Что агора в древней греции. Древняя агора и храм гефеста в афинах

На Агору, то есть рыночную площадь (ежедневно лето 8:00-19:00; зима 8:30-15:00; 4 € или по единому билету на ), можно попасть с Акрополя или через северный вход на Адриану, у метро Монастираки. Агора занимает обширное пространство, имеющее форму довольно правильного прямоугольника. Торговать тут начали ещё 5 тысяч лет назад, но Агора была не просто рыночной площадью: она являлась центром общественной и политической жизни полиса. На площади не только торговали – здесь находились общественные учреждения Афин, происходили первые театральные представления, здесь выступали ораторы, читал проповеди апостол Павел.

Агора была местом народных собраний, и даже когда Собрания перенесли на Пникс, афинский народ продолжал здесь собираться, когда на повестке дня стоял вопрос об остракизме. Поэт IV века Эвбол замечал: «Вы обнаружите, что всё, что угодно, продаётся в в одном и том же месте: фиги, улики по судебным искам, виноградные грозди, репа, груши, яблоки, свидетели и очевидцы, розы, мушмула … водяные часы, законы, обвинения». Агора была окружена храмами, административными строениями и длинными стоями (так называли портики с колоннами). В стоях собирались философы и ораторы, здесь они обменивались мнениями, здесь проходили диспуты.

Здесь среди зелени стоит на удивление хорошо сохранившийся храм бога Гефеста – Гефестион. Перед храмом установлена большая карта, которая помогает разобраться в нагромождении фундаментов. Храм долгое время отождествляли с храмом Тезея, чему свидетельством фриз Гефестиона, украшенный изображениями подвигов героя, но позже пришли к мнению, что храм воздвигнут ради почитания Гефеста, покровителя кузнецов и гончаров. Не случайно он расположен на границе района, где жили афинские ремёсленники.

Воздвигли храм в рамках программы Перикла, однако никакой громкой славы он не снискал. Храм даёт превосходное представление о несколько суровом облике классического дорического периптера. В V веке нашей эры Гефестион был превращён в церковь Святого Георгия. Рядом с Панафинейской дорогой стоит нарядная церковь Святых апостолов: Айи Апостоли, она находится неподалёку от южного входа на Агору, а заглянуть в неё стоит ради фресок, обнаруженных в 1950-е годы во время реставрации этой святыни XI века.

Античная Стоя Аттала на Афинской Агоре

Чтобы узнать об Агоре больше, посетите музей, расположившийся в стое Аттала. Стоя была восстановлена в 1953-1956 годы Американской школой археологии в Афинах. Были тщательно воспроизведены не только план, но и все архитектурные детали этого здания. На открытой галерее стои Аттала находятся найденные на Агоре скульптуры, в закрытом помещении – остальные находки. Выставлена преимущественно керамика VI-IV веков до нашей эры и небольшое количество экспонатов геометрического периода: первоклассные вазы и блюда краснофигурного стиля.

Афинская Агора (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Агора в Афинах, Греция (Richard Graves / flickr.com) Вид на афинскую Агору (AJ Alfieri-Crispin / flickr.com) Афинская Агора и Акрополь (Sharon Mollerus / flickr.com) Вид на Акрополь в Афинах с площади Агора (Arian Zwegers / flickr.com) Tilemahos Efthimiadis / flickr.com Стоя Аттала (Афинская Агора), Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Агора в Афинах (icelight / flickr.com) Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com) Храм Гефеста, Афины (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com) Архитектура храма Гефеста, Древняя Агора (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Гефеста в Афинах (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Стоя Аттала, Древняя Агора, Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Скульптуры Древней Агоры (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

История Древней Греции захватывающая, и простыми словами ее не описать. Одним из памятных исторических мест родины Гомера, Аристотеля и Гиппократа, являющихся культурным наследием современности, стоит назвать агору в Афинах.

Агора, расположенная в Афинах, представляет собой гигантскую городскую площадь, которая занимает немыслимую для современных мегаполисов территорию в 5 гектар, и располагается на холме неподалеку от Акрополя, в северо-западном направлении.

В Афинской Агоре торговали, создавали разнообразные организации, сообщества и братства, назначали встречи, беседовали, обсуждали новости. Огромная площадь была местом рождения законодательных актов в далёких временах, еще до н.э.

Афинским архитекторам древности удалось создать уникальную конструкцию для своего времени, успешно реализовав один из первых важных экспериментов по строительству крытого сооружения.

Значение слова «агора» заключается в глаголе «собирать». Ещё одним значением данного слова является действие «созывать».

Афинская Агора и Акрополь (Sharon Mollerus / flickr.com)

Такое название в переводе с греческого, действительно, оправдывает себя полностью, ведь, таким образом, можно объяснить предназначение агоры как основного и самого популярного места для встреч в Древних Афинах.

В те далёкие времена площадь стала настоящим эпицентром общественной жизни, гражданского самоуправления и принятия судебных решений.

Помимо этого, она была и крупной торговой точкой, сценой для театральных постановок и спортивной ареной, а также зоной проведения интеллектуальных сражений.

В 30-х годах прошлого века американские исследователи античности провели археологические раскопки по всей территории афинской агоры, и сегодня это место стало одним из самых посещаемых в Греции благодаря неиссякаемому ежегодному потоку туристов, желающих ознакомиться с её историей.

Значение афинской Агоры в Древней Греции

В Древней Греции не только в Афинах, но и в других городах-государствах, так называемых полисах, важнейшие рыночные площади возникали неподалеку от религиозных языческих мест поклонения богам. В столице древней Эллады таким божественным центром был Акрополь. Он возвышался над городом, что позволяло обозревать весь город.

Вид на Акрополь в Афинах с площади Агора (Arian Zwegers / flickr.com)

Площадь Агора, ограничивающаяся холмами Ареопаг и Колон, располагалась по соседству с величественным Акрополем. Найденные керамические обломки в той местности говорят о том, что люди селились здесь около 4 тысячелетий назад.

Идея создания столь масштабной городской площади пришла к афинским правителям еще в VI столетии до н.э.

Данному стремлению способствовал установленный демократический режим на территории Древней Греции.

С момента принятия жизненно важных политических перемен намного больше внимания стало уделяться общественной жизни и спустя некоторое время запланированное строительство приобрело максимальные обороты и работы стремительно расширялись. Появившаяся древняя агора обозначила новый этап в общественной жизни эллинов.

Праздник на Агоре

Пересекала площадь Агору широкая улица под названием Панафинейская. Она располагалась по диагонали площади и была посыпана гравием. Именование центральной улицы связано с празднеством, которое отмечали в греческой столице в обязательном порядке.

Агора в Афинах, Греция (Richard Graves / flickr.com)

Во время этого праздника в жертву богам приносили домашний скот, от Дома процессий до Акрополя проходила праздничное шествие, участники которого несли одеяние для богини Афины к её статуе. Фриз Парфенона наглядно демонстрирует пышность данного праздника.

Архитекторы Древней Греции сумели предусмотреть и позаботиться также и о том, чтобы остальным гражданам Афин была предоставлена возможность наблюдать за торжественным шествием на площади Агоре.

Для этой цели были созданы специальные подмостки и ступени с выступами, благодаря умелому размещению которых можно было следить за проведением мероприятия. На самих же ступеньках фасадов могли разместиться сотни, а иногда и тысячи человек.

Наградив агору особой важностью, ей предоставили роль главного места верования и поклонения, и уступать своей значимостью она могла только Акрополю.

Храм Гефеста на территории Агоры

На протяжении так называемого Золотого века, все стороны социальной жизни в Афинах затрагивал религиозный вопрос. Строили множество святилищ в честь разных богов, которые, по мнению греков, покровительствовали различным государственным службам.

Храм Гефеста (Sharon Mollerus / flickr.com)

Среди подобных построек популярностью в наши дни пользуется храм Гефеста в Греции. Обнаруженные учёными во время одной из археологических экспедиций металлические и керамические изделия подтверждают факт того, что здесь поклонялись именно Гефесту. Он был греческим Богом кузнечного ремесла и огня. Однако спустя несколько столетий, благодаря хорошему состоянию храма его преобразовали в храм для православных христиан имени Святого Георгия.

Божественным покровителем агоры стал могущественный Зевс. Древние греки считали, что он вдохновлял величайших ораторов, даруя им уверенность в сказанном слове, твёрдость и харизму. Их выступления на агоре приносили успех, а многие слова и фразы, сказанные ими, стали крылатыми и пользуются известностью в наши дни.

Древний рынок Агоры

Как уже говорилось, одним из главных предназначений афинской Агоры было ведение торговли и организация первых в мире банковских дел. Уже в V веке до н.э. афинская Агора в Греции стала устойчивым торговым центром всего полиса, известная своей валютой и скрупулезными архонтами, задачей которых был контроль над справедливостью и честностью в торговом процессе.

Древняя статуя на главной площади Афин (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

По агоре ходили рыночные охранники, метрономы. Их миссией была защита отдельных участников торговли как покупателей, так и продавцов.

Рынок, который представляла собой древняя агора в то время, был разделен на несколько секторов, называвшиеся кругами. Их определяли по характеру продаваемого товара.

Как правило, торговый процесс продолжался около 3 часов, начиная с девяти утра. Продавцы выставляли свой товар на столах, камышовых перегородках, находясь под легкими солнцезащитными навесами.

После 12 часов дня всю продукцию убирали до наступления следующего торгового периода.

Основные товары, которые можно было встретить на агоре: вино, мед, оливковое масло, керамика, пшеница и различные обработанные металлы. Каждому предпринимателю, желающему торговать на агоре, нужно было обладать высокой конкурентоспособностью и соблюдать все строгие правила продаж тех времен.

Концертный зал и Библиотека Панеция

Стоит отметить и культурную составляющую предназначения Агоры. Афины стали пользоваться еще большим спросом среди древнегреческой интеллигенции.

На территории агоры в Афинах был сооружён Концертный зал, сцена которого была создана из разноцветного мрамора, а его ширина составляла 25 метров. Одновременно он мог принять до 1000 человек.

Стоя Аттала, Древняя Агора, Афины, Греция (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

Изначально зал напоминал шатер, в котором не было ни колонн, ни столбов, ни каких-либо опор. Наиболее любознательные граждане могли посетить созданную в тот же период библиотеку Панеция.

В ней было много отделов, в каждом из которых хранились рукописные манускрипты на папирусе, пергаментные записи, содержащие множество непонятных слов для современного человека, и наверняка, имеющие важность для эллинов того времени.

Главный читальный зал библиотеки выходит к западу, и, пройдя через огромный ряд колонн, можно увидеть внутренний двор, представляющий собой подходящее место для прогулки, беседы или размышления.

Сегодня зачастую считают, что афинская агора – это то, что находится прямо у подножия Акрополя. Еженедельные воскресные ярмарки - это уникальные мероприятия, организованные администрацией памятной площади, которые станут абсолютной неожиданностью для гостей города и позволят окунуться в колорит греческих фольклорных традиций, оставив массу приятных впечатлений.

АГОРА
рыночная площадь в городах Древней Греции, центр общественной и деловой жизни. Агора находилась под открытым небом и, как правило, была окружена общественными зданиями и главными святилищами города, а также торговыми рядами. В древнейших греческих городах рыночные площади складывались бессистемно, в городах же, заложенных в эпоху эллинизма, они планировались как единое целое. При детальном рассмотрении агоры в Афинах выясняется, что в ней сочетаются оба типа, так как древний рынок, возникший, по-видимому, без плана, был во 2 в. до н.э. обновлен в соответствии с принципами городской планировки той эпохи. Общественные здания, окружавшие афинскую агору, хорошо известны, поскольку описаны путешественником Павсанием, жившим в правление императоров Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия (середина 2 в. н.э.). В ходе раскопок, начатых в Афинах в 1931 Американской школой классических исследований, удалось обнаружить развалины большинства упоминаемых Павсанием зданий.

Агора в Ассосе (реконструкция)


Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали ее с юга и запада. Находки керамических фрагментов свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н.э. Древнейшим общественным зданием, возведенным в этой части города, был Булевтерий, т.е. здание заседаний Совета. С юга к Булевтерию примыкало здание с двором, окруженным колоннадой (перистилем). Там имелись колодцы, трубы, по которым подводилась питьевая вода, и кухня. К северу от Булевтерия с глубокой древности располагались святилища Матери Богов, Аполлона Патрооса (Отчего) и Зевса Элевтерия (Освободителя). Возникшие здесь позднейшие сооружения размещались почти точно на месте древних. В самом северном, святилище Зевса, были алтарь и постамент - по-видимому, для культовой статуи; далее к югу находился имевший апсиду храм Аполлона с небольшой архаической статуей бога, отлитой из бронзы непосредственно на месте. Еще дальше к югу размещались храм Матери Богов, Булевтерий и его кухонная пристройка. В конце 6 в. до н.э., когда в правление Писистрата и его сыновей Афины переживали подъем, здесь были предприняты значительные общественные работы: встроен каменный сток для отвода воды и нечистот; рядом с Булевтерием, там, где из-под земли у подошвы Ареопага пробивались источники, был возведен девятиструйный фонтан, названный Эннеакрунос ("Девять ключей"); к северу, рядом со святилищем Зевса, сооружен и обнесен оградой алтарь Двенадцати Богов. Впрочем, о местонахождении Эннеакруноса на агоре упоминает лишь Павсаний, традиционно же его принято помещать на берегу Илисса, на юго-востоке древних Афин. Вероятно, со свержением тирании и установлением демократии в ходе реформ Клисфена в конце века связано строительство нового здания Совета на месте первоначального Булевтерия, что отражало восстановление значимости Совета ("буле"). В результате реформ Клисфена все граждане Афин были разделены на десять фил, каждая из которых получила имя одного из героев. К востоку от Булевтерия, прямо перед ним, были воздвигнуты статуи этих десяти героев, окруженные оградой, называемой Перифрагмой. Ограда эта играла роль доски для объявлений: главы фил прикрепляли на нее различные сообщения для сведения граждан. Наконец, на исходе века оформилась южная граница агоры, на которой был установлен пограничный камень с надписью: "Я - пограничный камень агоры". Все эти древние постройки, за исключением Булевтерия, были сильно повреждены или разрушены во время разграбления Афин персами в 480-479 до н.э. После ухода персов афинянам пришлось в первую очередь заниматься восстановлением своих домов, городских укреплений, а также знаменитых святынь Акрополя, развернуть же широкое строительство на агоре возможности не было. Здесь были наспех восстановлены или временно отремонтированы небольшие храмы и святилища. Из всех сооружений агоры для повседневных общественных дел был необходим лишь Булевтерий, а он, возможно, оказался среди упомянутых Фукидидом строений, которыми пользовались персы, и потому, по-видимому, уцелел. Во всяком случае, в самом здании не обнаруживается никаких следов разрушений, относящихся ко времени персидского нашествия. Наиболее настоятельной была необходимость восстановить хозяйственные службы при Булевтерии, что было исполнено ок. 470 до н.э., когда на месте прежней кухни рядом с Булевтерием был построен толос. Толос представлял собой круглое здание с расписной черепичной крышей, покоившейся на шести внутренних колоннах. К толосу примыкала кухонная пристройка и небольшой фонтан, а также резервуары для воды и колодцы. Толос был не только местом отправления различных малых культов и хранилищем образцов официальных единиц мер и весов, но служил также столовой и спальней для пританов (членов исполнительного комитета Совета). В конце 30-х годов 5 в. на месте святилища Зевса началось строительство длинной двойной стои (галереи) Зевса Элевтерия с выступающими вперед украшенными фронтонами крыльями по обеим сторонам. Наружные колонны были дорического ордера, внутренние - ионического. Перед стоей, между ее крыльями стояла статуя Зевса, по которому и называлась стоя. Павсаний упоминает еще Царскую стою, где находился архонт-басилевс (член коллегии 9 архонтов, ведавший вопросами религии). Однако описание Павсания довольно неясное, так что топографы не пришли к единому мнению, были ли в Афинах две различные стои, Зевса Элевтерия и Царская, или это одно и то же сооружение. В самом конце 5 в. было начато строительство нового Булевтерия. Старое здание стали использовать как хранилище государственных архивов, а западнее было возведено новое, соединенное с самой агорой короткими пропилеями и проулком. На расположенных полукругом рядах скамей в зале нового Булевтерия могли разместиться все пятьсот членов Совета. Позднее с южной стороны к Булевтерию была пристроена галерея с колоннами, выходившая во двор, где были установлены мраморные стелы с вырезанными на них постановлениями, касающимися Совета и членов его различных комитетов. В 4 в. вместо старого храма Аполлона был возведен новый, ионического ордера, со статуей Аполлона работы скульптора Эвфранора. Между колонн, на которых покоился фронтон, были установлены статуи Аполлона, выполненные Каламидом и Леохаром. Все эти здания были обращены фасадом на восток и располагались у подножия Колона, на вершине которого стоит храм Гефеста, известный ныне в Афинах как Тесейон ("храм Тесея"). С севера агору ограничивала Расписная стоя, стены которой покрывали изображения знаменитых побед, одержанных афинянами, в том числе в Марафонской битве. Здесь же хранились щиты, отнятые у спартанцев, которые были разбиты при Пилосе в 424 до н.э. Стоя находится за пределами раскопанной территории, поэтому ее местоположение точно не определено. Неизвестны и восточные границы агоры классического периода. По-видимому, в течение 2 в. до н.э. агора расширялась, отчасти благодаря пожертвованиям меценатов, таких, как богатый царь Пергама Аттал II, выстроивший вдоль восточной стороны агоры огромную стою, известную как стоя Аттала. Во вновь построенных зданиях размещались торговые ряды. Некоторые здания на западной стороне агоры были перестроены, чтобы соответствовать требованиям симметрии. Старый Булевтерий и храм Матери Богов были объединены в одно большое здание с четырьмя помещениями, перед которыми возвели длинную колоннаду, смотревшую на площадь. Последние античные постройки на агоре относятся ко времени Августа. При нем был построен Одеон, небольшой крытый театр. В ту же эпоху посреди агоры возвели перенесенный сюда с другого места храм Ареса, относящийся к 5 в. до н.э. Кроме того, к толосу был пристроен опирающийся на колонны фронтон. При Адриане и его современнике Ироде Аттике, щедром покровителе Афин, никаких значительных построек на агоре возведено не было. Войдя в состав Римской империи, Афины превратились в тихий город, центр образования, и политическая жизнь здесь практически замерла. Оборонительные сооружения города пришли в упадок, а население было слишком малочисленно, чтобы их защищать. Афины стали легкой добычей пришедших с севера готов, которые обрушились на них в 267 н.э. Во время этого нашествия город был разграблен, а здания и памятники агоры снесены. После ухода варваров разрушение довершили сами жители, использовавшие части снесенных сооружений для постройки новой городской стены, которая охватывала гораздо меньшую территорию. Поскольку на агоре продолжали жить и в византийскую эпоху, и во времена турецкого владычества, разрушение ее продолжалось. Тем не менее тщательно проведенные раскопки дали замечательные результаты, уточняющие топографию Афин и проливающие свет на их искусство, быт, развитие государственных институтов и историю в античную эпоху.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АГОРА" в других словарях:

    - (agorб), у древних греков название народного собрания, а также места, где оно происходило. Обычно Агора центральная торговая площадь города (в период архаики складывалась стихийно; в эпоху классики и эллинизма имела регулярную планировку) … Художественная энциклопедия

    - (agorá), у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило (по сторонам площади находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками). * * * АГОРА АГОРА (agora), у древних греков народное собрание, а… … Энциклопедический словарь

    - (греч.). Городская площадь для народных собраний в древней Греции. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АГОРА (собств. им.). Площадь в Афинах, где происходили торговля и собрания. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    агора - >). Реконструкция. /> Агора в Ассосе (). Реконструкция. Агора в Ассосе (). Реконструкция. у древних греков собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (,). Со временем агорой стали называть и само место () … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Агора - Агора ♦ Agora Городская площадь в Греции, в частности в Афинах. На такой площади философствовал Сократ. Но агора являла собой прежде всего центр общественной и политической жизни, поэтому в расширительном значении агорой иногда называют спор … Философский словарь Спонвиля

    Агора - в Ассосе (эллинистический период). Реконструкция. АГОРА (agora), у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило (по сторонам площади находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У древних греков собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (торговые, судебные, военные). Со временем агорой стали называть и само место (площадь) проведения собраний. Агоры украшались храмами, статуями… … Исторический словарь

    - (agora), у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило (по сторонам площади находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками) … Современная энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 3 монета (298) площадь (19) собрание (121) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

Сказочный город, в котором историей сочится каждый камень. Его сердцем называют Акрополь, а вот древняя Агора , расположенная на северо-западном склоне холма - подлинная душа греческой столицы. Именно тут почти четыре тысячелетия назад зародилась цивилизация эллинов (на это «намекают» результаты археологических изысканий). Что до сохранившихся исторических памятников, доступных осмотру современных туристов, то многие из них датируются третьим-четвертым веком до нашей эры.

Главный перекресток всех дорог

Вообще-то Агора в древней Греции была в первую очередь торжищем, а параллельно - местом развлечений, прогулок и важных встреч. Здесь совершали сделки, обговаривали брачные союзы, состязались в ораторском искусстве и обменивались сплетнями. В Афинах эта площадь приобрела особое политическое значение, став символом демократии. Одновременно она считалась царством закона, давая пристанище правительственным служащим высшего ранга и верховным судьям.

На каменных плитах древние мастера высекали родовые правила и нормативные акты, которыми предстояло руководствоваться чиновникам - каждый из них, вступая в должность, принародно приносил традиционные клятвы, поднимаясь на специальный постамент. До полудня на Агоре шумел оживленный базар, а затем лавочники покидали ряды - наступало время для культурной и светской жизни. Театральные постановки, научные диспуты, спортивные состязания и красочные обряды собирали рекордное количество зрителей.

Правители сменяли друг друга, но каждый последующий старался оставить о себе нестираемую память, увековеченную в местной архитектуре. Древняя Агора в Афинах столетие за столетием обрастала новыми сооружениями - фонтанами, алтарями, хозяйственными постройками и административными зданиями, скульптурными группами, колоннадами и храмами. Здесь нашлось место даже для библиотеки, которую любили посещать греческие философы.

Если верить историческим летописям, самым потрясающим действом, происходившим на площади, были Панафинеи - всенародные праздники с религиозным подтекстом. Из самого центра Агоры отбывала торжественная процессия, участники которой доставляли в Акрополь роскошные дары: наряды для богов, благовония и продукты, жертвенных животных, изысканные вина, драгоценности. Заканчивались гуляния музыкальными и спортивными конкурсами, в которых могли участвовать все обитатели столицы.

Грандиозное наследие предков

Достопримечательности афинской Агоры подробно перечислены в греческих путеводителях, но представить их подлинное величие по фотографиям невозможно. Необходимо провести на площади хотя бы один день, чтобы ощутить биение древнего пульса под яркими одеждами современной цивилизации.

В галерее царя Аттала двадцать столетий назад не стихали смех, споры и крики зазывал - сюда съезжались на торг купцы из разных уголков страны. Сегодня внутри отреставрированного двухэтажного строения царит тишина. Здесь разместился Античный Музей, в котором выставлены уникальные археологические находки, повествующие о прошлом легендарной афинской Агоры.

Над площадью по сей день возвышаются статуи каменных гигантов, некогда служивших украшением гимнасия. Свято охраняют свои секреты руины Булевтирия - места, где в далеком прошлом собирался высший законодательный совет Афин. Пятьсот самых знатных и уважаемых граждан неусыпно трудились над процветанием города - они придумывали правила, для утверждения которых на площади собиралось все население.

Время не пощадило многие религиозные сооружения, располагавшиеся по периметру Агоры. Персы стерли с лица земли величественный храм Зевса Освободителя. Вместе с павшими защитниками столицы погибло святилище Афины Фратрии. Были уничтожены алтарь Аполлона, статуи Гермеса и Диониса. И все-таки душа города никуда не исчезла. Она живет среди колонн храма Гефеста, хранится под округлыми сводами Фолоса - как некогда хранились эталоны веса и меры, необходимые для честной торговли.














Афинская Агора́ в Греции" — городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 5 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий.
1.Вид на агору с


2.Попасть к агоре можно от , если пойти на право.

3.Агора состоит из двух зон. Верхней и нижней. Если повезёт вас пустят в верхнюю зону сверху.

4.И вам не придётся, как нам, вдоль забора топать к нижнему входу.

5.Можно доехать на метро до станции, так говорится в Википедии, Фисион или Тезейон. Как от неё идти к входу я не знаю. Но зная, что можно доехать до станции метро И выйдя из метро пойти на право. Вот по этой улице с магазинами и закусочными. Закусочные удобны тем, что если вы не знаете греческого или английского вас подведут к стенду с картинками и ценами. Русскоязычных в Греции всё больше. И во многих закусочных работают люди говорящие на русском или понимающие нас. Иногда даже в меню есть на русском. Но частенько этого нет. И тогда приходится объяснятся на пальцах или с помощью картинок.

6.Линия метро идущая по верху. Потом она ныряет по землю.

7. Вход 2 е. или один из Акропольских билетиков.

Находки обломков керамики свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н.э. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь. С установлением демократии в Афинах больше внимания стало уделяться общественной жизни. Поэтому в начале следующего столетия строительство быстро расширялось. Для Агоры началась новая жизнь, и она стала играть более значительную роль.
8.Макет Древней агоры.

9.План расположения зданий в 2 в.до н.е. Если на макете стоя Аттала слева. То на плане справа.

На территории Древней агоры хорошо сохранились (21) , стоя Аттала (6) и церковь Святых апостолов 11 века. Любителей посмотреть, что нибудь этакое, может постигнуть разочарование. Всё остальное обозначено фундаментами и остатками стен и колон.
Это случилось потому, что войдя в состав Римской империи, Афины превратились в тихий провинциальный город. Оборонительные сооружения города пришли в упадок, а население было слишком малочисленно, чтобы их защищать. Афины стали легкой добычей пришедших с севера готов, которые обрушились на них в 267 н.э. Во время этого нашествия город был разграблен, а здания и памятники агоры снесены. После ухода варваров разрушение довершили сами жители, использовавшие части снесенных сооружений для постройки новой городской стены, которая охватывала гораздо меньшую территорию. Поскольку на агоре продолжали жить и в византийскую эпоху, и во времена турецкого владычества, разрушение ее продолжалось.

Панафинейская улица. (2) Главной, широкой, пересекающей Агору была Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также то, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.
10. В нижней зоне.

11.В верхней зоне.

12.К Акрополю.

В верхней зоне остатки стен, какие-то колоны с надписями, постаменты, и ещё много чего выкопанного и лежащего. Наверное, потом, когда дойдут руки из всего, что-то восстановят.
13.


14.


15.


16.


17.

18.

В нижней зоне более интересно. С востока территорию ограничивает **Атталова стоя (6), названная по имени её основателя, царя Пергама Атгала II (159-138 гг. до н. э.). Четырёхугольное возвышение перед её центральной частью - это место, где была бема (7). ораторская трибуна рынка. Археологи и историки архитектуры в 1953-1956 гг. восстановили стою II века до н. э. в первоначальном виде, использовав обломки старого сооружения. Длина этого двухэтажного зала с колоннадой равна 116 м, а ширина - 20 м. Два ряда помещений, обращённых в противоположные стороны, по 21 в каждом ряду, служили магазинами. После восстановления появилось и место для *музея Агоры. Выставочные залы занимают десять таких магазинов в одном ряду и представляют объекты от эпохи неолита до османского периода: скульптуры, керамику, стекло, рельефы и другие находки, отражающие повседневную жизнь Афин на протяжении тысячелетий. Особого внимания заслуживают *остраконы, глиняные черепки с именами крупных политиков (в частности, Фемистокла). Они служили средством для подсчёта голосов во время голосования (остракизма): кто получал большинство «бюллетеней», тот должен был отправиться в изгнание на десять лет.
19.


20.


21.Очень красивое здание и снаружи и внутри.


22.и очень длинное. Перед стоей monopteros. То круглое здание на макете.


23. Колоннада внизу.


24.второй этаж.


25.одна из статуй.

Ещё одно здание, правда не имеющее к Древней агоре никакого отношения, церковь Святых апостолов. Церковь Святых Апостолов (Agii Apostoli) (8) XI века изнутри расписана фресками. Это единственное здание, сохранившееся после начала раскопок, после того как были снесены все мешающие постройки. Она стоит на полукруглом фундаменте античного нимфея (9), т. е. павильона с источником, а к нему сзади раньше примыкал городской монетный двор (10).
26.

Ещё один храм (21) Строительство Храма Гефеста и Афины было начато в 449 до н.э. И до сих пор стоит, в очень хорошем состоянии.
27.

А теперь о том, что сохранилось плохо и только по очертаниям фундаментов и небольшим остаткам стен можно только догадываться какими большими и красивыми они были. Ну или посмотреть макеты реконструкции этих зданий в музее агоры.
Южная стоа (11) была построена между 450 г. и 425 г. до н. э. вдоль южного края Греческой агоры. Напротив неё, ближе к центру территории, находилась Центральная стоя (12) длиной более 150 м. Она была самым большим зданием на Агоре. Вместе со связующей их Восточной стоей (13) они образовывали центральный деловой район классической и эллинистической Агоры, от которого остались одни лишь фундаменты. Южная стоя примыкает к зданию Гелиэя (Heliaia) (14), суда присяжных, основанного Солоном.
Вероятнее всего, здание использовалось банкирами, которые ставили свои столы под ее портиком. Как и в Толосе, в ней хранили стандартные меры длины и массы. Комнаты были предназначены для официальных лиц.
Стоа, сделанная преимущественно из пороса, стояла на высокой террасе. Она состояла из ряда 15 комнат за двумя пролетами, каждый из которых состоял из двух рядов дорических колонн из пороса, — внутренний посреди здания и внешний, формирующий фасад стои. Внутренняя и боковая стены были сделаны из высушенного на солнце кирпича на основе пороса.
Комнаты были почти одинаковыми. Лишь центральная комната отличалась от других — в нее входили через вестибюль. Комнаты использовались вероятнее всего как столовые, в каждой было расположено семь диванов. Это подтверждается планом пятой комнаты с востока, которая имела немного поднятый бордюр, выложенный галькой, как было тогда принято в обычных столовых комнатах. Двери комнат были немного смещены от центра к востоку.
Стоа имела размер 80,47х14,89 м., глубина портика — 9,2 м., комнаты около 4,8х4,86 м. Внешний диаметр дорических колонн составлял 0,53 м.
Спустя несколько столетий, в 150 г. до н. э. на этом месте была построена другая стоа. Археологи обозначают старую как «Южная стоа I» и новую как «Южная стоа II».
Это была дорическая однонефная стоа, открытая к северу. На севере находились 30 колонн в антах, на юге, западе и востоке стоа была окружена стенами. На южной стене находилась маленькая прямоугольная ниша, смещенная от центра, — скорее всего экседра или фонтан. Южная Стоа II находилась на южной стороне места, известного под названием Восточная площадь. Стоа имела размер 93,6х8,5 м., расстояние между колоннами составляло 3 м.
28.Всё это было найдено примерно в районе расположения этих зданий.


29.Центральная стоя (12)


30.Восточная стоя (13)


31.Южная стоя примыкает к зданию Гелиэя (Heliaia) (14).


32.


33.

34.Южная стоа (11).

35.

36.Эта группа зданий перед

Линию построек в западной части Агоры начинает с левой стороны толос (15), круглый храм с расписной черепичной крышей, покоившейся на шести внутренних колоннах, сооружённый в 456 г. до н. э., от которого остались хорошо заметные фундамент и алтарь. Здесь перед своими собраниями трапезничали и приносили жертвы 50 пританов, правящий комитет народного собрания (Совета пятисот).
К толосу примыкала кухонная пристройка и небольшой фонтан, а также резервуары для воды и колодцы. Толос был не только местом отправления различных малых культов и хранилищем образцов официальных единиц мер и весов, но служил также столовой и спальней для пританов (членов исполнительного комитета Совета).
Над осушительным каналом (16) (VI или начало V в. до н. э.), зимой отводившим осадки от Акрополя к ручью Эридан, слева стоял Метроон (Metroon) (17) - храм Матери богов и афинский государственный архив. С его тыльной стороны находится булевтерион (18), городской муниципалитет. За развалинами храма Аполлона Отца (Apollon Patroos) (19) (ок. 330 г. до н. э.) и стои Зевса Освободителя (Zeus Eleutherios) (20)
В конце 30-х годов 5 в. на месте святилища Зевса началось строительство длинной двойной стои (галереи) Зевса Элевтерия с выступающими вперед украшенными фронтонами крыльями по обеим сторонам. Наружные колонны были дорического ордера, внутренние - ионического. Перед стоей, между ее крыльями стояла статуя Зевса, по которому и называлась стоя. Павсаний упоминает еще Царскую стою, где находился архонт-басилевс (член коллегии 9 архонтов, ведавший вопросами религии). Однако описание Павсания довольно неясное, так что топографы не пришли к единому мнению, были ли в Афинах две различные стои, Зевса Элевтерия и Царская, или это одно и то же сооружение.
47.


48.Капитель коринфского ордера от одной из колонн Одеона Агриппы.


49.

50.