Овсей дриз как сделать утро волшебным. Урок по литературному чтению О.Дриз "Как сделать утро волшебным" (3 класс)

Урок литературного чтения

3 класс

Тема. Анализ стихотворения О.О. Дриз «Как сделать утро волшебным»

Задачи. Метапредметные . Ознакомить учащихся со способами создания художественного образа(в данном случае весны); формировать умение извлекать из текста нужную информацию; развивать речь ребят через формирование умений выражать свои мысли и чувства.

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять интерес к природе, любовь к родным и близким; прививать умение использовать в своей речи волшебные слова.

Коммуникативные (К ): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.
Регулятивные (Р ): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество;

Оборудование: карточки, мультимедиа презентация, учебники; лепестки для самооценки; клей.

Ход урока.

I.Организационный момент.

1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
- Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову «необычный» синонимы.
- Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный.
- Да, урок мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Наверное, каждый человек мечтает хоть на минуту стать волшебником! И сегодня наша мечта исполнится. Но для этого нам так необходима… волшебная палочка.. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая волшебная настоящая палочка, способная творить чудеса. Давайте этому учиться.

II. Актуализация знаний.

У. А как будете этому учиться?

С чего начнем? (с повторения)

Сейчас вы поработаете в группах и определите, к какому жанру относиться каждое из произведений? Возьмите свои волшебные палочки.

Фронтально

Карточки.
а) Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.(загадка)
(Весна).

б) Жавороночек,
Принеси ты нам:
Весну красную,
Красно солнышко… (закличка)


в) Весна красна цветами, а осень плодами. (пословица)
г) Мы весняночку поем,

Весну красную зовем.

Ласточка, ласточка!

Милая касаточка!

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну красну (народная песня)

. (сказка)

е) Зима не даром злится
Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора….(стихотворение Ф. Тютчева)

У. Кто из вас, ребята, заметил, что объединяет все эти жанры? (о весне),

Какие жанры мы вспомнили? (Устного народного творчества или фольклора)

У. А какое лишнее? (Стихотворение.) Почему? (Стихотворение имеет автора)

III. Подготовка к восприятию нового материала.

  1. У. Попробуйте передать свое настроение при помощи цвета. Выберите один лепесток своего дивного цветка.

(Из цветной бумаги выбирают цвета и приклеивают на серединку)

У. Какие цвета вы выбрали? (Зеленый, голубой, оранжевый, желтый)

У . Можно сказать, что весна разноцветна?

У. А какого цвета больше? Как вы думаете? Давайте послушаем, как об этом думает поэт О. О. Дриз, на чьи стихи эта песенка.

2. Прослушивание песни «Зеленая карета» стихи О. Дриза. (Закрывая глазки)

У. О чем поется в песенке? На что похожа песня? (на колыбельную весне)

А просыпаясь, какие первые слова говорим?

Может ли быть утро волшебным? Часто поэты называют весну утром года. Почему?

Давайте вместе с еврейским поэтом Овсеем Овсеевичем Дриз узнаем «Как сделать утро волшебным»

  1. О писателе (рассказ учителя)

Овсей Дриз родился в 1908 году в небольшом местечке Красное, недалеко от Винницы. Отец паял и лудил котлы. Он скоро умер. И маленький Овсей, оставшись сиротой, должен был уже с двенадцати лет работать на крупорушке (крупорушка- машина для изготовления крупы из зерен- Ред.). Ему очень хотелось учиться, но не на что было: для учения в то время требовались деньги, и немалые. Все-таки Овсей поехал учиться в Киев. А чтобы не голодать, стал рабочим завода «Арсенал». Руки у него были точные, прилежные и жадные до мастерства. И они вскоре научились управляться и с рубанком или долотом столяра, и с резцом ваятеля. Юношу приняли в художественное училище, закончив которое, он поступил в Киевский художественный институт, решив стать скульптором.
Но не глина, пластилин, мрамор и гранит интересовали молодого ваятеля. О н начал писать стихи. Дриз писал на родном ему еврейском языке.
Незадолго до Великой Отечественной войны поэт начал готовить сборник своих детских стихов для перевода и издания на русском языке. Но тут он был призван в армию и стал пограничником, а вскоре, когда началась война, - фронтовиком. И книгу для детей пришлось отложить.
О. Дриз вернулся из армии лишь в 1947 году. Он работал лепщиком, мраморщиком, и все свободное время отдавал стихам.
Тяжелая болезнь сердца выбила из рук мраморщика его инструмент. Но поэт Дриз не выронил своего пера. И вот сейчас вы можете взбежать по строчкам его стихов в удивительный, светлый, ласковый и чистый мир...

IV . Исследование – анализ стихотворения О.О. Дриза «Как сделать утро волшебным»

1. Чтение стихотворения (учителем) Учебник с. 118.

Как же сделать утро волшебным?

Прочитайте самостоятельно. Какие строчки вы прочитаете тихо, почти не дыша? Какие – радостно выкрикнешь? Почему?

2. Анализ стихотворения

Прочитайте 1 строфу. Что предлагает поэт, чтобы рассвет стал волшебным?

Что подразумевает поэт, когда говорит «Охапка желтых лучей» Покажите мне, как вы понимаете слово «охапка».

2 строфа. Что потом добавляет поэт к желтым лучам? Прочитайте.

Прочитайте 3 строфу. Какую картину вы бы нарисовали к ней?

Почему Овсей Овсеевич решил всё это перемешать, закрыть глаза и не дышать?

В чем клянется поэт?

Прочитав стихотворение, что вы можете сказать о самом поэте?

Чтобы сделать утро волшебным, нужна фантазия? А доброта?

V. Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась,

Два – изящно покружилась.

И вмиг в волшебников нас превратила.

3. Исследование текста. (звучит тихо музыка Антонио Вивальди) Работа в группах.

Группа 1. Проследи по тексту стихотворения, как утро постепенно становится разноцветным.

Группа 2. Проследите по тексту стихотворения, какие звуки можно услышать рано утром?

Группа 3. Проследите по тексту стихотворения, какие запахи можно почувствовать утром?

Группа 4. Найдите совет, какой дает нам поэт? Проверка.

Какие слова ещё хочется сказать своим близким?

(Приклейте новые лепестки к вашим цветкам)

3.Выразительное чтение стихотворения.

VI. Творческая работа. Составление синквейна.

  1. Мамочка. 2. Весна. 3. Доброта. 4. Утро

Например:

Мамочка.

Красивая, добрая

Заботится, любит

Мама очень умная

Любовь.

Мамочка

Нежная, ласковая

Помогает, гуляет, работает.

Вся семья любит маму

Любимица.

Весна.

Холодная, мокрая.
Наступает, согревает, уходит.
Одно из времён года.
Лето.

Весна.
ранняя теплая
растет, цветет и пахнет
пробуждение от спячки
время года

Весна

Яркая и теплая

Украсила, пришла, растопила

Дарит людям надежду, мечту

Радость.

Доброта

Нежная, чуткая

Согревает, отдаёт, чувствует

Самое хорошее, что может быть у человека.

Чувство.

Утро

Раннее, теплое

Проснуться, улыбнуться, зарядиться

Доброе утро всем людям сказать

Здоровья им пожелать.

VII.Рефлексия.

  • Опорные конструкции:

Вспоминая урок, я мысленно переношусь…

Я вижу…

Слышу…

Чувствую…

Сказочно красива…!

IX. Домашнее задание.

Создайте свой рецепт волшебного утра .

Приложение 1.

а) Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (……………………)

б) Жавороночек,
Принеси ты нам:
Весну красную,
Красно солнышко… (……………………………..)


в) Весна красна цветами, а осень плодами. (………………………..)


г) Мы весняночку поем,

Весну красную зовем.

Ласточка, ласточка!

Милая касаточка!

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну красну (…………………………..)

д) Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это - Весна», - пояснили родители - звери, - «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое . (………………..)

е) Зима не даром злится
Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора… (………………………………)


До чего же порой не хочется вставать утром… Особенно мысли о «невставании» терзают поздней осенью и зимой. Под теплым одеялом - сказка сказочная. И жестокая необходимость извлекать себя из этой сказки отнюдь не радует. Не радует не только нас, более-менее закаленных взрослых, но и наших детей. А скучное и вялое утро, зачастую, задает тон всему дню. Который, пропитавшись с самого начала печалью и серостью, не желает нас восхищать яркими красками. Но мы не намерены терпеть это безобразие, правда? А что лучше всего поднимает настроение? Возможность побыть Волшебниками и увидеть счастливые глаза того, кого мы коснулись волшебной палочкой. Так давайте стряхнем пыль с нашей чудесной волшебной палочки. И сделаем утра наших детей, а значит, и наши, добрыми и нескучными.

Рассказывает Волшебница Анастасия : «Моя доченька Мила очень любит, когда я ей читаю. Чтение на ночь – наша давняя традиция. Но с некоторых пор мы читаем и по утрам, во время завтрака. «Общение» с любимыми героями заряжает дочь хорошим настроением и примиряет с необходимостью идти в детский сад».

Делится опытом Волшебница Мария : «Я считаю, что куриные яйца совершенно необходимы в детском рационе. Но вот мой Митя относился к ним прохладно, пока я не додумалась подавать их ему на завтрак следующим образом. Во-первых, я купила симпатичную подставку для яиц. Во-вторых, стала рисовать на них забавные рожицы. И, в-третьих, пишу теперь записочки: «Съешь меня, Митенька!»; «Самое лучшее яичко для самого замечательного мальчика»; «Я на свете всех вкуснее!». В общем, фантазирую и развлекаюсь».

А Волшебница Вероника практикует следующее : «Мой младший сын Семен – самый настоящий «нюхач». У него хорошее настроение напрямую связано с приятными запахами. Поэтому в нашем доме особым почетом пользуются аромалампы. Просыпаться мой Сёма предпочитает под грейпфрутовый аромат. И каждое утро за десять минут до пробуждения сына я - Фея Ароматов – появляюсь в детской с аромалампой, источающей бодрящий грейпфрутовый запах».

Вспоминает Волшебница Екатерина : «В подростковом возрасте я стала набирать вес. Меня это, конечно, не радовало, и я усадила себя на диету. Убрала из рациона любимые булочки и бутерброды с маслом и медом. Перешла на овощи и каши. Перестала есть после шести. Голод по утрам был зверский. К чему я все это рассказываю. Мама вставала очень рано, чтобы приготовить мне что-нибудь диетическое и вкусное. То капусты мне натушит каким-нибудь особым способом, и кусочком рыбки украсит; то кашу приготовит с грибочками. Мамочка старалась внести разнообразие в мою нелегкую диетическую жизнь. Я чувствовала ее поддержку и была ей очень за это благодарна. Теперь я сама мама и самовыражаюсь, организовывая необычные завтраки для своих непосед-близняшек. Я не только постоянно удивляю их новыми блюдами, но и всегда подаю как-нибудь оригинально. Дети это ценят».

Рассказывает Волшебница Кира : «Я очень люблю устраивать своему сыну небольшие сюрпризы. Степка очень любит получать различного рода послания. Началось все с открытки, которую я положила сыну в рюкзак, когда он с папой уезжал в другой город к родственникам. К тому времени Степан уже мог прочесть что-нибудь простенькое. Я периодически кладу открытки и записки сыну в школьный ранец. Оставляю записки около его кровати, чтобы он обнаружил их утром. А недавно сама неожиданно получила приятную записку. Я сидела и читала книгу, сын занимался своими делами в этой же комнате. И вдруг ко мне на диван прилетел самолетик. А на его крыле такая надпись: «Мама я тебя люблю. Ты лучше всех!» Я была так тронута…».

А вот в представлении восьмилетнего мальчика Никиты чудесное утро выглядит так : «Мама приходит будить меня в хорошем настроении. Не кричит: «Быстро вставай - опоздаешь!». Не стаскивает с меня одеяло, а ласково целует и улыбается. Но, к сожалению, такое в нашей семье случается редко. Потому что мама не высыпается и по утрам обычно не в духе…».

Чтобы утро действительно стало волшебным, его, безусловно, надо готовить с вечера. Понимаю, что эта фраза многим уже набила оскомину, но что поделаешь. По-другому – никак. Бывает, конечно, что креативная мысль приходит и с утра пораньше, но обычно на ее реализацию совершенно нет времени. Иногда высокое звание Волшебницы приходится доказывать бессонными ночами. Но чего не сделаешь ради улыбки своего ребенка. Помните, как в замечательном фильме «Однажды 20 лет спустя» героиня Натальи Гундаревой всю ночь мастерила из своего нового платья наряд Снегурочки для дочери. Зато для ребенка то утро, украшенное изумительным нарядом, оказалось действительно волшебным.

Высыпайтесь хорошенько,
И вставайте с легкостью!
Всем желаю настроенья
И удачи с бодростью

Тема: О.Дриз «Как сделать утро волшебным».

Тип урока: комбинированный с элементами урока-исследования(урока творчества).

Цели педагога: организовать работу учащихся по анализу стихотворных и музыкальных произведений, восприятию выраженных в них чувств, обогащению словарного запаса, совершенствованию навыков выразительного чтения, воспитанию любви к родной природе, уважительного отношения к окружающим людям,умению правильно организовать своё утро, развитию исследовательских навыков.

Цели для учащихся: анализировать стихотворные и музыкальные произведения, воспринимать выраженные в них чувства, закреплять навыки выразительного чтения, учиться умению правильно организовать своё утро, развивать исследовательские навыки.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учебно-познавательной деятельности, развитие познавательной активности, самостоятельности,творчества.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели учебной деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной речи, развивать операции наблюдения, сравнения, анализа, исследовательские навыки, творческие возможности.

Коммуникативные УУД: воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, развивать умение вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.

Планируемые результаты: учащиеся закрепят умение анализировать стихотворные и музыкальные произведения, закрепят навыки выразительного чтения и исследовательские навыки, научатся правильно организовывать своё утро.

Оборудование: выставка детских рисунков, презентация «Как сделать утро волшебным», учебники, тетради на печатной основе,карточки с заданием для составления синквейна.

Ход урока:

1.Организационный момент . (Положительная мотивация.)

1) Приветствие гостей.

2)Пусть будет день полезным

И очень интересным.

Пусть утренняя свежесть

Вам всем подарит нежность.

Пусть солнце светит ярко,

Но вам не будет жарко.

Ему вы улыбнитесь

И за дела беритесь…

Доброго утра,

Счастливого дня! Начинаем наш урок.

    Самоопределение к деятельности.

Давайте вспомним,

с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Понравилось вам это стихотворение?

Каким секретом поделился с нами Овсей Дриз? СЛАЙД 1.

Какое домашнее задание вы приготовили?

(Выучили стихотворение наизусть,поработали над выразительностью чтения,нарисовали рисунки к стихотворению, попытались создать свои рецепты волшебного утра.)

Нужны нам эти рецепты?Для чего?

Для чего нам нужно делать наше утро волшебным (добрым,радостным,счастливым,удивительным)?

-Кто из вас каждый день просыпается утром быстро,легко,с хорошим настроением

(особенно осенью,зимой,когда за окном темно)?

(Часто бывает так,что нам утром не хочется вставать.)

Если вы встали с тяжёлым,мрачным настроением,это хорошо?Почему?

(Можно поссориться с другом,не справиться с заданием на уроке,испытывать затруднения весь день.)

Если ваше утро будет скучным,унылым,вряд ли будет удачным день...

Это хорошо?

А можем мы попытаться исправить это,

сделать наше утро добрым и радостным,чтобы день наш был удачным и счастливым?

-Попытаемся все вместе решить эту проблему.

Сегодня на уроке мы продолжим создание своих рецептов волшебного утра.

Каждый из вас попытается выбрать для себя подходящий рецепт волшебного утра.

А поможет нам в этом продолжение работы над стихотворением Овсея Дриза «Как сделать утро волшебным», прослушивание музыки,выступления ребят,которые получили дополнительные задания.

Давайте постараемся,чтобы урок наш получился интересным.

Сейчас мы все вместе прочтём эпиграф.(Высказывание,которое отражает тему, главную мысль урока.)

Подумаем,подходит ли он к нашему уроку?

(Прочитываем хором)

СЛАЙД 2.

Эпиграф : Как хорошо проснуться на рассвете,

Глядеть на мир,за птицами следить…

И знать,что выше счастья жить на свете

На свете ничего не может быть!

Подходит к уроку?Почему?( Тема-волшебное утро.Автор проснулся на рассвете,счастливыми глазами смотрит на мир,на природу.Он счастлив.Он знает секрет волшебного утра.)

3 .Работа по теме урока.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1слайд. Как сделать утро волшебным?

2 слайд. Эпиграф.

3 слайд. . Поэт Овсей Овсеевич Дриз знает секрет,как сделать

утро волшебным.

(Дополнительное сообщение о поэте.)

Если посмотреть на фотографию Овсея Овсеевича Дриза,то мы увидим пожилого человека с привлекательным лицом и шапкой седых волос. Но его хитрый взгляд говорит,что здесь что-то не так.И в самом деле,когда вы начинаете читать стихи Овсея Дриза,происходит самое настоящее волшебство. «Дедушка» куда-то исчезает,а вместо него перед вами оказывается мальчишка,этакий Энык-Бенык,любимый его герой,лукавый,сообразительный,любопытный.

Мир вокруг него чудесный,у него чудесная мама,чудесные друзья,с ним происходят чудесные истории.Это чудесный мир детства!

Светлый,ласковый,чистый,удивительный мир!

Друзья поэта даже пытались расшифровывать его фамилию,например,так:ДРИЗ-это детство,радость и здоровье.

Фамилия поэта- Дриз-звучит как пение птиц!А имя Овсей напоминает овсяное семечко,проросшее из земли.

Овсей Дриз приходит к нам в детстве с песенкой о «Зелёной карете».

Многие поют эту песенку,но не все знают,кто её написал.

Дриз любил весну,когда всё оживает,любил деревья-зелёные,красивые,крепкие.

Вот такой Овсей Дриз необычный поэт!И,наверное,не случайно именно этот поэт знает секрет,как сделать утро волшебным!)

4 слайд. Обложки книг.(Прослушивание отрывка из песни «Зелёная карета»)

(На следующем уроке-посмотрим мультфильм.)

5 ,6 слайд. Страницы из книг О.Дриза,песня Андрея Минкова.(Посвятил маме).

7- 22 слайд. Стихотворение «Как сделать утро волшебным».(Выразительное чтение хором.)

Что помогает О.Дризу сделать утро волшебным?(Красота природы,любовь к маме.)

Кто приходит к вам на помощь,если вы встали в плохом настроении и никак не можете с этим справиться?

Вот какой разговор мам мы услышали.(Инсценирование)

1)«Моя Леночка очень любит,когда я ей читаю.Чтение на ночь –наша давняя традиция.

Но с некоторых пор мы читаем и по утрам. «Общение» с любимыми героями заряжает дочь хорошим настроением.

2)«Я очень люблю устраивать своему Вове настоящие сюрпризы.Я кладу записки и открытки в школьный ранец,оставляю их около кровати,чтобы он обнаружил их утром.Сыну это очень нравится.На крыльях бумажного самолётика он написал «Мама,я тебя люблю!Ты лучше всех!»

3)«Я стараюсь приготовить на завтрак своей дочке что-нибудь вкусное,необычное.Пишу записочки от имени блюд:

«Съешь меня!», «Я на свете всех вкуснее!»

4)А я прихожу будить свою дочку в хорошем настроении,не кричу «Быстро вставай-опоздаешь!»Не стаскиваю с неё одеяло,а ласково целую её и улыбаюсь.»

Кто так заботится о детях?

Мама старается поднять вам настроение.

Ваши мамы-настоящие волшебницы,они так хотят увидеть ваши счастливые глаза.

Вот какие волшебные секреты есть у любящих своих детей мам.

*Давайте подумаем,какой рецепт волшебного утра хочет предложить нам Хомяков Максим?(Исполняет музыкальное произведение на флейте.Шеферд «Одинокий пастух»)

(Послушать любимую музыку)

Какое настроение выражает эта музыка?

Что себе представили?

Волшебные образы создают не только поэты в стихотворных произведениях, но и

композиторы в музыкальных произведениях.

Слайд 23-30. Рецепты волшебного утра

* Чтобы утро действительно стало волшебным,его,безусловно надо готовить с вечера.По-другому-никак! Ложитесь спать в хорошем настроении,помечтайте перед сном о чём-то приятном.

Высыпайтесь хорошенько,

И вставайте с лёгкостью!

Всем желаю настроенья

И удачи с бодростью!

*Уберите будильник с противным писком и настройте на телефоне будильник с любимой и позитивной мелодией,и вы будете просыпаться с улыбкой.

*Откройте глаза и улыбнитесь!Себе,людям,миру!

*Встань перед окошком и протяни руки к солнцу,наполнись его энергией.

*Сделайте зарядку!(Физические упражнения поднимают настроение.)

*Побалуйте себя ароматным кофе(чаем,соком) и вкусным завтраком!

множество способов,как сделать утро добрым,волшебным!

Попробуйте выполнять эти несложные советы,откройте свой секрет волшебного утра.

Главное в этом ощущение радости,счастья,жизнелюбия,желание творить,улучшать себя и свой мир!

* Доброго вам утра и прекрасного дня!

4.Физминутка под песню «Рождается новый день.» Слайд 31

5. Закрепление

(Выразительное чтение стихотворения,обсуждение рисунков,ответы на вопросы,оценивание детьми)

1) Каким постепенно становится утро?

(Утро постепенно становится разноцветным, звонким,ярким,радостным,солнечным,сияющим,счастливым,волшебным.)

(Автор любуется и восхищается красотой природы,весеннего утра,делится своей радостью с самым дорогим и близким человеком-своей мамой.Читатели тоже любуются природой и радуются вместе с автором)

3) Какие ещё слова хочется сказать маме?

(Пожелать счастливого,доброго дня,рассказать о своей любви к ней,поцеловать.)

4) Кому ещё скажете: «Доброе утро»? Важно быть вежливым,доброжелательным,приветливым?

5) Каков секрет Дриза?

Норвежский композитор Э.Григ тоже знает секрет волшебного утра.

Слайд 32 Э.ГРИГ «Утро» (просмотр клипа)(Пробуждение и красота весенней природы)

Какое настроение вызывает?

6. Рефлексия.(Выражаем свои впечатления)

Работа в группах (Синквейн –утро,весна,ветер,солнце,мама,дети)

(Даются карточки с заданием)

7.Итог

Какие секреты мы сегодня с вами раскрывали на уроке?

Удалось нам их раскрыть?

Слайд 34

Слайд 35 «Молодцы!»

8.Домашнее задание

Тетрадь на печатной основе(с.17-19)

Работа 1.(Творческая)

«Учимся понимать стихи.»

>>Читай, удивляйся, размышляй! (Раздел 3)

Дорогой читатель, «взрослое» чтение наверняка помогает тебе вникать в смысл любых текстов. В нашей книге их очень много, все они разные по смыслу, по настроению, по подбору слов.

Я как автор учебника мечтаю о том, чтобы скорее произошло сймое главное чудо - тебе удалось научиться читать быстро, с пониманием, без ошибок. Для этого я стараюсь оставить тебя наедине с новыми рассказами, стихотворениями, историями.

Поработав в классе с ребятами, учителем, старайся дома читать так же, как читают взрослые. Используй способ чтения, который тебе знаком по урокам.

Г. Новицкая
Весна в подвале

В подвале шум, переполох.
Вдруг лопнула горошина.
И вылез из неё росток -
Кудрявый и хорошенький.
Он дотянулся до окна,
Привстав, как мог, на пальчики,
И закричал: «Весна, весна!» -

На весь подвал запальчиво 1 .
И сразу стало всё не так,

Преобразились овощи:

Причёску выдумал бурак 1

Без посторонней помощи.
И даже кочерыжка 2 вся

Покрылась вдруг бутонами

И тихо молвила 3: «Друзья,
Я так весною тронута».
И, пряча ото всех любовь,

«Коль не горох, едва ли, -

Краснея, думала морковь, -

Была б весна в подвале».
Преображалось4 всё вокруг.

Весну встречая смелую,

Готовый защищать её,
Лук запасался стрелами.

1 Запальчиво (здесь) - порывисто, возбуждённо.

1 Бурак - свёкла.
2 Кочерыжка - твёрдый утолщённый стебель капусты.
3 Молвить - говорить, высказываться.
4 Преобразиться - измениться.

А. А. Фет
Рыбка

Тепло на солнышке. Весна
Берёт свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.
Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком, -
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.
Голубоватая спина,
Сама как серебро,
Глаза - бурмитских 1 два зерна,
Багряное перо.
Идёт, не дрогнет под водой.
Пора! Червяк во рту.
Увы, блестящей полосой

Юркнула в темноту.
Но вот опять лукавый глаз

Сверкнул невдалеке...
Постой, авось на этот раз

Повиснешь на крючке!

1 Бурмитское зерно (устар.) - крупная жемчужина.

К. Д. Бальмонт Золотая рыбка
В замке был весёлый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал

Лёгкие качели.
В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду

Золотая рыбка.
И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьянённые весной,
Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко.
И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.
Хоть не видели её

Музыканты бала,
Но от рыбки, от неё,
Музыка звучала.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка

Промелькнёт, и вновь видна

Меж гостей улыбка.
Снова скрипка зазвучит,
Песня раздаётся.
И в сердцах любовь журчит,
И весна смеётся.
Взор 1 ко взору шепчет:

Так светло и зыбко 2 ,
Оттого, что там в пруду -

Золотая рыбка.

1 Взор - взгляд.
2 Зыбкий - неустойчивый, находящийся в со¬стоянии лёгкого колебания.

Е. И. Фёдорова
Мечта щенка Тявки 1

Встреча на даче

Действующие лица
Щенок Тявка . Мечтательный, беспокойный щенок, который настойчиво ловит звёздочки.
Умный Кот . Наблюдательный взрослый кот, который смеётся над выходками Тявки.

Ночью на даче происходили удивительные события: в траву падали звёзды. Щенок Тявка, явно увлечённый этим падением, метался по грядкам, по клумбе, пробирался через крапиву, чтобы... поймать хоть одну звёздочку. Но он всё время натыкался на препятствие.

1 Драма написана по мотивам сказки Н. К. Абрамцевой «А звёздочки падают?..» // Абрамцева Н. К. Сказки для добрых сердец. - М.: Костик, 1997.- С. 13, 14.

Щенок Тявка . Поймать звёздочку не так уж трудно... Но зачем этот забор стоит на моём пути? Скорее всего, звездочка упала по ту сторону забора. (Огорчился Тявка и снова припустил по саду.)

Тявка совсем избегался. Стукнувшись носом о забор, щенок решил немного отдохнуть и прилёг тут же.

Послышался смех. Тявка поднял голову и увидел на заборе соседского Кота. Кот прямо-таки давился смехом.

Умный Кот . Глупый щенок! Совсем глупый! Что это ты делаешь? (Смешно жмурясь, Кот снисходительно смотрел на щенка.)

Щенок Тявка . Я? Ловлю звёздочки... Вернее, хочу поймать хотя бы одну. Но они все падают не там, где нужно. За забором падают. (Доверил Тявка свою мечту наблюдавшему за ним Коту.)

Кот вальяжно развалился на заборе и вдруг снова рассмеялся.

Умный Кот. Глупый щенок! Совсем глупый!
Щенок Тявка . Почему? Почему я глупый? Я просто не умею прыгать через забор.
Умный Кот. (С ухмылкой.) Да потому ты глупый, что ловишь то, чего нельзя поймать!
Щенок Тявка . (Удивлённо.) Нельзя?
Умный Кот . Конечно, нельзя, ты уж мне поверь. (Важничая.) Я долго жил в библиотеке и начитался всяких научных книг.
Щенок Тявка . Ну и что? (Возмущённо.) При чем здесь книги? Что в них написано о звёздочках?
Умный Кот . Да хотя бы то, что звёзды вообще не падают.

Тявка приготовился к решительной защите. Он весь напрягся, чувствуя за собой неведомую силу. Его слова звучали уверенно и бодро.

Щенок Тявка . Ну уж нет! Ещё как падают! Сегодня уже четыре штуки упали!
Умный Кот. Вовсе это не звёзды!
Щенок Тявка. (Сердито.) Как же не звёзды? Звёзды - они и есть звёзды.

Чересчур умный Кот приготовился разъяснить свой взгляд на то, что происходит с Тявкой. Он спокойно посмотрел на щенка и вальяжно зевнул.

Умный Кот. (Неторопливо.) Ну как же объяснить попонятнее? Это не звёзды. Это такие большие камни, которые летают очень высоко. Выше Луны. И когда падают на Землю, трутся о воздух и сгорают. Понятно?
Щенок Тявка . Понятно. Понятно, что всё это че-пу-ха. Камни летают, сгорают... Ерунда! Вы какие-то неправильные книги читали, уважаемый Кот. Я ловил звёздочки. Пока!

И Тявка убежал. Кот смотрел ему вслед и качал головой.

Умный Кот . (Размышляя.) Маленький ещё. Подрастёт - разберётся.

А Тявка летел к забору, надеясь на осуществление мечты. Ему было жаль Кота. В его голове пронеслась мысль о том, что Кот совсем свихнулся oт своей учёности: звезду от камня отличить не может. Тявка взглянул в небо и бросился в ночь, за упавшей звездой.

О. О. Дриз
Как сделать утро волшебным

Чтобы сделать волшебным
Весенний рассвет,
Надо долго-долго идти
И охапку сияющих
Жёлтых лучей
Самому на дороге найти.
И добавить к сияющим
Жёлтым лучам
Охапку зелёных веток,
Краешек неба,
Пенье ручья
И маленьких птиц
Всевозможных расцветок.
И добавить немного
Тёплого ветра,
Запах ландыша,
Звон травы,
И потом ладошкой
Плеснуть на это
Совсем немножко
Речной синевы.
И всё это вместе
Перемешать,
Закрыть глаза

Не дышать!
Клянусь, это будет

Волшебным рассветом,
Если никто не забудет

При этом Крикнуть маме:
- Доброе утро!

Г. М. Цыферов
Паровозик

Все паровозы были как паровозы, а один был странный. Он всюду опаздывал.
Не раз паровозик давал честное благородное слово: никогда больше не смотреть по сторонам. Однако всякий раз начиналось то же. И вот однажды начальник станции ему строго сказал:
«Если вы ещё раз опоздаете... то...» И паровозик всё понял и загудел: «Пооооооследнееее чееееестноеее благородное слооооово».
И странному паровозику поверили в последний раз.
Тук-тук - ехал он по дороге. Заметил жеребёночка, хотел поговорить, но вспомнил о честном благородном слове - и поехал дальше. Много ли ехал, мало ли, но ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг голос из леса: фьють... Вздохнул паровозик, подумал ещё раз и в лес направился.
А пассажиры выглянули в окно и, заметив лес, стали кричать:
- Безобразие, мы же опоздаем!
- Конечно, - сказал паровозик. - И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если мы сейчас не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну, граждане.
Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав.
И всю ночь весь поезд слушал соловьиное пение.
К утру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. И вдруг нежный запах из рощи. Вздохнул паровозик, задумался, ещё раз вздохнул и в рощу направился.
- Безобразие, безобразие! - закричали опять пассажиры. - Опоздаем! Опоздаем!
И вновь паровозик ответил:
- Конечно. И всё-таки на станцию можно при¬ехать и позже. Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на всё лето, граждане.
Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. Сейчас надо собирать ландыши.

И весь день весь поезд собирал первые ландыши.
Только к вечеру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг выехали на горку. Взглянул паровозик вдаль и остановился.
- А теперь зачем стоим? - удивились пассажиры. - Ни цветов, ни леса.
- Закат, - только и сказал паровозик. - Закат. И если мы не увидим его, то, может быть, мы опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат - единственный в жизни, граждане.
И теперь уже никто не спорил. Молча и долго смотрели граждане пассажиры на закат за горкой и уже спокойно ждали паровозного гудка.
Но вот, наконец, и станция. Вышли люди из поезда. А паровозик спрятался. «Сейчас, - думал он, - эти строгие дяди и тёти пойдут к начальнику жаловаться».
Однако дяди и тёти почему-то улыбнулись и сказали:
- Паровозик, спасибо!
А начальник станции немало удивился:
- Да вы же опоздали на три дня.
- Ну и что, - сказали пассажиры. - А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и на всю жизнь.
Ты, конечно, понял смысл моей сказки. Иногда не стоит торопиться.
Если видишь красивое, если видишь хорошее - остановись.

B. C. Шефнер
***
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам.
Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам -
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье 1 .
Всё будет так и всё не так

Через одно мгновенье.

1 Изумленье - удивление.

Матвеева Е. И. Литературное чтение. Где прячется чудо?: Учебник для 1 класса начальной школы (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) / Е. И. Матвеева. - 7-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 128 с.: ил.

Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации