорамой Гранады, Сьерры-Невады и бескрайней равнины (вега) к западу. Алькасаба, построенная в IX в., представляла собой первое крупное мавританское сооружение в Гранаде, хотя две ее передние башни появились только через 400 лет.

Паласиос Насариес (Дворец Насридов)

Французский поэт Теофиль Готье назвал земным раем этот дворец, построенный для Юсуфа I и Мухаммеда V в 1300 году. Два его патио, изысканная резная лепнина потолков, фризы, капители и арки, геометрическая мозаика, фонтаны и ощущение бесконечной перспективы стали воплощением расцвета мавританского стиля в Испании. Из выложенного замечательной плиткой Мехуара (Зала совета) пройдите в Патио-дель-Куарто-Дорадо, а затем в потрясающий Салон-де-лос-Эмбахадорес (Зал послов) в башне Комарес. Это сооружение увенчано купольным сводом, на который пошло, как утверждают, более 8 тыс. плиток кедрового дерева. Обратите внимание на мастерскую лепнину стен, прекрасные мукаркас (решетчатая лепнина потолка, арок и куполов) , а потом полюбуйтесь чудесным видом из окон. В Патио-де-лос-Аррайянес (Миртовом Дворике) представлена одна из лучших перспектив Альгамбры, которую подчеркивают кусты мирта по сторонам водоема.

Отсюда ведет проход в Зал мосарабов, которому предшествует знаменитый Львиный дворик. Это ритмично организованное, окруженное колоннадой пространство поделено на четыре части в традиционном исламском духе, где главенствуют фонтан и водные каналы - символы четырех потоков жизни. Бассейн, чей обод испещрен поэтическими строфами, воспевающими красоту двора, сада и игру вод, сторожат 12 каменных львов. Автором этих и многих других надписей в Альгамбре был главный министр Мухаммеда V ибн Самрак.

Вокруг патио находятся три зала исключительной красоты. Наиболее впечатляет Сала-де-лас-Дос-Эрманас (Зал Двух сестер, слева при входе в патио) с восьмиугольным купольным потолком, украшенным замечательными мукарнас, напоминающими сталактиты. Они залиты естественным светом, льющимся через расположенные ниже окна.

С противоположной стороны этот зал связан водным каналом с Залом Абенсеррахов. У него высокий купольный потолок и сталактитовые своды. Третий зал, Сала-де-лос-Рейес (Зал королей) , находится позади скопления арок. Роспись его потолка выполнена художниками-христианами, нанятыми Мухаммедом V. К северу отсюда еще один зал ведет в Мирадор-де-Дараха над красивым внутренним двориком с садом.

От главного дворца можно пройти к Паласио-дель-Парталь, который, вероятно, являлся первой частью строения. Арочная галерея ведет к Торре-де-лас-Дамас (Башне дам) , которая отражается в зеркальной чистоте большого бассейна. Расположенные поодаль на разных уровнях сады создают мост, ведущий в Хенералифе.

Хенералифе

Здание Хенералифе, возведенное выше уровня Альгамбры, было летним дворцом. Главную его достопримечательность составляет продолговатый бассейн в окружении фонтанов в Патио-де-ла-Асекия; кроме того, здесь есть террасные сады, беседки и кипарисовые рощи, дарующие целительную прохладу даже в летний зной.

В бывших королевских апартаментах особо рассматривать нечего, кроме замечательных видов, поэтому посетите смотровую площадку Мирадор-де-ла-Султана на самом верху.

В конце июня в садах Хенералифе устраиваются музыкально-танцевальные представления.

Дворец Карла V

Дворец Карла V построен по проекту Педро Мачуки, ученика Микеланджело. Обширный круглый внутренний двор олицетворяет Мировую Империю (т.е. земной шар) и совершенно непохож на все остальные сооружения Альгамбры. Внутри расположены Музей изящных искусств и Музей Альгамбры. В последнем представлены образцы испанско-мусульманского искусства. Наверху, в разделе изящных искусств, хранятся работы гранадских мастеров (Диего де Силоэ, Алонсо Кано, Педро де Мена, Диего и Хосе де Мора) .