Конспект урока по труду на тему " изготовление национального костюма". Главное, что бы костюмчик сидел

1 min read

Дизайнер Жумагуль Сариева превратила традиционную верхнюю одежду кочевников - чапан - в модный предмет гардероба. Из тяжелых теплых пальто она превратила их в модные яркие плащи с уникальными орнаментами.

С мая по июль 2016 года дизайнер Жумагуль Сариева провела выставки в американском Сан-Франциско и французском Страсбурге, и познакомила мир с современной интерпретацией чапана - традиционной тёплой верхней одежды кыргызов - стеганым пальто из хлопка.

«Если мы хотим, чтобы наш чапан путешествовал вместе с нами в современном мире, мы должны стилизовать, видоизменить его. Я думаю, не нужно бояться в своих идеях уходить слишком далеко от стандартов. Это стиль и, конечно, со временем он меняется», ‒ говорит дизайнер.

Современные чапаны Сариевой предстают в облегчённой форме - они шьются из стёганого хлопка по последним трендам мировой моды. Теперь это не бесформенная мешковина, а смелые продуманные модели, которые совмещают этнографические мотивы и последние модные фасоны. Большинство чапанов шьётся похожими на дизайнерскими платья или лёгкие безрукавки.

Гамма цветов последней коллекции начинается трендовым нежно-розовым и заканчивается бирюзовым, однако дизайнер не ограничивается пастельными тонами.

В других своих коллекциях она экспериментирует с яркими и тёмными цветами. Последняя коллекция автора заработала призы и награды в Европе и Азии. Мужские модели,которые были представлены на неделе мод во французском Страсбурге. После участия в показе чапаны авторства Сариевой включили в каталог лучших работ страсбургской недели моды.

Дизайнер работает с тканью, придумывая в очередной раз уникальные орнаменты для каждого отдельного варианта. Работа над одной моделью может занять около двух месяцев.

«Для каждого клиента мы стараемся сделать особенный орнамент. Это очень кропотливая работа […]. Я анализирую характер человека, потом у меня складываются эскизы», ‒ говорит Сариева.

Благодаря новой технологии пошива, чапан стал всесезонным элементом верхней одежды. Его легко можно сочетать с любой обувью по вкусу клиента и аксессуарами. Форму и фактуру чапанов можно также подобрать по вкусу и по желанию.

Цена чапанов начинается от шести тысяч сомов и зависит от сложности заказа.

Теперь это не тяжелые пальто, призванные согревать в сильные морозы, а легкие и динамичные всесезонные плащи. Голубые, зеленые, золотистые и нежно-розовые, чапаны шьются как объемные, с застежками на спине, так и узкие, с разнообразием орнаментов.

В прошлом чапан носился поверх одежды как мужчинами, так и женщинами. Этот вид верхней одежды был популярен среди народов Центральной Азии и Афганистана. Традиционные чапаны шили из ваты или верблюжьей шерсти с подкладом из хлопка, а поверх он расшивался бархатом или сукном.

Видео: Тилек Бейшеналы уулу, Азат Рузиев, Рэйчел Милани

О создании дизайнерской вещи для Криштиану Роналду рассказала директор дома моды "Нур-Шах" Нурджамал Нурпейсова, передает "Лада" .

Она рассказала, что создала эксклюзивный казахский чапан в кратчайшие сроки. Изделие нападающему клуба "Реал Мадрид" Криштиану Роналду подарили представители одной из казахстанских компаний.

Нурджамал Нурпейсова. Lada.kz

"Чапан сшит сотрудниками дома моды "Нур-Шах". Он изготовлен из велюра, так как на нем узор вышивается красиво. Мы работали с представителем заказчика, главным требованием было сшить чапан как удлиненный классический сюртук, с английским воротником, карманами, со строгим казахским узором и изображением в центре солнца с лучами, под которым - парящий орел. Это был индивидуальный и неповторимый заказ", - поделилась Нурджамал Нурпейсова.


Lada.kz

В подарочный комплект вошел и головной убор.

"Мы шили чапаны для спортсменов и гостей из других стран. У меня была мечта - сшить чапан для нашего чемпиона Геннадия Головкина. Я и не ожидала, что мы сошьем чапан для Криштиану Роналду! Я его обожаю, очень уважаю, что он сам добился мирового успеха, признания. Я с удовольствием болею за него и за его команду", - сказала Нурджамал Нурпейсова.

Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности.

Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.

Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен.

Для вышивки золотом использовались только благородные материалы, такие как шелк и бархат. Узоры вышивались в основном на растительную тематику, редко встречался и геометрический орнамент в золотошвейных нарядах.

При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь. В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром.

Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду.

По цветам женского наряда можно было судить и о статусе мужей. Зажиточные узбеки одевали своих жен в голубые или фиолетовые наряды, жены ремесленников носили зеленую одежду.

Еще одной характерной чертой для узбекских традиционных нарядов является выбор богатых тканей для пошива – бархата и вельвета.

А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.

Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Традиционными предметами мужского гардероба в Узбекистане всегда были рубахи разного фасона и халаты, которые подвязывали поясами. Внизу узбеки носят штаны и сапоги из кожи. Голову в Узбекистане обязательно должны покрывать не только женщины, но и мужчины, что связано с исламской религией.

У мужчин для этих целей используется чалма или тюбетейка.

Одежда

Рубаха для повседневной носки называется куйлак. Изначально такая рубаха была длинной и была ниже колен, но позже фасон сменился, и рубаха стала стандартной длины. Фасон горловины имел две интерпретации: в первом случае у рубахи имелся вертикальный разрез, к которому пришивался ворот; во втором случае в зоне воротника имелся горизонтальный разрез, доходящий до плеч.

Штаны под названием иштон были абсолютно лишены дополнительных декоративных и функциональных элементов. Длина таких штанов, напоминающих шаровары, доходила до щиколоток.

Мужской халат носит название чапан и имеет единый фасон для всех возрастов и статусов, который не менялся долгое время. Для разных сезонов года существуют свои разновидности халата – тонкий летний халат, халат с подкладкой для межсезонья и теплые ватные халаты для холодного времени года. По бокам халата имеются вертикальные разрезы для удобства перемещения.

В качестве декоративных элементов используется тесьма и материя другого цвета, которые пришивают по краям халата и на рукава. Для застегивания халата имеются завязки. В качестве пояса в национальных узбекских мужских костюмах используется кушак. Он представляет собой сложенный в треугольник платок из хлопка или шелка.

Цвет кушака, который имеет название бельбог, всегда выбирали ярких и контрастных оттенков, чтобы он выделялся на одеянии мужчины.

Головной убор

В качестве головного убора мужчины в Узбекистане традиционно носят кулох или тюбетейку-дуппи. Наиболее популярной среди всех тюбетеек является головной убор обитателей Ферганской долины. Ее отличительной особенностью является вышитый белыми нитями на черном фоне интересный растительный орнамент.

На сегодняшний день в Узбекистане пользуются большим спросом бархатные или хлопчатобумажные тюбетейки синего, черного и темно-зеленого цветов.

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет.

Еще одним украшением узбекских красавиц с древних времен являются налобные украшения.

Одежда

Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.

Женские шаровары были обязательной частью гардероба для девочки чуть ли не с самого рождения. Как и в мужском варианте, штаны широкие сверху и сужаются к низу. Нижнюю часть штанины украшает тесьма с кисточками.

В женском варианте национального костюма разновидностей верхней одежды немного больше, чем у мужчин. Так женщины могут носить халаты такого же кроя как мужской чапан.

В некоторых районах Узбекистана были распространены длинные и приталенные халаты под названием румча. Также узбекские женщины носят мурсаки – что-то среднее между туникой и халатом. Обычно мурсак сшит на теплой подкладке для холодных времен, длиной до пят и имеет покрой с запахом.

Менее двухсот лет назад в обиход вошли приталенные халаты с укороченными и зауженными рукавами под названием камзур. Тогда же популярной одеждой среди узбекских женщин стали безрукавки нимча.

Головной убор

В качестве головного убора женщины в Узбекистане используют платок. Обычным явлением в традиционной культуре является надетые на голову сразу два платка. Один из них завязывается на лоб, а другим покрывают. голову

В XIX веке женский головной убор был сложным и многослойным – сначала надевался платок, у которого было отверстие для лица, затем повязывался платок на лоб, а сверху сооружалась чалма. Женщины из знатных семей носили платки, украшенные золотом или серебром. В начале же прошлого века широкий резонанс получили традиционные узбекские тюбетейки с вышивкой из шелка или золота.

Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой.

Обязательным атрибутом к парандже являлся чавчан – сетка, сплетенная из конского волоса, которая призвана закрывать лицо женщины. Паранджа и чавчан были обязательными элементами женской одежды в мусульманских странах для всех женщин и девочек, начиная уже с девяти лет. Однако в Узбекистане этот предмет гардероба был распространен только в городах, и то не повсеместно. А с приходом Советской власти паранджа и вовсе начала постепенно выходить из обихода узбекских красавиц.

Роль национального костюма в наши дни

В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей – девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки.

Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе. Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.

сайт реализует видеопроект Made in KG об отечественных производителях, о которых широкая общественность может и не знать. Мы рассказываем о стартапах и молодых предпринимателях, представителях малого и среднего бизнеса.

Сегодня мы знакомим вас с Chapan Studio , которая производит одежду в национальном стиле, но в современном дизайне. Конечно, главным продуктом является чапан во всех его проявлениях. Он может быть розовым и в цветочек или сшитым из кусочков ткани, разных по текстуре и цвету. О своих удивительных творениях рассказала владелица студии и главный дизайнер Жумагуль Сариева.

- Когда к вам в голову пришла мысль о том, что надо шить чапаны? Наверняка к этой идее вы шли не один год?

Конечно, путь к созданию студии по пошиву одежды был очень долгим. Любовь к национальным вещам привили мне мама и бабушка, которые с удовольствием носили и чапаны, и жилетки, сшитые по одинаковому принципу. В кыргызских сказках чапан также занимает не последнее место. Огромное влияние на мое нынешнее занятие оказал рассказ бабушки о том, что дедушка, которого репрессировали, уходя из дома, взял с собой только чапан. Моя задача рассказать о том, что интересного и удивительного хранится в сундуках.

- В какое время появилась первая национальная одежда в вашем исполнении?

Это произошло в конце 80-х в Москве, где я в тот момент жила. Мой первый выход белдемчи (особая юбка) в современной обработке произвел настоящий фурор. Я дружила с художниками и другими творческими людьми с Арбата, и все они советовали мне заняться дизайном одежды, но прошло 20 лет, прежде чем я решилась на этот шаг.


В чем уникальность ваших вещей? Ведь за последние несколько лет стало модным носить национальную одежду, и ее стало очень много на рынке.

Чапаны бывают разными. Я очень рада, что мои работы оценили и женщины, и мужчины. Мы сделали специальную линейку вещей и для представителей сильного пола. Очень радостно отмечать, что мужские чапаны пользуются большим спросом. У каждой из вещи свое особое настроение, энергетика, заряд. Они выбираются индивидуально под каждого человека. Многие коллеги-дизайнеры просят, чтобы я не меняла структуру чапана, иначе теряется его очарование.

- Цены на чапаны, жилетки и другие вещи с вашим брендом достаточно высокие. Не отпугивает ли это покупателей?

Мы используем только натуральное сырье. Хлопковые ткани из Индии, а наполнитель - натуральная вата. В классическом чапане обязательно в качестве наполнителя присутствовала шерсть, но мы от нее отказались. Зато его можно легко стирать в машинке. К тому же индивидуальный пошив - это всегда дорого. Но и эффект соответствующий. К каждому клиенту мы стараемся найти индивидуальный подход, обязательно с ним разговариваем, узнаем вкусовые предпочтения, любимые цвета.


- Вам нравится общаться с клиентами?

Очень нравится. Я стараюсь максимально услужить клиенту. Пришла как-то девушка, которая не могла подобрать для себя идеальный чапан, но ей понравились бордовые пуговицы, и вместе с ней искали цвета, из которых создали новый чапан. Предложенный мною вариант - подклад бордовый, а верх синий - ей очень подошел. Она была счастлива. И я всегда в такие моменты испытываю радость и огромное удовольствие от своей работы.

- Как относятся к кыргызской национальной одежде за рубежом?


Для них этнические мотивы очень свежи и необычны. Несколько дизайнеров из Европы специально заказывают чапаны для себя лично. А в США одна дизайнер, увидев мою коллекцию, заявила, что не уйдет без чапана. Пришлось отдать свой, чтобы человек остался доволен. Мне очень приятно, что профессиональные модельеры высоко ценят мои работы.

- Вы как глава пусть небольшого, но производства, успеваете разрабатывать новые модели?

Кто если не я? Рисую эскизы, подбираю ткани, и уже вместе с конструкторами-модельерами окончательно формируем коллекцию. Я работаю и с молодыми дизайнерами, стараюсь передать все те знания о национальной одежде, которые у меня есть.

У каждого из нас когда-то был первый чапан. Не дань моде, нет. Жизненная необходимость. Помню свой первый чапан. Когда я собиралась на свой первый студенческий хлопок, родители купили мне его в ЦУМе, в сувенирном отделе. Там стояла в углу вешалка с хорошими синими ташкентскими чапанами. Боевой чапан жив до сих пор. Я ношу его на даче в холодное утро.

Каждый раз с сожалением сбрасывая теплый мягкий чапан, я сожалела о том, что стало не принято ходить в чапане и в пир и в мир. Тем более что женский чапан уж давно не купить. Его можно только заказать.



Помнится, лет пять назад купила я в Бухаре простенькое полупальто, сшитое в технике узбекского чапана. Носила его с удовольствием. В Ташкенте он был диковинкой. Даже продавцы-узбеки на ташкентских базарах, приглядевшись к моей одежк, восклицали: «Это же чапан! Где вам такой сшили?!»

К радости моей, женской одежды в стиле чапан в Ташкенте с каждым годом становится все больше. И он никого уже не удивляет. Его носят всюду, и в будничных делах, и на официальных встречах, и в офисах.

2

Безусловно, стали современными модели и отделка. Но самое главное - чапанная стеганная на вате суть остается неизменной. На каждой выставке национальной одежды я непременно разыскиваю мастериц, создающих одежду «под узбекский чапан».

3

Выбор чапанчиков у нее огромен.

4

В лицевой части её чапан-жакетов использованы исключительно национальные ткани: адрас, атлас и бесасаб.


5


Про «лицевую часть» это я поторопилась сказать. Дело в том, что Манзура-опа шьет чапан-жакеты «два-в-одном». То есть двусторонние:

6


К примеру - сверху умеренных цветов адрас. Выворачиваете, а там - яркий сочный бекасаб.