Как научить малыша кушать ложкой самостоятельно комаровский. Учим ребенка самостоятельно кушать и пить – основные приемы

По мере роста детки стремятся делать многое без участия взрослых. Одним из первых навыков самообслуживания и одновременно важным этапом развития является умение самостоятельно кушать ложкой. Не менее ответственно это и для родителей, которым следует задуматься о том, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.

С какого возраста можно давать ребенку ложку?

Вначале разберемся, когда давать ребенку ложку в руки. Прежде чем малыш освоит навык самостоятельного использования ложки, ему следует познакомиться с этим инструментом и изучить его. Впервые дать подержать можно уже в полугодовалом возрасте, когда кроха уже хорошо сидит с поддержкой, и особенно если возникает необходимость введения .

Важно сказать ребенку, что ложка нужна для того, чтобы кушать, дать ему четко понять, что это не предмет для игры. Вначале при кормлении можно применять две ложки – одной кормить, а другой позволить орудовать крохе так, как он захочет. При этом стоит придерживаться правила использовать ложку только во время еды и не давать ее ребенку в другое время.

Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно?

Самостоятельность в процессе еды появляется у ребенка тогда, когда он сам начинает кушать печенье, сухарики. Далее следуют попытки взять пищу из тарелки руками, за которые ни в коем случае его нельзя ругать. Когда малыш уже способен уверенно брать и удерживать предметы между двумя пальчиками, допустимо начинать обучать его правильно пользоваться ложкой. Это происходит примерно в 7-8 месяцев.


Одним из главных признаков того, что карапуз готов сам применять ложку, является желание отобрать ее у взрослого. Тогда нужно дать малышу ложку с пищей и помочь ему направить ее в ротик. В первое время, когда ребенок сам ест ложкой, добавляются лишние хлопоты по уборке на кухне, стирке, с чем необходимо смириться и, набравшись терпения, пройти этот этап. Скорость освоения навыка самостоятельного приема пищи с ложки разная у всех деток, но в большинстве случаев уже к возрасту 1-1,5 года они умело пользуются первым столовым прибором.

Ложки для кормления детей

Немаловажное значение в вопросе о том, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, имеет то, какой прибор предлагается крохе. Первая ложка для ребенка должна быть безопасной, легкой, вместительной, иметь удобную для захвата ручку. Нужно знать, что ложечки с длинными тонкими ручками не подходят для использования ребенком, а предназначены только для кормления родителями.

Ложки для детей представлены в широком ассортименте, изготавливаются из разных материалов, имеют разные цвета и могут быть украшены красочными рисунками, которые привлекают внимание и делают трапезу более интересной. Рассмотрим основные типы ложечек, которые могут применяться малышами:


Как научить ребенка правильно держать ложку?

Сложности у многих возникают в вопросе, как научить ребенка держать ложку правильно. Стоит понимать, что в таком возрасте кроха еще не способен держать ложку пальцами, поэтому берет ее в кулачок. В этом нет ничего страшного, и со временем он всему научится. Поэтому вначале следует лишь немного помогать малютке орудовать ложечкой, направляя его ручку к тарелке и ко рту.

Чтобы у ребенка быстрее развилась координация движений, важно больше времени уделять играм для развития моторики. Например, отличной тренировкой для успехов на кухне может стать игра в с лопаткой. Предложите малышу вместе «покормить» из ложечки (или лопатки) любимые игрушки. Полезно рисование мелками или карандашами, игры с хлопками в ладоши.

Как научить ребенка брать еду с ложки?

Если в семье принято устраивать совместные трапезы, то проблемы с тем, как научить ребенка кушать ложкой, по сути отсутствуют. Карапузы любят копировать поведение взрослых, поэтому, глядя на родителей, будут стремиться использовать столовые приборы по назначению. Не стоит во время еды отвлекать ребенка чем-то другим (мультфильмами, игрушками и т.д.). Важно приучать его к использованию ложки тогда, когда он действительно испытывает голод, что будет хорошим стимулом.

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно?

Условием для успеха в решении вопроса, как научить ребенка есть самому ложкой, являются согласованные действия всех членов семьи. К примеру, недопустимо, когда мама старается привить крохе навык самообслуживания, а бабушка кормит его с ложки. Чем дольше ребенка будут ограждать от проб и ошибок, тем позднее он приобретет самостоятельность, и не только при приеме пищи. Поэтому стоит заранее обсудить с домочадцами вопрос, как научить ребенка есть ложкой.


Ребенок умеет есть ложкой, но не хочет

В вопросе, как научить маленького ребенка есть ложкой самостоятельно, может возникнуть другая сложность – малыш отказывается использовать ложку и кушает руками либо требует, чтобы его кормили взрослые. При этом следует осознавать, что давить на малыша и заставлять его нельзя, добиться своего можно только при помощи терпения и доброжелательности. Если ребенок не хочет есть с ложки, можно попытаться применить такие приемы:

  1. Предложить малышу самостоятельно выбрать для себя красивую ложку в магазине.
  2. Посещать детские коллективы, где дети самостоятельно кушают ложками.
  3. Вместо ложки дать другой прибор – специальную детскую вилку.

Размазанная еда по столу или с ног до ушей крохи, на стене или полу каша, шлепанье ладошкой в тарелке и многое другое… Вам всё это знакомо? Значит, вы уже пробовали научить свое чадо самостоятельно есть. Возможно, у вас это получилось с огромным успехом. Тогда я вас поздравляю!

Однако если у вас эта затея потерпела фиаско, то вы, наверняка, подумали: как быть дальше? Что ж, давайте вместе попробуем разобраться в этом.

Убедитесь, что ребенок готов есть самостоятельно

На самом деле это не привязано к определенному возрасту ребенка. Ведь для одного малыша норма - лихо орудовать ложкой в годик, а в полтора - вилкой. Тогда как для другого крохи обладать этими же навыками несколько позднее - долгий путь и тяжелый труд.

Лучше ориентируйтесь на малыша и постарайтесьне упустить благоприятный период. Вы это поймете, когда увидите, что ребенок интересуется пищей взрослых на столе: протягивает свои ручки и хватает кусочки еды, держит их в руках, выхватывает из маминых рук ложку и, подражая взрослым, подносит ко рту. Считается, что это происходит обычно в возрасте от 9-10 месяцев и до 1,5 лет. Однако этот период у некоторых детей иногда наступает несколько раньше - и это абсолютно нормально.

Не упустите этот момент, полагая, что лучше накормите свое чадо сами. Поскольку потом вам в разы тяжелее будет прививать малышу навыки самостоятельности.

Ведь в этом случае экономия своего времени, сохранность чистоты полов и занавесок на кухне - временные победы.

Общие правила и принципы обучения

Запомните, никаких абсолютных правил или догм, которым необходимо неукоснительно следовать, прививая навыки самостоятельности крохе, не существует. Поскольку каждый ребенок индивидуален.

И все же для успеха постарайтесь придерживаться некоторых общих принципов обучения:

  • Принимайте решение всей семьей о том, что ребенка пора приучать есть самостоятельно. Чтобы не получилось неразберихи. Например, мама со всем усердием пытается приучить кроху мастерски утолять свой голод самостоятельно ложкой, а бабушка продолжает кормить любимого внучка или внучку сама. Это может привести к тому, что ребенок обленится.
  • Старайтесь кормить кроху в строго определенное время, поскольку это способствует нормализации режима питания.
  • Закрепляйте полученные навыки ежедневно , чтобы малыш не забывал те, которые он уже приобрел.
  • Если кроха заболел, у него плохое настроение или режутся зубки , лучше отложите занятия до его выздоровления, либо хорошего расположения духа.
  • Соблюдайте последовательность: переходите к приобретению следующего навыка самостоятельности после того, как малыш усвоит предыдущий.
  • Подавайте собственный пример. Сначала обязательно покажите, как вы сами пьете из чашки или едите из тарелки (своей!). При этом выполняя все действия поочередно, а также объясняя каждое движение. Затем вместе с малышом повторите весь процесс, но опять-таки, объясняя всё словами. И тогда малыш с удовольствием будет брать с вас пример. Ведь на данном этапе вы для крохи - проводник в большой и неизведанный для него мир. Разумеется, у малютки всё получится не с первой или даже десятой попытки: по дороге к ротику с ложки половина каши вывалится, либо она будет размазана по столу и так далее. Ведь он только в начале длинного пути. Однако спустя какое-то время ваши действия обязательно увенчаются успехом: малыш САМ будет орудовать ложкой.
  • Старайтесь устраивать совместные трапезы с семьей. Ведь каждый ребенок - маленький повторюшка. Поэтому он будет стремиться подражать действиям взрослых.
  • Предлагайте малышу действовать ложкой самостоятельно , когда он действительно голоден.
  • Устройте игру из обучения самостоятельным навыкам еды. Например, поиграйте с крохой в «экскаватор». Тогда ложка - ковш, а ротик - экскаватор. Предложите малышу ковшом (ложкой) собрать кашу в тарелке и отправить в ротик (экскаватор). Либо устройте большую показательную «трапезу»: покормите вместе с малышом куклу или мишку, предварительно надев на них нагрудник. И неважно, если после такого «обеда» эти «едоки» оправятся прямиком под кран, чтобы «привести себя в порядок». Главное - сам наглядный процесс! Таких игр существует великое множество. Выбрать сюжет вам поможет воображение, либо за его основу берите любимое развлечение крохи.
  • Приучайте ребенка к самостоятельной еде, начиная с вкусных и любимых его блюд.
  • Не забывайте, чтомалыш во время самостоятельной еды устает, поскольку тратит колоссальное количество энергии. Поэтому, если вы это заметили, то не настаивайте на продолжении самостоятельного приема пищи, лучше сами докормите кроху. Не переживайте, что это замедлит обучение. Ведь по мере взросления доля самостоятельно съеденной крохой порции увеличится.
  • Всегда хвалите ребенка, даже за небольшие достижения . Ведь он так старался! Малыш получит удовольствие как от еды, так и от сознания того, что порадовал вас. Поэтому в следующие разы постарается вновь услышать от вас слова одобрения.
  • Будьте готовы к «отходам», а также пожертвовать чистотой своей кухни, которая, вероятно, превратится в «поле боя» на весь период обучения.
  • Не высказывайте своего недовольства и не ругайте малыша, если у него не всё получается сразу: измазался с ног до головы, по дороге ко рту свалилась еда с ложки, пролилась вода из чашки и так далее. Ведь он только учится! А такая ваша реакция отобьет у крохи желание надолго что-либо делать самому.
  • Придерживайтесь принципа: «Аппетит приходит во время еды». Для этого красиво украшайте стол, используйте симпатичную детскую посуду и так далее.
  • Если ребенок упорно отказывается есть самостоятельно, не настаивайте. Поскольку это сформирует у него негативное отношение к еде. Лучше вновь приступите к занятиям спустя несколько дней.
  • Постарайтесь прививать хорошие манеры ребенку с раннего детства: перед едой мойте руки малышу, старайтесь объяснять, что посуда - не игрушки, а еда - не развлечение и так далее. Конечно, кроха это усвоит не сразу, но по мере взросления такая установка укрепится в его сознании.
  • Для малыша запаситесь специальной деткой посудой из небьющегося термостойкого пищевого пластика: тарелка, чашка, ложка, вилка. Поскольку ей предстоит много и много раз оказываться на полу.
  • Старайтесь приучать кроху к тому, что есть необходимо на кухне или в столовой.
  • По возможности приобретите специальную детскую мебель для еды : детский стульчик со съемным столиком. Чтобы крохе удобно было сидеть и кушать.
  • Постарайтесь не призывать ребенка есть за «маму», «папу», «бабушку» или других членов семьи. Потому что это формирует неправильное пищевое поведение у малыша. И вполне возможно, что в будущем он будет переедать, а это приведет к избыточному весу или развитию у него ожирения.
  • Старайтесь не поступать по принципу: «Сегодня я тебя покормлю сама, потому что спешу, а завтра ты поешь самостоятельно». Так малыш может разлениться. Да и страшного ничего не произойдет, если вы пойдете гулять на 15 минут позже.
  • Запаситесь несколькими непромокаемыми фартучками или нагрудниками, чтобы их можно было менять и удобно стирать. Хороши нагрудники , изготовленные из специального мягкого и гибкого пластикас загнутым наверх нижним краем. Поскольку они предотвращают стекание жидкой пищи на одежду малыша. Кроме того, их не нужно стирать, ведь они легко моются и сохнут. Поэтому крохе достаточно иметь всего только один такой нагрудник.

А если малыш упорно не хочет быть самостоятельным?

Возможно, вы пропустили благоприятный период - когда кроха рьяно хотел проявить самостоятельность во всем, либо в процессе обучения были допущены ошибки.

Поэтому:

* Старайтесь, чтобы начало обучения не очень затягивалось - не старше полутора-двух лет.

* Не давите на малыша и не требуйте слишком изысканных манер - со временем они придут. Поступая так, вы можете сформировать отрицательное отношение малыша к самостоятельной еде и приобретению новых навыков.

* Попробуйте призвать на помощь сверстников вашего крохи, которые уже умеют самостоятельно кушать. Ведь в компании таких же непосед и «вечных двигателей» ваш ребенок в скором времени начнет виртуозно пользоваться ложкой или пить из чашки самостоятельно. Поэтому периодически устраивайте дома детские праздники либо чаще приглашайте домой на обед деток. Особенно эта рекомендация актуальна, если малыш не посещает детский садик или до него ещё далеко.

* Старайтесь больше дать самостоятельности крохе и не слишком опекать его. Тогда он в разы быстрее усвоит новые навыки, почувствовав свою значимость.

Умение самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашки - необходимые навыки самообслуживания для каждого малыша. Они пригодятся крохе не только в далекой взрослой жизни, а уже совсем скоро. Поскольку он пойдет в детский садик - и вы, разумеется, будете переживать, чтобы малютка в дали от вас не был голодный целый день. Поэтому, конечно же, приложите все усилия, чтобы научить своего малыша кушать самостоятельно. Давайте вместе разберемся, как это сделать.

Выбираем первую детскую посуду

Отдайте предпочтение посуде, изготовленной из небьющегося пищевого термостойкого пластика. При этом остановите свой выбор на сертифицированных товарах, которые выпущены известными производителями (например, Philips AVENT, Bebe Confort и так далее).

Важна цветовая палитра: чем она ярче и красочнее, с цветными картинками, тем с большим удовольствием малыш ею пользуется. Вы только представьте себе, какую радость испытает кроха, увидев в конце трапезы на дне тарелки изображение любимого мультяшного героя!

Итак, приступим к выбору посуды…

Чашка-непроливайка

Пожалуй - самый первый и необходимый предмет детской посуды для самостоятельного использования малышом. Она удобна тем, что благодаря системе «непроливайка» из чашки не вытекает ни капельки жидкости, как бы малыш ни «пытал» её. В неё встроен специальный клапан, который открывается в момент совершения ребенком сосательного движения.

Виды чашки-непроливайки:

  • С двумя ручками или ушками , за которые малютке удобно держать чашку обеими ручками - для крохи старше шести месяцев.
  • С одной ручкой - для малыша старше года. Она становится переходной между детской и взрослой чашкой.
  • Термопоильником-непроливайкой удобно пользоваться во время длительных поездок или прогулок. В них заданная температура жидкости сохраняется на протяжении нескольких часов.
  • Стакан-непроливайка с трубочкой или носиком - для ребенка более старшего возраста, который уже умеет самостоятельно держать поильник.
  • Чашки-непроливайки бывают разных цветов или прозрачными с градацией для уровня жидкости.
  • С силиконовым (чтобы малыш не поранил десны) или пластмассовым носиком.
  • Чашки, имеющие на дне резиновую подставку, которая не позволит ей упасть со стола или другой поверхности.

Тарелка

Существуют модели :

  • с двумя-тремя секциями - для разной еды
  • поддерживающие заданную температуру - с двойным или подогреваемым дном
  • меняющие свой цвет в зависимости от температуры еды
  • с ручками или без них и так далее.

Желательно, чтобысамая первая тарелка малыша была глубокой, имела форму трилистника или наклонное дно - чтобы во время трапезы малышу было удобно зачерпывать еду и доедать её. Хорошо, если тарелка будет снабжена присоской на дне с наружной стороны - дабы она случайно не соскользнула на пол во время еды.

Размер тарелки выбирайте в соответствии с возрастом малыша, а также объема обычной его порции. Благодаря чему со временам у ребенка сформируется привычка: съесть сколько положили.

Ложка

Рекомендуется пользоваться пластиковой ложкой с физиологической формой. Эта ложка изогнута так, чтобы во время еды её ручка не касалась поверхности стола, а маленькому едоку было удобно её брать в руки. Кроме того, ручка ложки должна быть округлой и не скользить.

Вилка

Пластиковая, с тупыми и закругленными зубьями, чтобы малыш не поранился. Также желательно физиологически изогнутая форма вилки.

Нож

Специальный детский и неострый. Лучше, если для ребенка вы приобретете первый нож, изготовленный из пластика.

Примечательно, что некоторые компании выпускают целые наборы деткой посуды, что очень удобно. Поскольку избавляет вас от выбора каждого предмета отдельно.

Как видите, существует великое многообразие форм и расцветок детской посуды. Выбирая её, необходимо учитывать главный принцип - чтобы малышу она нравилась, и ему было удобно ею пользоваться. Ведь нововведения не всем по душе, поэтому ребенок может капризничать или проявлять недовольство.

Учим ребенка самостоятельно пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой и ножом

Процесс довольно длительный, требующий от вас терпения, а также навыков настоящих переговорщиков. Потому что придется не только показать, но ещё и ухитриться донести до маленького непоседы, как это делать правильно.

Учимся самостоятельно пользоваться чашкой-непроливайкой

У некоторых детей получается практически сходу пить из обычного стакана или чашки: взял и стал пить, подражая взрослым. Разумеется, при этом он может пролить некоторое количество жидкости на себя. Но разве это главное? Ведь кроха заделал это САМ!

Другим же малышам нужно помочь научится пить из чашки сок, чай, водичку, молочные смеси самостоятельно.

Приступим к обучению:

  • Следует начинать с момента, когда ребенок уверенно с интересом берет в руки и рассматривает предметы, а также пробует их «на зуб» - примерно с пяти-шести месяцев. Поэтому дайте малышу в руки чашку-непроливайку для знакомства.
  • Как только малютка начнет проявлять интерес к новому предмету (примерно в шесть-семь месяцев), сами покажите, как нужно пить из чашки (но только из своей!), делая небольшой глоток.
  • Учите малыша пить из чашки-непроливайки . Для этого налейте в неё небольшой объем напитка, но более одной трети. Далее приложите чашку к губам малыша, поддерживая её за донышко так, чтобы он смог сделать из неё небольшой глоток - и дайте немного времени ему осознать вкус напитка. Если малыш проявит интерес к новому навыку, то можно приступать к дальнейшему обучению. Если интереса не будет, то немного повремените и вновь вернитесь к занятиям через несколько дней.
  • Со временем кроха сам захочет пользоваться красивым предметом , да еще и с вкусностью внутри.
  • Старайтесь, чтобы во время кормления в руках у малютки всегда находилась чашка-непроливайка с чаем, соком или водичкой. Пусть время от времени пьет из неё.
  • Если кроха недопил напиток, не нужно его переливать в бутылочку . Лучше помогите малышу: придержите чашку так, чтобы он это сделал сам либо допоите его из ложечки. Если все ваши усилия не увенчались успехом, не расстраивайтесь, а предлагайте крохе в течение дня по чаще питье.
  • Как только малыш начинает уверенно пить из чашки-непроливайки,наступает пора сказать бутылочке «пока» . Этот пункт актуален, кода ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании и уже знает, что такое бутылочка. Если малыш знаком только с маминой грудью и материнским молоком, то и не приучайте его к бутылочке, а лучше сразу переходите к чашке-непроливайке.

Момент отучения от бутылочки индивидуален. Как правило, он наступает к 10-11 месяцам, а у кого-то - к 1,5 годам, но иногда - несколько ранее или позднее. Все зависит от того, насколько кроха привязан к бутылочке.

Прежде чем приступить к отучению, убедитесь в готовности малыша:

  • Начните с дневного времени: вместо бутылочки со смесью или соком предложите крохе чашку-непроливайку. Если малыш через несколько дней уже уверенно полностью переходит на поильник без истерик (небольшие слезы все же неизбежно прольются, поэтому будьте готовы к ним), то все в порядке.
  • Тяжелее всего кроха отвыкает от вечернего кормления из бутылочки. Поэтому тут вам придется проявить большую стойкость и изобретательность. Отвлеките кроху: расскажите сказку, похвалите его за то, что он уверенно пользуется поильником и так далее.
  • Если малютка очень болезненно отнесся к замене бутылочки на чашку-непроливайку, то повремените с отучением на некоторое время. Но не откладывайте слишком надолго. Поскольку чем старше ребенок, тем сложнее его отучить от бутылочки.
  • Далее переходите к обучению крохи пить из взрослой чашки (примерно в возрасте от года до полутора лет), придерживаясь тех же принципов: показать, вместе выполнить, помогать.

Обычно малыши к полутора-двум годам уже уверенно пьют из взрослой чашки самостоятельно. Однако если этого не произошло, не расстраивайтесь, не ругайте и не заставляйте его делать это. Лучше с терпением продолжите занятия - и придет время, когда он научится пить из чашки сам.

Учимся самостоятельно пользоваться ложкой

По сути, идеально начинать приучать малыша пользоваться ложкой необходимо с момента введения первого прикорма - примерно в шесть месяцев. Но это время может наступить и несколько позднее. Конечно, это вовсе не означает, что в этом возрасте малыш возьмет в руки ложку - и будет лихо орудовать ею.

Приступим к занятиям:

  • Начните обучение в «четыре руки»: вначале каждого кормления давайте ребенку в руку ложку, пусть держит, а второй кормите его. И неважно, что он во время кормления шлепает своей ложкой по каше или пюре, стучит ею по столу и так далее. Главное - чтобы он проявлял интерес.
  • Когда малыш немного подрастет (примерно в возрасте от 8 до 9 месяцев, но возможно и немного позднее), а движения его станут более целенаправленными,начните учить малыша попадать в цель - ротик.

Ведь кроха имеет неточное представление о своем теле. Поэтому вместо ротика в первое время попадает в подбородок, нос, щеки, измазывая их. К тому же, при первых попытках самостоятельно поесть из ложки, возникает еще одна проблема: отсутствие координации движения. То есть ложка с едой у рта, но он не открывается, поэтому нужно немного подождать. Кроме того, маленькому едоку трудно учитывать длину ложки.

Поэтому, чтобы помочь крохе, вначале кормления покажите ему, как можно самостоятельно кушать на своем примере (из своей тарелки, используя свою ложку!), объясняя каждое движение. Затем совместно с ним несколько раз повторите все движения, придерживая и направляя ручку малыша в нужную строну. Но уже с ложкой малютки и из его тарелки.

  • Для первых попыток ребенка пользоваться ложкой лучше подойдет густая пища - каши или пюре . Если вы предложите крохе суп, то он просто расплескает его, не донеся до рта.

Спустя некоторое время после начала обучения малыш начнет орудовать ложкой самостоятельно, утоляя свой голод. Как правило, это происходит к полутора-двум годам, но нередко - и несколько позднее или ранее.

Не стоит переживать по этому поводу или ставить возрастные рамки для ребенка. Придет время - и он обязательно научится кушать самостоятельно. Но даже в этом случае присутствует риск того, что макароны окажутся под столом, а суп прольется на пол. Ведь крохе ещё предстоит отточить свое мастерство.

Учимся самостоятельно пользоваться вилкой

К приобретению этого навыка, как правило, следует приступать после того, как малыш уже научился управляться с ложкой самостоятельно. Обычно это происходит в возрасте от полутора до двух лет, но иногда - и несколько позднее. Однако это непринципиально, поскольку всё зависит от желания самого ребенка. Ведь иногда некоторые дети начинают уверенно пользоваться вилкой даже раньше, чем ложкой.

Принцип тот же, что и с ложкой:

  • вначале кормления показать на собственном примере, объясняя каждое движение: как держать вилку, чтобы малыш не поранился, накалывать кусочки еды (котлеты, мясо и так далее)
  • затем повторить все движения несколько раз вместе с малышом, взяв его за руку, объясняя каждый этап

Учимся самостоятельно пользоваться ножом

Не все родители приучают в раннем детском возрасте пользоваться ножом свое чадо, полагая, что это опасно. Однако намного лучше, если малыш узнает об этом предмете подробнее и именно от вас. Тогда он не будет стремиться познать «запретный плод», ведь он, как известно, сладок.

Если вы всё же решили привить и этот навык малышу, то приступать к его приобретению следует не ранее 2,5 или 3 лет , а иногда и позднее. Принцип тот же: показать, повторить, объясняя, как правильно пользоваться ножом.

Для первого знакомства ребенка с ножом можно использовать мягкие фрукты и ягоды: малину, клубнику, киви, бананы и так далее.

После того, как малыш усвоит навыки самостоятельной еды, по мере взросления он будет оттачивать их. Поэтому спустя какое-то время сможет постепенно начать пользоваться посудой для взрослых.

Пожалуй, это все что можно было рассказать о приобретении столь необходимых навыков самостоятельности каждому ребенку. Однако хочется заметить, что на практике проходит не все так гладко, да и вероятные сроки усвоения навыков самостоятельной еды «скачут». Поскольку очень многое зависит от стремлений малыша.

К тому же, вам, вероятно, придется встретиться с капризами своего крохи и его упорного нежелания приобретать новые навыки. Либо, наоборот, с излишним стремлением малютки к самостоятельности, даже с риском остаться голодным.

Поэтому прислушайтесь к своему малышу, постарайтесь не упустить благоприятные моменты для получения новых навыков им. Главное - запомните, что всё сугубо индивидуально.

Здравствуйте, дорогие родители. Ваш малыш подрастает, рано или поздно наступит момент, когда понадобится приучать карапуза к процессу самостоятельного кормления. Запаситесь терпением и внимательно изучите все рекомендации по приобретению данного навыка малышом. Вы должны понимать, что всё необходимо делать правильно и своевременно, иначе можете столкнуться с тем, что ребёнок будет противиться вашему процессу обучения.

Признаки готовности

Очень важно убедиться в том, что малыш действительно готов переходить от кормления с ложечки к самостоятельному обслуживанию. Родители должны понимать, что все детки индивидуальны. Один малыш может проявить интерес к ложечке ещё в полугодовалом возрасте, тогда, как другой и в два с половиной года будет отказываться брать ложку в свою ручку. Маме нужно будет понаблюдать за ребёнком, выявить признаки готовности:

  • малыш проявляет интерес к еде;
  • начинает кушать ручками;
  • самостоятельно берёт и тянет в ротик кусочки хлеба, фрукт, печенье;
  • пытается вырвать ложечку из маминой руки.

Когда ребёнок кушает самостоятельно

При выборе подходящего возраста для начала процесса самостоятельного обслуживания в процессе кормления, необходимо учитывать все особенности развития и личные характеристики вашего карапуза.

Нужно понимать, что в возрасте шести месяцев, даже если малыш проявляет интерес к ложечке и пытается её забрать у мамы, ему ещё рано начинать кушать без сторонней помощи. Ребёнок ещё не сможет координировать свои движения, максимум чего вы добьётесь – еда будет находиться где угодно, но практически не попадёт в ротик к крохе.

Однако, не нужно слишком затягивать с процессом обучения. Некоторые мамочки так привязаны к своим деткам, сильно их опекают и долго не могут свыкнуться с мыслью, что малыш уже достаточно взрослый, не прекращают его кормить до трёх лет, а то и дольше. Помните, что этим вы только вредите развитию карапуза. К тому же, в трёхлетнем возрасте начинается такой период, когда ребёнок хочет всё делать наперекор маме. Дотяните до этого возраста – столкнётесь с сильным сопротивлением и капризами ребёнка.

Если вы планируете , должны понимать, что там никто не станет кормить вашу кроху с ложечки. Но стоит учитывать, что на процесс обучения вам может потребоваться не один месяц, поэтому начните заранее адаптировать карапуза к самостоятельному обслуживанию во время еды.

Необходимые приспособления

Когда вы решили, что пора приучать малыша кушать ложкой самостоятельно, нужно позаботиться о необходимых приспособлениях. К ним относятся:

  1. Тарелка. Вашему карапузу идеально подойдёт посуда из термостойкого пластика (предназначенного для пищи). Отдавайте предпочтение красочным тарелочкам с изображением животных, машинок или персонажей из мультфильмов. На первое время лучше приобретать посуду с присоской, так будет больше шансов, что она не окажется на полу. Также пользуются популярностью тарелки, имеющие наклонное дно. Ведь, такая особенность посуды позволит ребёнку с лёгкостью справляться с зачерпыванием еды.
  2. Чашка – непроливайка. Опытные мамочки советуют использовать именно такое приспособление, а не обычную чашечку для взрослых, даже если вы приобрели маленькую двухсотграммовую. Как правило, большая часть жидкости прольётся и практически ничего в ротик не попадёт.

Обязательно убедитесь, чтоб материал, из которого изготовлена непроливайка был нетоксичным. Выбирайте чашечки с пластиковым, а ещё лучше силиконовым носиком. Не лишним будет и наличие резиновой подставки.

  1. Ложечку стоит выбирать подходящего размера. В выборе материала определись самостоятельно, но рекомендуется использовать пластиковое приспособление. Важно, чтоб у ложечки была округлая ручка, которая не будет скользить в руке карапуза.
  2. Вилка в первое время вам не понадобится. Но когда придёт время, лучше выбирать с округлыми зубчиками, чтоб малыш не смог пораниться.
  3. Слюнявчик. Возможно, вы его уже используете при кормлении малыша. Когда карапуз начнёт самостоятельно кушать, в первое время не обойтись без пролитой еды, поэтому обязательно позаботьтесь о приобретении непромокаемого слюнявчика.
  4. Ну и немаловажное значение имеет собственный стульчик со встроенным столиком. Хотя специалисты рекомендуют приобретать, как раз без столика, сажать ребёнка на его стульчик, но за общий (взрослый) стол. Таким образом, ребёнок сможет наблюдать за остальными членами семьи и брать с них пример.

Как научить ребёнка в год кушать самостоятельно

Многие родители решают начать процесс обучения именно с наступлением двенадцатимесячного возраста. При этом рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Первые блюда должны быть достаточно густой консистенции, чтоб малышу было удобнее захватывать пищу ложечкой.
  2. Поначалу вам придётся вкладывать ложечку в ручку крохе.
  3. Будьте готовы к тому, что еда часто будет пролетать мимо рта. Позаботьтесь о наличии слюнявчика, освободите пол от ковра, если такой имеется, можно застелить клеёнкой место, над которым ест малыш.
  4. Первые приёмы пищи должны наступать при условии хорошего самочувствия ребёнка. Важно, чтоб малыш был голоден на момент кормления.
  5. Очень важно хвалить карапуза за каждое верное попадание ложечки по назначению.

Вырабатываем навык самостоятельного питания

Чтобы приучить малыша кушать без вспомогательной помощи, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Начинать процесс обучения не раньше, чем вы заметите, что малыш заинтересовался ложкой, у него проснулся интерес к самостоятельному питанию.
  2. Важно не приучать кроху кушать перед телевизором в комнате, дайте понять, что приём пищи и кухня неразлучны. Идеально, если ребёнок будет есть вместе с другими членами семьи. Карапузу будет проще учиться на их примере.
  3. Никогда не поторапливайте малыша. Запаситесь терпением, может понадобиться не один месяц, пока малыш научится орудовать ложкой.
  4. Если вы видите, что первые попытки заканчиваются провалом, поддержите кроху, помогайте ему на первых порах справляться с этим нелёгким трудом.
  5. Хорошим тренировочным примером будет использование лопатки в песочнице. Она по форме и процессу манипуляций напоминает ложку.
  6. Пусть первыми блюдами, которые предстоит попробовать ребёнку, были его любимые. Не лишним будет украсить трапезу в игровой форме.
  7. Обязательно докормите карапуза, если он не осилил всю порцию или больше проронил, чем донёс до ротика.

Мой сын начал проявлять интерес к еде и ложке ещё с семи месяцев. Но приучать его я начала лишь с десяти месяцев. Хоть и этот возраст может кому-то показаться ранним. Сначала объяснила, как пользоваться ложкой. Показала, как папа кушает. Приготовила его любимую кашку. Поначалу сынок не мог даже толком наполнить ложечку, но еда практически не проливалась мимо ротика. Сажала его кушать за стульчик со встроенным столиком, но обязательно на кухне и в то время, когда у всех идёт приём пищи. Позаботилась о наличии слюнявчика, чтоб Никитушка не сильно пачкался. Первый месяц контролировала каждое движение сына, помогала, если была необходимость. Окончательно орудовать ложкой малыш научился в годик.

Учим малыша пить

Первой чашкой карапуза может стать непроливайка. Использовать её можно начиная с полугодовалого возраста, а точнее, как только ребёнок научится сидеть самостоятельно. Покажите крохе, что нужно брать в ротик носик чашечки, немного наклонять поильник и потихоньку пить, потягивая жидкость.

Однако, совсем не обязательно, чтоб у ребёнка был поильник в промежутке между бутылочкой и обычной чашкой. Вы можете попробовать сразу приучить пить с чашечки, но для этой цели придётся выбрать посуду с объёмом не больше, чем 250 мл; а процесс обучения стоит начать не раньше восьмимесячного возраста. Покажите крохе на личном примере, как нужно пользоваться чашечкой, потом предложите малышу попить с неё, при этом аккуратно придвиньте край чашки к губкам малыша и слегка её наклоните, пусть малыш попытается совершить один-два глотка. Если всё польётся мимо ротика карапуза, значит ему ещё рано пить с обычной чашечки.

Помните, что в первые разы в чашке не должно быть больше половины жидкости и обязательно это должен быть напиток, который ребёнок пил ранее.

Когда моему сыну исполнилось полгода, первым делом я решила приучить его к чашке-непроливайке. У нас была с пластиковым носиком. Сынок практически с первого раза освоил эту науку. Но уже буквально в восьмимесячном возрасте сам потянулся к чашечке. Поначалу он, конечно, проливал какую-то часть воды, но буквально за неделю, наловчился её использовать и к непроливайке больше не возвращался.

Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно

В первую очередь определитесь с выбором вида данного приспособления:

  1. Резиновая. Безопасна в применении. Хорошо подойдёт для прикормов, когда мама будет кормить карапуза. Однако, самому ребёнку будет достаточно сложно и неудобно удерживать такое приспособление.
  2. Серебряная. Может оказаться тяжёлой для ребёнка и этим будет вызывать неудобства в использовании. Большим преимуществом считается то, что серебро имеет свойство обеззараживания.
  3. Чайная или кофейная ложечка. Хороший вариант для самостоятельного приёма пищи. Она достаточно удобна и хорошо удерживается малышом.
  4. Анатомическая. Специально разработана с учётом анатомических особенностей руки ребёнка. Удобна даже для самых маленьких. Единственный минус в использовании подобной ложечки – после приучения к такому приспособлению, малышу будет гораздо сложнее привыкнуть к обычным ложкам и вилкам.

Запаситесь терпением, пройдёт немало времени, пока малыш освоит технику использования ложечки. Как правило, этот процесс происходит поэтапно:

  1. Ребёнок знакомится с ложкой, рассматривает её, может даже играться ею.
  2. Малыш наблюдает за другими членами семьи, как они используют данное приспособление.
  3. Карапуз учиться удерживать ложку, но ещё не набирает ей пищу.
  4. Ребёнок начинает самостоятельно кушать, но при этом не всегда еда доходит до ротика, малыш ещё часто промахивается.
  5. Процесс приёма пищи становится осознанным, движения стают более скоординированными. В очень редких случаях малыш терпит неудачу.
  6. Карапуз уверено и самостоятельно орудует ложечкой.

Важно хвалить ребёнка за каждое удачное попадание еды в ротик. Никогда не ругайте малыша, если он промахнулся и рассыпал еду. Будьте терпеливы, не подгоняйте ребёнка, пусть процесс приёма пищи длится столько, сколько это необходимо крохе.

Соблюдаем этикет

С самого детства нужно приучать малыша к соблюдению элементарных правил этикета. Неудивительно, что при приёме пищи также необходимы эти знания:

  1. Приучайте кроху мыть ручки перед едой.
  2. Никогда не сопровождайте приём пищи просмотром телевизора, не обкладывайте карапуза целой горой игрушек. Процесс кормления должен проходить исключительно на кухне.
  3. Разрешается играть с ложечкой только на начальном этапе знакомства. Потом игры с едой и посудой недопустимы.
  4. Соблюдайте режим. Пусть карапуз кушает строго по часам. Это приучит его к порядку, да и для процесса пищеварения это большая польза.
  5. Учите малыша, если он испачкался, вытираться салфеточкой. Объясните, если ложечка упала на пол, она уже грязная и её нельзя использовать, пока не помоете.

Ребёнок не хочет сам кушать

Бывает и такое. Тогда нужно прибегнуть к следующим советам:

  1. Если ребёнок противится, а время ещё позволяет, отложите процесс обучения на месяц, другой, а потом повторите попытку. Не стоит заставлять малыша кушать насильно.
  2. Сажайте карапуза за обеденный стол, комментируйте, что все члены семьи едят самостоятельно и ему уже пора так кушать.
  3. Ходите в гости к деткам, которые уже умеют кушать сами. Главное, чтоб возраст малышей приблизительно соответствовал годам вашего карапуза.

Главное, не сильно затягивайте с процессом обучения. Лучше успеть научить карапуза до того, как ему исполнится три года или, пока он не отправится в дошкольное учреждение.

  1. Предупредите всех членов семьи, чтоб они не кормили ребёнка.
  2. Не заставляйте карапуза самостоятельно кушать в первый раз, если у него плохое настроение или он заболел.
  3. Хорошо, если процесс обучения приходится на летний период. Так гораздо проще помыть малыша.
  4. Не ругайте карапуза, если первые попытки самостоятельного приёма пищи он будет совершать ручками, а не ложечкой.

Приучайте ребёнка кушать самостоятельно только, если он уже психологически и физиологически к этому готов. Не нужно процесс обучения начинать, когда малыш болен. Не принуждайте карапуза и не ругайте его, запаситесь терпением, может понадобиться даже полгода, пока ребёнок уверено научится орудовать ложкой. Сил вам и терпения, а также родительской мудрости и заботы!

Малыши в возрасте 10–12 месяцев становятся более активными и любознательными, с удовольствием осваивают новые навыки и стремятся делать все самостоятельно, без помощи мамы или папы. Этот период, по мнению детских психологов, идеально подходит, чтобы научить ребенка пользоваться столовыми приборами. Сначала каша будет везде: на столике, полу и даже стенах, но со временем юный ученик сможет приручить строптивую ложку и порадует маму своими успехами.

Набор первооткрывателя

Ручки у малышей маленькие и слабые, поэтому они не способны долго удерживать железные столовые приборы. Лучше начать с легких пластиковых ложечек и вилочек ярких оттенков, которые заинтересуют ребенка и сделают процесс кормления веселее. Дополнить набор первооткрывателя маленькой удобной чашкой и красивой тарелкой, разрисованной бабочками, цветами, животными или машинками. Малыш обязательно захочет съесть всю кашу, ведь под вкусным и полезным слоем спрятался симпатичный котенок или любимый персонаж из мультсериала о свинках.

Покупать следует прорезиненную неглубокую ложку, в которую помещается всего 5–10 г пюре, и вилку с закругленными тупыми кончиками. Дети часто размахивают столовыми приборами и используют их не по назначению, рискуя пораниться или выколоть себе глаз. Аксессуары, предназначенные для кормления малышей, не только удобные и яркие, но и безопасные.

Семейные обеды

Дети копируют родителей: привычки, слова, движения. Малыш быстрее научится кушать самостоятельно, если садиться за стол всей семьей. Ставить перед ним тарелку и чашку, класть рядом ложку или вилку, чтобы было все, как у папы или мамы.

Родителям советуют комментировать и объяснять свои действия. Например: «Мама взяла ложку, чтобы кушать супчик. У тебя тоже такая есть. Давай, возьми ее в ручку и попробуй самостоятельно съесть немного каши, чтобы вырасти большим, как папа».

Обязательно подключать к процессу всех присутствующих за столом. Можно предложить ребенку зачерпнуть немного пюре из маминой тарелки или покормить своей кашей папу. Пускай малыш испачкает стол и донесет до рта только десятую часть, но он попробовал, поэтому молодец.

Правильная консистенция

Дети должны получать удовольствие от приема пищи. Нельзя заставлять или насильно пихать еду в ребенка, который сопротивляется и отмахивается от «самолетиков» и «поездов», везущих кашу. Учить малыша кушать самостоятельно нужно, когда он проголодается. Приготовить вкусное пюре или супчик, обязательно измельчить до однородного состояния. Зачерпнуть густую пасту из овощей гораздо проще, чем макаронину или кусочек картофеля, плавающий в бульоне. Малыш, у которого не получается выловить морковку или тефтельку из супа, начнет нервничать и перехочет учиться. Легче, когда мама достает лакомые кусочки и кладет их просто в рот.

У некоторых детей не складываются отношения с ложками. Им нравятся вилки, на которые можно наколоть макаронину или порезанный банан. Что делать маме? Вручить малышу тот столовый прибор, который ему по душе, и не переживать. Однажды ребенку надоест возиться с вилкой, и он потребует тарелку супа и ложку. Нужно только подождать.

Игры с едой

Сначала дети учатся зачерпывать кашу из миски, а потом доносить пищу до своего рта. Между первым и вторым пунктом может пройти несколько дней, недель или месяцев. Малыша нельзя торопить. Пускай строит башни из гречки или роет тоннели в творожной массе, а чтобы ребенок не остался голодным, мамы используют прием «В две ложки».

Один прибор они дают юному ученику, разрешая ковыряться в тарелке, а вторым орудуют сами. Пока малыш с интересом зачерпывает суп и выливает его обратно в миску, мама быстренько кормит исследователя и занимается собственными делами.

Нельзя, чтобы обед превращался в игру. Если ребенок:

  • разбрасывает кашу по всей кухне;
  • кидается супом во взрослых;
  • переворачивает тарелку;
  • умывается овощным пюре.

Мама должна остановить детские шалости и объяснить, что за столом нужно вести себя культурно и не баловаться. Ложка предназначена для супа и каши, ею нельзя стучать по столу или тарелке, швырять по всей кухне или бить несчастного кота. Ребенок пропускает слова мимо ушей? Начинает барабанить еще сильнее? Пора отнести ложку в мойку и отправить малыша в другую комнату. Обед закончился, придется продолжить обучение за ужином или завтраком.

Терпение и спокойствие

Крики и шлепки не заставят малыша держать ложку крепче или не рассыпать кашу. Хорошие результаты дает похвала и терпение, когда мама не ругает за ненароком пролитый суп и радуется, что ребенку удалось самостоятельно съесть кусочек омлета.

Чтобы малыш быстрее освоил столовые приборы, нельзя никогда:

  1. Торопить и подгонять его, ведь скоро идти на прогулку или ехать в гости.
  2. Заставлять кушать только правой или левой рукой. Пускай самостоятельно выбирает, с какой стороны удобнее подносить ложку ко рту. Не страшно, если вечером он работал правой, а утром решил взять прибор левой рукой. Со временем малыш определится и сделает окончательный выбор.
  3. Ругать или шлепать по попе, когда еда из ложки падает на стол или недавно вымытый пол. У детей не такие точные движения, как у взрослых. Малыш действительно старается не пачкать одежду и скатерть, но у него не всегда получается.
  4. Называть ребенка плохим, когда он кушает мало или без охоты. Родители формируют у крохи комплексы, которые со временем приведут к ожирению или проблемам с лишним весом.

Нужно в обязательно порядке провести воспитательные беседы со всеми бабушками и дедушками, объяснить, как кормить ребенка, и что делать нельзя. Если дома мама не разрешает окунать в суп руки, то и в гостях такое поведение недопустимо.

Руководить и подсказывать

Чтобы научить ребенка обращаться с ложкой, следует подарить ему лопаточку. Обычную пластиковую, которая будет помещаться в детской ладошке. Пускай он загружает песок в машинку или ведерко, кормит им плюшевого медведя. Благодаря играм ребенок учится правильно держать лопаточку, чтобы было удобно, и зачерпывать землю.

Ложка чуть меньше пластиковой игрушки, но имеет похожую форму. Юным исследователям песочницы проще держать столовый прибор и набирать кашку из тарелки. Конечно, маме придется показать основы:

  • какие пальчики куда положить;
  • как должна двигаться рука, чтобы каша попадала в рот, а не в нос или ухо;
  • с какой силой сжимать ручку;
  • как зачерпывать пюре.

Малыша, который только знакомится со столовыми приборами, нужно поправлять. Держать вместе с ним ложку и подносить ее ко рту. Вытирать со щек остатки пюре. Давать передохнуть и набраться сил, когда он устанет кушать или поднимать тяжелый столовый прибор.

Иногда маме хочется накормить ребенка самой, ведь так быстрее и проще. Да, взрослые могут запихнуть в малыша кашу за считанные минуты, но тогда кроха так и не научится самостоятельно обслуживать себя за столом.

Как научить ребенка кушать ложкой и сохранить нервы

Стены, перепачканные кашей. Лужи из брокколи на полу. Стопки маечек и штанишек, которые нужно отстирывать от супа. Как маме не сойти с ума и не потерять самообладание? Заранее готовится к кормлению ребенка.

  1. Постелить на пол клеенку или положить несколько газет.
  2. Если в доме тепло, раздеть малыша до памперсов или полностью. Отмыть кроху от каши намного проще, чем вывести пятна сока или кабачкового пюре.
  3. Малыш пачкает волосы? Спасет чепчик, который не обязательно тщательно выстирывать. Достаточно смести остатки еды, а потом сполоснуть под краном.
  4. Покупать тарелки на присосках. Малыш не сможет сдвинуть миску с места, ему будет удобнее черпать суп, значит, меньше еды окажется на полу.
  5. Не позволять ребенку разгуливать по квартире с ложкой или тарелкой. Кушать нужно только на кухне, сидя за столом, как родители. Захотел пойти в зал? Поставил миску, положил ложку, сполоснул руки и лицо, а потом отправился по своим делам.
  6. Никаких мультиков. Кроха должен сконцентрироваться на ложке. Сначала кушать, а потом смотреть телевизор или играть машинками.

Ребенок может упираться и устраивать сцены, пытаться манипулировать родителями, но важно не поддаваться. Отказывается от еды, пока не включат мультфильмы? Ничего, проголодается и сам попросит каши. Берет суп руками и размазывает по лицу? Ребенок сыт и начинает баловаться. Нужно забрать тарелку, умыть и отправить играть.

Малыши учатся кушать самостоятельно неделями и месяцами. Не нужно торопить. Пускай экспериментируют, пробуют, ошибаются. Задача мамы – стоять рядом и помогать. Направлять и подсказывать, хвалить и радоваться маленьким успехам. Когда ребенок почувствует, что его поддерживают и любят, он обязательно сделает все правильно и научится кушать самостоятельно быстрее сверстников.

Видео: как научить ребенка есть самому

Если хотите, чтобы ваш малыш поскорее стал самостоятельным и научился есть ложкой, начинать приучать кроху пользоваться этим столовым прибором можно одновременно с введением прикорма. Конечно, шестимесячный малыш еще с большим трудом управляет своими движениями и не может сам себя накормить, зато подержать ложку в ручках ему будет очень интересно.

Нередко можно наблюдать такую картину: мама кормит младенца, тот хватается за ложку руками, но женщина поспешно освобождает столовый прибор и говорит, что так делать не нужно. После нескольких подобных одергиваний малыш потеряет к данному предмету интерес, а то и запомнит, что трогать его не нужно. В итоге, когда родители начнут приучать ребенка к самостоятельности, он может отказаться себя кормить. Научить есть ложкой такого малыша получится еще очень нескоро. Именно поэтому приучать нужно тогда, когда к ней появится интерес. Давая младенцу есть самостоятельно, постарайтесь заранее свести к минимуму возможный «ущерб». Если дома тепло, ребенка лучше раздеть, если же прохладно, наденьте одежду, которую не жалко испачкать. Не сажайте ребенка над ковром, рядом с обоями, шторами и т.п. – предугадать траекторию полета пюре или кашки довольно сложно.

Как научить ребенка есть с ложки?

Для начала у ребенка должны появиться индивидуальные столовые приборы. Ложка для малыша должна быть удобной, легкой и симпатичной. Лучше сразу купить две одинаковые ложки, чтобы одну дать в ручку крохе, а второй докармливать. На первом году жизни у большинства детей хороший аппетит, и чувство голода их заставляет стараться изо всех сил освоить управление столовыми приборами. Учитывая это, давать ложку ребенку нужно в самом начале кормления, а не тогда, когда он уже насытился. Первое время помогайте крохе, придерживая и направляя его руку. Освоение нового навыка – тяжелый труд, и малыш может устать, так и не наевшись, тогда вам нужно просто докормить его самостоятельно.

Хорошо, если малыш будет учиться самостоятельно есть в компании остальных членов семьи. Глядя на то, как едят взрослые, ребенок начнет перенимать данный навык быстрее. Ни в коем случае не ругайтесь, когда еда будет падать на пол или размазываться по столу, будьте терпеливы. Думайте о том, что все когда-то были маленькими и не умели сами есть, но это никому не мешает теперь строить дома и пилотировать самолеты. Пройдет всего несколько месяцев, и движения ребенка станут более точными и уверенными. Не желая мириться с грязными полами и одеждой, некоторые родители оставляют приучение к ложке на потом, думая, что в более старшем возрасте ребенок быстрее научится есть. Однако в этом случае малыш может настолько привыкнуть, что его кормят, что попросту не захочет себя утруждать.