Министр Михаил Абызов: Нам нужно уходить от советского репрессивного контроля. Задача реформы госконтроля — сократить риск угроз и ущерба для людей — Абызов

Для успешной реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в регионах нужна личная вовлечённость руководителя, а ведомства должны провести внутреннюю оптимизацию, внедрить в свою работу цифровые технологии и развивать новые, интересные методы профилактики нарушений. Такие рекомендации дал представителям субъектов РФ куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 22 февраля на конференции «Реформа контрольной и надзорной деятельности: новое качество государственного контроля в регионах».

— Первая рекомендация - займитесь вопросами, связанными с оптимизацией структуры управления. У нас есть куда оптимизироваться, это я точно говорю. Пример - Калининград, где создано единое министерство контроля и надзора. Я не говорю, что это универсальный рецепт, но подумать надо. Второе - это информатизация и цифровизация. Цифровая экономика будет на ближайшие годы топовым приоритетом федеральной власти, президента, председателя правительства. Люди, которые занимаются контролем и надзором, должны быть первыми в этой повестке, - подчеркнул Абызов.

Без информатизации чек-листы - списки контрольных вопросов, внедряемые сейчас при проведении проверок, - принесут не пользу, а большой вред. Инспекторы «окажутся заваленными макулатурой» и будут анализировать «кипу галочек и клеточек», предостерёг министр. Все чек-листы, по его мнению, нужно перевести в «цифру». Каждому инспектору в его планшете должны быть доступны электронные протоколы проверок, которые затем сразу будут уходить в «облако». Такой подход уже позволил Москве в 3 раза повысить эффективность деятельности линейных инспекторов.

В каждом регионе, желательно по всем региональным видам контроля, за один год нужно провести работу по полной информатизации, подчеркнул Абызов. Стоит задача в течение пяти лет перейти на модель единого цифрового пространства для всех поднадзорных объектов в части взаимоотношений с контролем и надзором. За этот год, по словам министра, необходимо создать на федеральном уровне такую систему, в которой контрольно-надзорные органы в состоянии будут ежемесячно, а потом еженедельно и ежедневно подводить баланс работы сотрудников контрольно-надзорного органа: сколько времени и где провёл инспектор, начиная от проверки и заканчивая составлением отчётов и аналитикой первичных данных.

Третье важное направление работы - это профилактика нарушений. Профилактика должна быть интересной, подчеркнул Михаил Абызов. «Профилактика - это та материя, которая требует нестандартных подходов. Вы должны придумывать, как вовлечь в профилактику, как сделать её интересной и для инспекторского состава, и для поднадзорных объектов. Соберите предпринимательское сообщество, сделайте для них презентацию того, что будете делать. Они не понимают многих нюансов, куда мы развиваемся. В советское время была школа профилактики, плакаты, в кинотеатрах показывали ролики про пожарную и дорожную безопасность до начала сеансов. Сейчас этого нет. Нужно придумывать новые форматы», - отметил Михаил Абызов.

Министр также предложил создавать при губернаторах конфликтные комиссии, куда люди могли бы жаловаться на различные случаи недопонимания с органами контроля и надзора. Благодаря таким комиссиям инспекторы смогут увидеть, какая существует правоприменительная практика, а граждане увидят объективный диалог.

— Масштаб работы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, проведённой за 2017 год, впечатляет. Мы изначально ставили достаточно амбициозные задачи. Безусловно, есть вещи, которые мы не успели сделать. Мы понимаем, по каким объективным причинам, а зачастую и субъективным причинам, это не получилось. Важно не стараться каким-то образом ретушировать отклонения. Надо объективно оценивать результаты и не бояться фиксировать неисполнение. Только так можно корректно планировать и видеть изменения в будущем, - отметил Абызов.

Если говорить о региональном аспекте реформы, то за прошедший год, по его словам, были наработаны очень разные практики. Поэтому было принято решение не задавать единую структуру надзорной деятельности от Калининграда до Камчатки. В части муниципального контроля и надзора, напротив, нужны типовые модели. По словам Михаила Абызова, надо дать субъектам РФ и губернаторам, а также их командам, которые работают над реализацией реформы, единую матрицу действий.

Также министр подчеркнул необходимость разграничения полномочий надзорных органов на федеральном и региональном уровне. Для этого, по его мнению, можно было бы заключать соглашения в регионах между региональным и федеральным надзором по пересекающимся прямо или косвенно полномочиям, в рамках которых они договорились бы о режиме совместных проверок.

Проанализировать виды контроля на предмет дублирования и решить проблему разграничения полномочий между «федералами» и регионами необходимо до принятия конкретных решений по внедрению системы управления рисками, отметил, в свою очередь, член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. Только после этого нужно принимать решение о целесообразности внедрения системы риск-ориентированного подхода по конкретным видам регионального контроля.

— У нас в части реформирования системы госуправления не так много удачно реализованных проектов. Задача моя, команды, которую мы объединили на федеральном уровне, и регионов - сделать эту реформу успешной. Судя по тому, как мы прошли 2017 год, я абсолютно уверен, что это может быть самая успешная реформа в части государственного управления. Для этого очень важно поддерживать высокий уровень вовлечённости первого руководителя региона, - заключил Михаил Абызов.

#профилактика нарушений

Фото: Владимир Смоляков

Очередные занятия с руководящим составом структурных подразделений МЧС России в этот раз были посвящены теме осуществления государственного надзора. Перед слушателями выступил министр Российской Федерации по вопросам открытого правительства Михаил Абызов, который курирует направление, связанное с реформой надзорной деятельности.

Свое выступление министр построил так, чтобы слушатели рассмотрели не только аспекты, важные для МЧС, но и в целом всю картину проводимых преобразований, их результатов и историю работ по совершенствованию надзорной деятельности в стране.

История вопроса

В 2012 году в Правительстве РФ велась активная и непростая работа по документу, который должен был регулировать вопросы промышленной безопасности. Одной из задач в этом направление была работа по совершенствованию системы госконтроля в этой сфере. В рамках принятия этого закона предполагалось категорировать все объекты по уровню риска. На тот момент особо опасными считались порядка 290 тысяч объектов. Полтора года работы с экспертным и предпринимательским сообществом позволили принять соответствующий акт, выводящий из всего множества промышленных объектов действительно опасные производства – их количество сформировалось на уровне 9 тысяч объектов. Все остальные, 280 тысяч – попали в 3-ю и 4-ю группы риска, т.е. они были признаны не особо опасными, за которыми осуществлять постоянный надзор не нужно. Затраты бизнеса на сопровождение задач по технологической безопасности удалось сократить на 25%.

«Наблюдая, как реализуется закон в течение 13-го и 14-го годов, мы приняли решение, что необходимо по другим видам надзора приступить к такой планомерной работе без революции и аврала по совершенствованию контрольной надзорной деятельности. И в 2015 году Правительство приняло дорожную карту по совершенствованию этой деятельности, за реализацию которой я и мои коллеги стали нести ответственность», - рассказал Михаил Абызов.

Проработав еще полтора года в формате подготовленной дорожной карты, в правительстве в 2016 году было принято решение вывести эту работу на новый уровень. Тогда при Президенте РФ был создан Совет по приоритетным проектам и стратегическому управлению, президиум которого возглавил Председатель правительства, отобраны приоритетные направления, реализуемые на самом высоком уровне, среди которых оказалась и контрольно-надзорная деятельность.

Михаил Абызов подчеркнул роль специалистов чрезвычайного ведомства в решении вопросов реформирования надзорной деятельности. Он заметил, что с коллегами из МЧС ему и его команде работается комфортно и интересно, стоящие вопросы решаются на самом высоком профессиональном уровне.

Цели реформы

Главная цель – повышение безопасности жизни и здоровья граждан и снижение экономического ущерба бизнеса и хозяйствующих субъектов.

«Какова статистика? По рискам, которые контролируются государственными органами, на федеральном уровне ежегодно погибает 85 тысяч человек. Показатель, который был бы для нас ориентиром, составляет 40-45 тысяч человек. Это показатель смертности, который соответствует масштабам нашей страны, населению и другие. То есть вот эти 40-45 тысяч жизней мы теряем из-за того, что наша система госконтроля недостаточна эффективна», - сказал министр.

Еще одна задача реформы – снизить неэффективную нагрузку на бизнес. По словам Михаила Абызова, такая нагрузка к 2024 году должна быть снижена в два раза. Для этого разработаны четкие системы измерения, которые сейчас планируются к внедрению. Ведь важно понимать, каким образом измерять эту самую нагрузку.

«Мы не можем бизнес освободить от проверок – это не правильно. Игнорируя и снижая проверки опасных объектов, мы тем самым снижаем уровень безопасности. Но мы должны сделать реализацию проверок в совсем другом формате, должны развивать систему профилактики, реализовывать системы дистанционного взаимодействия с предпринимателем. Снижать административную нагрузку и прекращать надзор не тоже самое» , - заключил Михаил Абызов.

Следующая задача по вопросу преобразования государственного контроля и надзора – это сделать саму систему управления, которая до сих пор базируется на старых принципах, более современной и эффективной.

Направления реформы

Таких направлений восемь. Первое - риск-ориентированный подход, т.е. такая система, при которой необходимо все объекты категорировать и сконцентрировать плановые и внеплановые мероприятия на объектах высокого уровня риска. На сегодняшний день по всем 12-ти надзорным органам такая работа проведена, ее результаты совершенно прозрачны.

Следущее направление – повышение результативности и эффективности в работе контрольных надзорных органов.

«Наша задача в рамках реформы - перейти от палочной системы к системе, при которой результативность и эффективность органов оценивается по динамике изменения и снижения принесенного ущерба и вреда, к системе ответственности органов за то, что является главной целью реформы – снижение смертности, травматизма», - заявил Абызов.

Одним из основных направлений реформы, министр выделил профилактику, причем с использованием современных методов – используя электронные площадки и дистанционное воздействие (обучение, видеотрансляции, отчеты и т.д.). По мнению Михаила Абызова, такая профилактика обеспечивает совсем другой подход к вовлеченности и модель взаимодействия надзора и поднадзорного объекта, который начинает разворачиваться совсем в другую парадигму отношений.

Информатизация, по мнению министра, также является приоритетной задачей в реализации реформы.

« Надзор должен использовать новые технологии взаимодействия с объектами, современные объективные средства телеметрии и датчиков, использование интернета вещей. Совсем другие информационные системы взаимодействия с поднадзорными объектами в интернете, с применением моделей личного кабинета… Вообще цифрализация госнадзора является одним из драйверов изменений» , - подчеркнул Михаил Абызов.

В своем выступлении министр по вопросам открытого правительства затронул еще ряд направлений реформы, ответил на вопросы представителей МЧС по рассматриваемой теме и заключил, что в целом на сегодняшний день риск-ориентированный подход в сфере плановых проверок заработал.

За 2017 год совместными усилиями чиновников и бизнеса удалось создать нормативную и законодательную основу для реализации масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности, которая направлена на защиту интересов граждан и предпринимателей. За год проведения реформы уже удалось добиться реального снижения смертности, травматизма и ущерба по ряду видов контроля и надзора, а на 2018 год поставлены ещё более амбициозные задачи. Об этом шла речь на конференции «Реформа контрольно-надзорной деятельности: первые итоги и новые вызовы», в которой принял участие куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Отслеживать прогресс надзорных ведомств в реформировании госконтроля поможет регулярная оценка уровня административной нагрузки на бизнес и качества администрирования контрольно-надзорной деятельности. Результаты первой такой оценки были представлены на конференции. Состав участников приоритетной программы по реформированию госконтроля будет расширен за счёт 4 ведомств: ФМБА, Росавиации, Росрыболовства и Росалкогольрегулирования.

Главный итог 2017 года - это создание очень качественной и профессиональной атмосферы работы проектного коллектива, который состоит из федеральных министерств и ведомств верхнего уровня, определяющих государственную политику, и контрольно-надзорных ведомств. Это и есть новый формат проектного управления, когда по самым различным направлениям существует кооперация тех, кто ставит задачи, и кто их реализует. Оценка формальных результатов у нас тоже достаточно высокая. Основные параметры, которые мы заявляли на 2017 год, мы выполнили. Показатели, связанные со смертностью и ущербом для здоровья граждан, снижением административной нагрузки на бизнес, на 2017 год были сформулированы очень консервативно. С 2018 года нагрузка по выполнению этих задач и амбициозность показателей возрастает, поэтому хотел бы, чтобы мы начали работу над задачами 2018 года уже сейчас, в декабре», - отметил Михаил Абызов.

По данным за первую половину года, количество смертельных случаев по линии МЧС, Роструда и Ростехнадзора снизилось более чем на полторы тысячи, количество травмированных - на 1330, а материальный ущерб по рискам, контролируемым Россельхознадзором и Ростехнадзором, сократился на 3 млрд рублей.

Замруководителя Аналитического центра при правительстве Михаил Прядильников, в свою очередь, отметил, что реформа реализуется с беспрецедентным вовлечением всех заинтересованных сторон. За год в регионах было проведено около 1300 публичных обсуждений правоприменительной практики с участием контролёров и предпринимателей, в них приняли участие порядка 300 тыс. представителей бизнеса. Кроме того, бизнес вовлечён в работу 19 рабочих групп Общественно-делового совета - это более 700 предпринимателей.

Представители бизнеса подтверждают, что предприниматели активно вовлекаются в процесс реализации реформы.

Бизнес-объединения фиксируют, что это самая масштабная реформа, которая когда-либо происходила в этой области, и самый объёмный из всех приоритетных проектов. Привлечение бизнеса было беспрецедентным. Такого привлечения бизнеса нет ни в одном другом приоритетном проекте», - отметила вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

Главные цели реформы - повысить безопасность и качество жизни граждан, снизить административную нагрузку на бизнес и повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности. Для того чтобы сформулировать базовые показатели, с учётом которых в дальнейшем будет оцениваться прогресс надзорных ведомств, экспертами Открытого правительства были проведены опросы предпринимателей и инспекторов, а также проанализирована информация о работе 12 контрольно-надзорных ведомств, участвующих в приоритетной программе по реформе госконтроля.

Эксперты Открытого правительства оценили среднее качество администрирования контрольно-надзорной деятельности в России на 310 баллов из 1000 возможных. Лучше всего дела обстоят с таможенным контролем, который осуществляет Федеральная таможенная служба. Качество его осуществления оценено на 465 баллов. На втором месте - госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства (411 баллов), на третьем - контроль за соблюдением трудового законодательства, который осуществляет Роструд (400 баллов). В топ-5 попали также надзор в сфере обращения лекарственных средств и налоговый контроль. Меньше всего баллов набрал контроль МВД в сфере миграции (100 баллов). По итогам общей оценки администрирования надзорной деятельности в ведомствах с учётом всех видов контроля в пятёрку лучших вошли ФТС (465 баллов), Роструд (400), ФАС (373), Росприроднадзор (279) и ФНС (269). При этом наилучшие результаты достигнуты ведомствами в части повышения профессионализма инспекторов (41%), а наиболее скромные - в части снижения затрат для бизнеса (18%).

Аналитический центр при правительстве РФ в августе - сентябре провёл опрос предпринимателей о том, как они оценивают уровень административной нагрузки на бизнес. Средний уровень административной нагрузки на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов участники опроса оценили на 3,16 баллов по пятибалльной шкале. Сводный показатель административной нагрузки на бизнес по всем предприятиям составил 56,1. По крупному бизнесу этот показатель равен 48,5, по среднему - 1,3, по малому - 6,3.

В восприятии бизнеса наибольшая нагрузка связана с работой Ространснадзора и ФНС, эти ведомства получили максимальное количество негативных оценок (44,7% и 48,4% соответственно). Роструд, ФАС и МЧС, напротив, по мнению представителей бизнеса, «нагружают» предпринимателей меньше всего. Наибольшие проблемы при взаимодействии с надзорными органами зафиксированы в части актуальности требований, организации дистанционного взаимодействия, проведения документарных проверок и профилактики нарушений.

Это не рейтинг плохих и хороших. Это для нас база и отправная точка. Нам надо иметь объективную систему показателей, которую мы сформируем не по отчётам, а на базе объективных обследований, цифр и показателей. Благодаря этим цифрам мы сможем узнать, где есть проблемы при взаимодействии госконтроля и бизнеса, какие есть проблемы в организации работы с инспекторским составом, что он ожидает от реформы. Этот открытый формат и настрой, который давал бы инструменты для дальнейших преобразований, я хотел бы сохранить», - подчеркнул Михаил Абызов.

По словам министра, подобные опросы и замеры станут регулярными, а методики расчёта соответствующих индексов будут утверждены нормативными актами. Так, нормативный акт, закрепляющий расчёт индекса административной нагрузки на бизнес, планируется принять до 1 февраля.

Что касается восприятия целей и задач реформы госконтроля самими инспекторами, то, как показали результаты анкетирования инспекторов, проведённого Высшей школой экономики, 54,5% сотрудников надзорных органов считают, что нагрузка на бизнес скорее снизится или значительно снизится в результате реформы госконтроля, 26,1% полагают, что нагрузка не изменится. Что касается рисков для населения, то они, по мнению 43,1% опрошенных инспекторов, значительно снизятся или скорее снизятся. 29,2% инспекторов считают, что они останутся на прежнем уровне. При этом 73% участников анкетирования считают, что реформа госконтроля - это шаг в правильном направлении.

Работе с кадровым составом надзорных ведомств в рамках реформы будет уделено особое внимание, напомнил Михаил Абызов. Так, в следующем году 20 тыс. инспекторов пройдут через дистанционное обучение. Первые 1,5 тыс. инспекторов начнут обучение уже в феврале.

Среди других задач на следующий год - распространение риск-ориентированного подхода не только на плановые проверки, но и на внеплановые. Система управления рисками, по словам министра, сейчас требует доработки. Все планы проверок на следующий год сформированы с учётом риск-ориентированного подхода, их число должно сократиться на 10%, отметил руководитель Аналитического центра при правительстве Константин Носков. По 19 видам контроля приняты постановления правительства о разделении поднадзорных объектов по категориям риска, постановления ещё по 8 видам контроля разработаны, но пока не вышли, уточнил замминистра экономического развития Савва Шипов. Кроме того, по 6 видам контроля были приняты решения об отмене плановых проверок. Лишь по ветеринарному контролю, по его словам, не удалось пока прийти к компромиссу.

Главной задачей для Минэкономразвития на 2018 год является оценка того, как контрольно-надзорные органы отработали в 2017 году. Если мы не проведём детальный анализ работы по каждому виду контроля и надзора, попавшему в приоритетный проект, и не сделаем результат этой оценки публичным, реформа никогда не станет реальностью. В первом квартале 2018 года предстоит оценить, кто сделал дело, а кто сделал вид, что сделал дело», - указал замглавы Минэкономразвития Савва Шипов.

Самым тяжёлым проектом приоритетной программы, реализация которого продолжится в 2018 году, по мнению Михаила Абызова, является изменение системы обязательных требований. В Минюст поступило несколько сотен предложений от бизнеса по пересмотру обязательных требований. Результатом их обработки стала подготовка 14 «дорожных карт», которые предусматривают более 60 мероприятий на 2017-2018 год. Они охватывают разные сферы экономической деятельности. «Дорожная карта» - это ещё не пересмотренное требование, но большой этап аналитической работы уже пройден, за ним последует активная административная работа. На 2018 год Минюст ставит задачу комплексного пересмотра регулирования в различных отраслях.

На данный момент утверждено 70 чек-листов - публичных списков вопросов, которые будут использовать инспекторы в ходе проверок бизнеса. Ещё более 200 проверочных листов находятся в разработке. Проверочные листы внедряются в отношении 25 видов контроля и надзора.

Использовать чек-листы без информатизации будет вредно и для инспекторов, и для предпринимателей. Единственный правильный баланс - при работе с чек-листами применять информационные технологии. Всё должно быть компьютеризировано, иначе превратится в стоп-кран. Чек-листы должны быть загружены в систему "личных кабинетов" инспекторов и предпринимателей», - отметил Михаил Абызов.

В планах на будущее также пересмотр Кодекса об административных правонарушениях, добавил министр. КоАП, по его словам, требует новых подходов, и в январе может быть сформирован план его донадстройки.

Либо мы будем принимать решение о его "тюнинге", либо выйдем на какие-то системные вопросы, глобальную ревизию КоАП, с тем чтобы обновить систему ответственности, сделать её соразмерной уровням угроз и рисков и дисциплинированности поднадзорных объектов. Там должны быть более детально описаны отдельные уровни нарушений и санкций, чтобы меньше оставалось на усмотрение инспектора», - пояснил Михаил Абызов.

Состав участников приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности будет расширен. На заседании 13 декабря президиум Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева по итогам обсуждения одобрил интеграцию в реформу четырёх ведомств - Федерального медико-биологического агентства, Росавиации, Росрыболовства и Росалкогольрегулирования.

Круг участников проекта будет расширен за счёт тех надзоров, которые действительно хотят изменений и новых результатов, подчеркнул Михаил Абызов. Сейчас программу в приоритетном порядке реализуют 12 министерств и ведомств, на которые приходится около 90% контрольно-надзорных мероприятий. Это МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

Проект по реформированию контроля и надзора призван показать, что госуправление, качество которого сегодня часто подвергается критике, может быть действительно эффективным.

Мы делаем этот проект, чтобы показать высший уровень эффективного госуправления. Чтобы показать, что госуправление может иметь высокий класс. Это одна из задач на 2018 год», - заключил Михаил Абызов.

СОЧИ, 30 сен — РИА Новости/Прайм. Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов рассказал о восьми проектах в рамках реформы госконтроля, которые позволят обеспечить безопасность жизни человека, снизить уровень угроз и материального ущерба и повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, сообщил министр в пятницу в ходе инвестиционного форума в Сочи.

Все отнять или все раздать: кому поднимать экономику России? Перед предстоящими 18 сентября выборами в Государственную думу РИА Новости сравнивает позиции основных политических партий России по основным пунктам их предвыборных программ. О том, как разные партии выборов видят будущее экономики, – в обзоре Владимира Ардаева.

"Мы провели несколько итераций нашего взаимодействия с предпринимательскими объединениями. Эти проекты и их показатели являются результатом нашего профессионального экспертного и общественного обсуждения. У нас еще есть время для внесения в них некоторых корректировок, и наше сегодняшнее обсуждение может в этом помочь", — сказал Абызов на сессии по госконтролю в ходе форума.

Первый проект касается перехода на риск-ориентированный подход в контроле и надзоре. Уже в 2018 году он должен быть внедрен на 90%. "Сплошные проверки, согласно такой модели, будут проводиться только на объектах повышенной опасности, а объекты, не представляющие потенциальной существенной угрозы, могут быть и вовсе освобождены от них", — сообщил министр.

Хватит ли России времени и нефти? У российского правительства есть всего несколько лет для того, чтобы провести структурные реформы в экономике и окончательно избавиться от "нефтяной зависимости", считают эксперты, с которыми беседовал Владимир Ардаев.

Второй проект направлен на замену "палочной" системы оценкой достижения измеримых показателей сокращения уровня угрозы и ущерба. Третье направление — с 2017 года в обязательном порядке каждый контрольно-надзорный орган должен будет публично представлять информацию о результатах своей деятельности, а предприниматели, ознакомившись с ними, смогут превентивно устранять нарушения.

Четвертый проект — устранения устаревших, избыточных, противоречивых и дублирующих требований. Их, по словам министра, в общей сложности насчитывается около 2 миллионов. Пятое и шестое направления — снижение уровня коррупции и развитие кадрового потенциала контрольно-надзорных органов, которые, в свою очередь, связаны с седьмым направлением — информатизацией контрольно-надзорной деятельности.

В рамках восьмого проекта реформирование системы контроля и надзора на федеральном уровне будет масштабировано на уровне регионов и муниципалитетов. "Все эти проекты должны будут найти свои производные в показателях для каждого контрольно-надзорного ведомства", — заключил Абызов.