Санитарные нормы на кухне. Презентация на тему "санитария и гигиена на кухне"


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

  • Осознание понятия кулинария .
  • Уяснение санитарно-гигиенических требований к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правил и последовательности мытья посуды; правил ухода за поверхностью стен и пола.
  • Уяснение безопасных приёмов работы на кухне: правилами безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями; правилами оказания первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
  • Осознание питания как физиологической потребности.
  • Формирование знаний о пищевых (питательных) веществах и значении белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека; пищевой пирамиде; роли витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержании в пищевых продуктах; пищевых отравлениях.
  • Практическое освоение приемов первой помощи при пищевых отравлениях.
  • Формирование знаний о режиме питания.

Метапредметные:

  • Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока.
  • Планирование собственной познавательной деятельности.
  • Формирование навыков работы с учебной литературой.
  • Освоение навыков проведения лабораторной работы.
  • Формирование навыков анализа и систематизации.
  • Осознанное использование речевых средств для выражения собственных мыслей.
  • Организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
  • Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями.

Личностные:

  • Проявление познавательной активности на уроке.
  • Формирование навыков самообразования.
  • Формирование навыков общения и сотрудничества.
  • Формирование экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам.

Словарь урока: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; пищевая пирамида, режим питания.

Ресурсы урока:

  • Учебник “Технология. 5 класс, Технологии ведения дома” Синица Н. В., Симоненко В. Д., издательство “Вентана-Граф”, 2014.
  • Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс, Синица Н. В., Буглаева Н. А., издательство “Вентана-Граф”, 2013.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Мотивация.

Чтобы приготовить воскресный завтрак для всей семьи, необходимо (слайд 2 ):

  • ознакомиться с понятием кулинария ;
  • узнать, что такое санитарно-гигиенические требования;
  • попробовать себя в качестве официанта;
  • научиться правильно мыть посуду;
  • освоить приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
  • научиться оказывать первую помощь при ожогах и отравлениях;
  • узнать, какие питательные вещества необходимы человеку;
  • научиться готовить вкусные и полезные блюда для завтрака;
  • научиться сервировать стол к завтраку и оформлять блюда.

Посмотрите на требования к выполнению нового проекта и определите, сможете ли вы разработать проект без дополнительной подготовки?

3 этап. Актуализация знаний.

  • Что такое проект?
  • Что такое творческое проектирование?
  • Какие этапы выполнения проекта вы знаете?

Задание на соответствие (слайд 3 ):

Определите, какие виды деятельности соответствуют каждому этапу выполнения проекта.

4 этап. Целеполагание и планирование.

Что вы должны узнать для выполнения творческого проекта по кулинарии (слайд 4 )?

  • Познакомиться с понятием кулинария .
  • Узнать, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении кулинарных работ.
  • Научиться ухаживать за посудой, поверхностью стен и пола.
  • Изучить безопасные приемы работы на кухне и правила оказания первой помощи при порезах и ожогах.
  • Узнать, какие питательные вещества входят в состав пищи.
  • Узнать, что такое пищевая пирамида .
  • Научиться оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.
  • Познакомиться с понятием режим питания .

Обсудим план урока(слайд 5 ).

  • Познакомиться с новыми понятиями.
  • Научиться оказывать первую помощь во время работы на кухне.
  • Выполнить задания в рабочей тетради.

5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 1 урок.

  • Понятие кулинария.
  • Слово кулинария происходит от латинского culina – “кухня” и означает искусство приготовления пищи.
  • Санитария и гигиена на кухне.

Санитария (от лат. sanitas - “здоровье”) - система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний (слайд 6 ).

Значение слова гигиена вы можете самостоятельно узнать в Интернете и оформить сообщение.

К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования – это, прежде всего, чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда готовили пищу на открытом огне, и теперь, в условиях высокотехничного оснащения кухни (слайд 7 ).

Определите, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при проведении кулинарных работ (слайд 8 ):

Если ты пришел на кухню,
Руки мыть ты не спеши.
Фартук надевать не нужно,
Его ты вовсе не носи.
Не спеши ты вымыть фрукты –
От мытья им только вред.
Прихватив ножи и доску,
Режь скорее все подряд.
Позабудь про холодильник!
Подготовь на кухне полку.
Молоко, сосиски, рыбу
На ней лучше сохранишь.

Обратите внимание на способы маркировки разделочных досок! (слайд 9 )

Какие еще требования необходимо соблюдать во время работы на кухне?

Прочитайте материал учебника на стр. 30-31 и дополните правила (самостоятельная работа с учебником).

Посуда для кухни и уход за ней; уход за поверхностью стен и пола.

Работа с учебником стр. 31-34.

Первичное закрепление полученных знаний: упражнение на соотнесение (слайд 10 ):

  • Определите, какие предметы к какой посуде относятся.

Выполните № 1 из задания 4 в рабочей тетради.

  • Безопасные приемы работы на кухне (слайд 11 ).

Работа с учебником стр. 34-36.

  • Первая помощь при порезах и ожогах.

Работа с учебником стр. 36.

Выполните № 2 из задания 4 в рабочей тетради.

Практическая работа “Приемы оказания первой помощи при порезах и ожогах”.

5 этап. “Открытие” нового знания (изучение новой темы). 2 урок.

  • Здоровое питание.

Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это – физиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы утоляем голод, нужна и полезна организму. Какое же питание является здоровым?

  • Пищевые (питательные) вещества.

Работа с учебником стр. 38-39.

Задание на соответствие (слайд 12 ).

Определите значение для человека таких веществ, как белки, жиры, углеводы и витамины.

  • Пищевая пирамида.

Работа с учебником стр.39.

Рассмотрите рис. 21 и перечислите, какие продукты расположены на определенных уровнях пирамиды (слайд 13 ).

  • Пищевые отравления, первая помощь при пищевых отравлениях.

Работа с учебником стр. 39-41.

Задание на определение правильной последовательности (слайд 14 ):

Определите правильную последовательность оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

  • Режим питания.

Для того чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно принимать ее в необходимых количествах и в определенное время (слайд 15 ).

  1. Сколько раз в день необходимо принимать пищу?
  2. Как называются приемы пищи?
  3. Какой прием пищи считается главным? Почему?
  4. Какие продукты можно использовать для перекусов?
  • Лабораторная работа “Определение качества питьевой воды” (приложение 1) , стр. 41 (слайд 16 ).

Показатели качества воды:

Прозрачность – для определения прозрачности нам понадобится 20 см столб: если, глядя через него, вы будете четко различать стандартный шрифт на листе бумаги, значит, вода прозрачна.

Цвет – аналогично определяем цветность, оценивая цвет столба воды на фоне белой бумаги (офисной).

Запах – запах воды оцениваем при температуре 20 градусов, затем нагреваем жидкость до 60 градусов и вновь анализируем свои ощущения.

Вкус – привкус воды может быть горьковатым, солоноватым, вяжущим и так далее. Солоноватый привкус свидетельствует о высокой минерализации воды, а неприятные вяжущие ощущения вызывает повышенное содержание ионов железа.

Кислотность – берем индикатор (лакмусовую бумажку), помещаем его в раствор и следим за изменением цвета.

Наличие хлора – определим это можно при помощи йодокрахмальной бумаги, которая при взаимодействии с ионами хлора приобретает синий цвет.

Жесткость воде придают соли кальция и магния. Если мыло в воде плохо мылится, овощи – долго варятся, если после того, как вода вскипела, на стенках емкости в большом количестве остается накипь - вода имеет повышенную жесткость.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).

Самостоятельная работа: рабочая тетрадь – № 4, задание 4; № 4, задание 5.

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Согласны ли вы с народной пословицей: “Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука”?

Оценочный лист (слайд 17 ):

Определение правильной последовательности мытья посуды (№ 1, задание 4) – 1 балл.

Задание на соответствие названия питательного вещества его назначению – 1 балл.

Определение правильной последовательности оказания первой помощи при порезах и ожогах (№ 2, задание 4) – 1 балл.

  • Лабораторная работа – 1 балл.
  • Активность на уроке – 1 балл.

8 этап. Домашнее задание.

Инвариативная часть. Параграфы 5-6, № 1, 2, задание 5, продукты для бутербродов: хлеб, сыр, колбаса, сливочное масло, чай, кофе, сахар, фартук и косынка.

Вариативная часть.

Темы для сообщений:

  • “Богиня здоровья”,
  • “Витамины в жизни человека”,
  • “Вода – богатство планеты”,
  • “Анализ воды в домашних условиях”.

Урок "Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания" разработан для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС II поколения. Структура урока: 1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Повторение и закрепление.

5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

6) Рефлексия, выставление оценок (подведение итогов занятия).

Для обеспечения мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности на уроке используются активные формы обучения: фронтальная, групповая, игровая форма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель : Шепырева Наталья Васильевна, учитель технологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№11 с углубленным изучением отдельных предметов»

Предмет: технология

Класс 5 «а»

Учебник : Технология. Технология ведения дома: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Тема урока : «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».

Тип урока : Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока : Познакомить обучающихся с правилами санитарии и гигиены, сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания.

Задачи урока :

1.Ознакомить с правилами санитарии и гигиены, изучить безопасные приемы труда; познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней; ознакомить с приемами оказания первой помощи при порезах, ожогах паром или кипятком; способствовать формированию представления о значении пищи в жизни человека, о питательных веществах.

2.Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Формировать познавательный интерес к предмету.

3.Воспитание культуры безопасного труда и стремления к здоровому образу жизни.

Методическое оснащение:

1. Материально-техническая база:

  • кабинет технологии(оснащен компьютером);

2. Дидактическое обеспечение:

Методы обучения:

Методы проверки ключевых компетенций учащихся:

Формы организации деятельности учащихся:

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомить учащихся с посудой и приспоблениями,правилами ухода за ней, ознакомить с правилами безопасной работы на кухне, ознакомить с приемами оказания первой медицинской помощи при порезах, при ожогах паром или кипятком; освоение новых знаний о физиологии питания, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания.

Метапредметные: самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока; планирование собственной познавательной деятельности; формирование навыков работы с учебной литературой; формирование навыков анализа и систематизации; организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию; применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.

I. Организационный этап.

1.1. Приветствие.

Добрый день всем, кто пришел на наш урок. Встаньте красиво, поприветствуйте наших гостей, посмотрите как их сегодня много. Я думаю, что мы их порадуем хорошей работой. Я вам предлагаю искренне улыбнуться друг другу, а теперь и я вам дарю свою искреннюю улыбку и приглашаю вас на урок. Садитесь.

1.2. Проверка готовности к уроку.

  • - Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо.

У вас есть всё необходимое для урока (тетрадь, учебник) ? На рабочем месте должен быть порядок.

1.3. Настрой учащихся на работу.

  • - И с хорошим настроением начинаем наш урок. Я уверена. Что вы все всё знаете. И все получите хорошие отметки.

Учитель: - Свой урок я хотела бы начать со следующего стихотворения:

Пришла с работы мама.

Вздыхает мама тяжко,

В глаза ей лезет прямо

Невымытая чашка,

Обертка шоколадки

Да две арбузных корки –

Жалкие остатки

Завтрака Егорки.

Что это за картина? –

Сын сказал невинно:

  • - Это натюрморт!
  1. Вопросы для обучающихся:

1.О чем это стихотворение?(ответы учащихся)

2.Одобряете ли вы поведение Егорки?(ответы учащихся) Почему?(ответы учащихся)

3.Как бы вы поступили на его месте?

4.Как вы думаете, какая проблема рассматривается в этом стихотворении?(ответы учащихся)

Учитель: - Запишите тему урока: «Санитария и гигиена на кухне»(записать на доске).

Прослушайте пожалуйста еще одно стихотворение, оно вам должно быть знакомо:

  1. Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

"У меня живот болит".

  1. Вопросы для обучающихся:

1.Почему заболел живот у Робина Бобина? (ответ учащихся)

2.Опасно ли переедание? (ответ учащихся)

3.Питание должно быть здоровым? (ответ учащихся)

4.А какую проблему вы видите в этом стихотворении?(ответы учащихся)

Записываем на доске «Физиология питания».

Итак, тема урока «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».

Сегодня у нас первый урок по кулинарии, а знаете ли вы что такое кулинария?(ответ учащихся).

Учитель: - Кулинария - это искусство приготовления пищи.

- Запишите в тетрадь определение понятия «кулинария». Слайд № 1

Какие профессии связаны с кулинарией? Слайд № 2

(Ответы учащихся: повар, помощник повара, официант, санитарный врач).

Запишите в тетрадь названия этих профессий. (Повар, официант).

- Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. А так же поговорим оздоровом и правильном питании.

III. Актуализация знаний.

Учитель: - Давайте для начала вспомним что такое кухня?(ответ учащихся)

Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было.

Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая,из бересты.

Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи.

Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож.

Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы.

Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – два, три века тому назад, а в России – во времена Петра 1. Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта.

  1. Вопрос для обучающихся:

Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?

(ответ учащихся)

- Молодцы! Давайте проверим. Проверяем и я вношу пояснения насчет посуды. Слайд № 3

Посуда

Кухонная столовая

(кастрюли, сковородки и т.д.) (чайный, кофейный, столовый сервизы)

Учитель: - Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений.

  1. Вопрос для обучающихся:

Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне?(ответ учащихся)

1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования.

2.Ежедневно проводить уборку помещения.

3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование.

4.Своевременно выбрасывать мусор.

5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами.

6.Ежедневно менять кухонные полотенца.

7.Часто менять губки для мытья посуды.

Учитель: Каждая из вас мыла посуду. А умеете ли вы мыть посуду правильно? В какой последовательности вы это делаете?(ответ учащихся)

Учитель: - Раздаю карточки. Где нужно пронумеровать последовательность мытья посуды. Посоветуйтесь в команде.

Дети советуются, нумеруют и проверяем выведя на слайд.

Слайд № 4.

Учитель: Где у вас возникли затруднения?(обсуждение с детьми)

Кроме того сначала моют чайную, потом столовую, а затем уже кухонную посуду.

Скажите, а кроме моющих средств продающихся в магазине, что можно еще испозовать для мытья посуды?(ответ учащихся)

Учитель: -Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Давайте с ними ознакомимся и в дальнейшем неукоснительноим будем следовать. Откройте стр.30 учебника и найдите пожалуйста. Какие требования предъявляются к лицам приготовляющим пищу?

Дети ищут и зачитывают. Слайд № 5 .

1)Надеть специальную одежду.

2) Вымыть руки с мылом, подстричь ногти.

3) Спрятать волосы под косынку.

Запишите в тетрадь.

Учитель: Оказывается, существуют правила подготовки продуктов к приготовлению пищи:

Дети ищут и зачитывают. Слайд № 6 .

1) Продукты перед тепловой обработкой должны быть вымыты.

2) Фрукты и овощи, которые будут употреблять сырыми, обязательно ополаскивают кипяченой водой.

3) Для разделки мяса, рыбы, нарезки сырых и вареных овощей, хлеба нужно иметь специальные доски, а чтобы их не путать, доски надо промаркировать: Х – хлеб, СО – сырые овощи, ВО – вареные овощи, СР –сырая рыба, СМ – сырое мясо, ВР –вареная рыба, ВМ – вареное мясо, Г – гастрономия, т.е. колбаса, сыр и др.

4) Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.

Запишите в тетрадь.

Учитель: А знаете ли вы правила хранения продуктов и готовых блюд?

Самые важные правила надо запомнить.

Дети ищут и зачитывают. Слайд № 7 .

1) Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты, скоропортящиеся продукты надо хранить в холодильнике.

2) Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

3) Готовые к употреблению продукты, хранить в закрытом виде,отдельно от сырых. 4)Перед загрузкой в холодильник все продукты заворачивают в пищевую пленку.

5)Готовые продукты в холодильник помещают остывшими в стеклянной, фаянсовой или эмалированной посуде.

6)Различные продукты и готовые блюда размещают в холодильнике на соответствующих полках.

Запишите в тетрадь.

Учитель : Все вы любите помогать своим мамам на кухне, но нельзя забывать о том, что кухня таит в себе опасность. При неумелом пользовании ножом можно порезаться, горячей водой или о раскаленную сковородку можно обжечься.

Сейчас каждая группа подготовит по два правила безопасного пользования:

I группа II группа

  1. газовая плита; 1) горячая посуда и жидкость;
  2. эл. нагреват. приборы. 2) ножом и приспособлениями.

Учитель: Заслушиваем и вывожу на слайд. Слайд № 8. (газ.пл.)

Слайд № 9 . (эл.нагр.пр.)

Слайд № 10 . (гор.посуда)

Слайд № 11 . (нож)

Учитель: Но все таки работая на кухне вы вдруг порезались ножом. Каковы ваши действия?(ответ учащихся)

Учитель: Запомните! (т/б при работе с ножом) Слайд № 12

Учитель: А кто- нибудь из вас когда -либо получал ожог на кухне? Что вы делали?(ответ учащихся)

Учитель: Сейчас проверим и запомним как правильно поступить в такой ситуации.

Слайд № 13

Учитель: Раздаю каждой команде по карточке.

Дети командой отвечают, а затем обмениваются ими.(взаимопроверка).

1) Карточка №1

2) Карточка №2

3) Условный порез. Дети обрабатывают « рану» сначала кипяченой водой, потом «перекисью водорода», затем накладывают повязку с помощью бинта.

4) Условный ожог. Дети погружают« ожог» сначала под холодную воду, потом холодный влажный бинт, а затем накладывают противоожоговую мазь или противоожоговую повязку из аптечки, но не тугую.

2 урок

II. Мотивация учебной деятельности.

Подойдите по 1 человеку от команды(даю конверт). Здесь задание, которое содержит всего один вопрос. Вы своей командой обсудите и дайте на него ответ. Который мы заслушаем позже. (Что вам необходимо в первую очередь?) Слайд № 14

Учитель: Что общего выявилось в данных ситуациях?

Мы с вами пришли к выводу. Что существуют основные потребности человека.

Жилище

Пища одежда

Более подробно мы будем говорить о нашем питании, а точнее о физиологии питания. Я хочу вам рассказать притчу, послушайте её внимательно.

К Насреддину пришёл мужчина и начал жаловаться на боли в животе. Да к тому же он рассказал о пышном застолье, где он попробовал все блюда выставленные на стол.

Ну что же, уважаемый! Вот Вам рецепт, получите капли для глаз!

Зачем мне капли для глаз!? - возмутился больной.

Чтобы в следующий раз видел, что ты ешь!

III. Актуализация знаний.

Питание - это очень важный физиологический процесс. Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержки жизни, здоровья и работоспособности. Вот почему человек ест в любом возрасте и всю жизнь. (изображены продукты которые мы едим) Слайд № 15

Это то, что мы едим чаще всего, рядом интересные цифры. Они указывают на то количество продуктов съедаемых нами за нашу жизнь.

Каждый перечисленный продукт состоит из следующих «пищевых кирпичиков» , а каких мы с вами сейчас и узнаем(раздаю каждой группе по 3 конвертика, где разрезаны слова «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «вода», «мин.ве-ва»). Ваша задача собрать эти пазлы.

Дети собирают и получаются слова.

Называют по одному слову БЕЛКИ (прикрепляют к доске) А что же это такое(доклад учащегося) и вывести на слайд слово БЕЛКИ и продукты содерж. его. Слайд № 16

В каких продуктах находится больше всего белка?(карточки на столе с содержанием тех или иных питателтьных веществ).

Запишите в тетрадь.

Питательные вещества:

1) белки

  1. 2)... Слайд № 17

3) Слайд № 18

4) Слайд № 19

5) Слайд № 20

6) Слайд № 21

И т.д. в итоге получаем цветок.

Учитель: Ни один продукт употребляемый нами, не дает всех питательных веществ одновременно. Как вы думаете – для чего нам необходимы знания о здоровом питании?

Вся ли пища одинаково полезна?(ответ учащихся)

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в магазин и группа №1 выберет - полезные продукты, а группа №2 - вредные(отбирают продукты) и поясняют.

Физкультминутка

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Вы потопайте – нет, нет!

Постоянно нужно есть -

Для здоровья важно!

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад,

Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!)

Зубы вы почистили и идите спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!)

Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключить из своего меню «злые» продукты, которые укорачивают жизнь человека, посоветовать это окружающим людям: друзьям, родным.

  1. IV. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Вывести слайд пищевая пирамида. Слайд № 22 Как вы думаете, что это за картинка? О чем она говорит?(ответ учащихся) Учитель: Это пищевая пирамида, которая поможет вам правильно употреблять продукты питания. В основании пирамиды изображены те продукты, которые нужно употреблять больше всего - это фундамнт нашего организма, а на самой вершине пирамиды продукты, которых должно быть меньше в нашем рационе или стараться избегать их вообще. Но кроме этого необходимо соблюдать культуру питания или принципы рационального питания. Мы сейчас с вами вместе попытаемся сформулировать правила питания, анализируя пословицы и поговорки.

«Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться».

(I правило - Есть надо регулярно, не меньше 4 -5 раз в день, в одно и тоже время).

Запишите в тетрадь.

2. «Обжора роет могилу себе собственными зубами». Слайд № 24

« Пища, которая не переваривается съедает того, кто её ест».

(II правило - Умеренное потребление пищи).

Запишите в тетрадь.

3. «Когда я ем, я глух и нем». Слайд № 25

(III правило - Еду нужно принимать в спокой ной обстановке, не спешить).

Запишите в тетрадь.

4. «Гречневая каша - пища наша, а хлебец ржаной отец наш родной». Слайд № 26

«Нынче толкно, завтра толокно,да как всякий день одно, так и прискучит оно».

(IV правило - Рацион должен быть разнообразным и полноценным по составу).

Запишите в тетрадь.

Молодцы, очень хорошо справились с заданием!

Учитель: Для того чтобы пища принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать правильный режим питания и подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить ее. Большинство скоропортящихся продуктов хранят на холоде. Однако надо иметь в виду, что холод убивает не микробов, а лишь задерживает их размножение.Внимательными нужно быть при покупке продуктов,ведь некачественная пища может нанести вред организму, вызвать пищевые отравление. Как же это предупредить? Откройте учебник стр.39 и по очереди давайте прочитаем как избежать пищевых отравлений.

Дети читают вслух.

Учитель: А если вдруг произошло отравление вы знаете способы доврачебной помощи.(ответ учащихся) , а затем слайд. Слайд № 27

V. Первичная проверка понимания.

А. Каждой группе задание: по два принципа рационального питания, описать кратко каждый из них. Даётся 5 минут. С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Б. Каждой группе раздаются листы А4. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.

VI. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: параграф 5,6; Доклад на тему «Витамины в апельсинах и лимонах»; «Витамины в моркови и печени»; « Витамины в хлебе и крупах».

VII. Рефлексия.

Учитель: Ну, что же. Давайте подведём итоги сделаем выводы по теме урока.

1)Что нового узнали на уроке?

2)Что понравилось сегодня?

3)Какие затруднения у вас возникали?

Девочки, дайте оценку сегодняшнему уроку пригодятся вам эти знания, переработаете вы их, или вовсе не пригодятся(прикрепляют к стенду).

Наш урок здоровья хочу закончить высказываниями знаменитых людей: Слайд № 28

Переедание вредно для здоровья. Гиппократ

Неподходящая пища может привести к заболеваниям. К. Джефри

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Сократ

Будьте здоровы!


САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА НА КУХНЕ

К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования - это прежде всего чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда пищу готовили на открытом огне очага, и теперь, в условиях высокой технической оснащённости домашнего хозяйства.

Уход за кухней довольно трудоёмок и сложен, потому что на ней сосредоточено много важных объектов. Это и продукты питания, которые надо уметь сохранить и правильно переработать, и электрическая или газовая плита - основное оборудование для тепловой обработки продуктов, и многочисленная кухонная утварь, посуда, разнообразные технические приспособления и электроприборы.

Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, продуктах, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Ознакомимся с ними и будем в дальнейшем неукоснительно им следовать.

Санитарно-гигиенические требования

К лицам, приготавлиющим пищу:

1. Готовить пищу надо в специальной одежде.

2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть уки с мылом. Ногти должны быть коротко острижены.

К приготовлению пищи:

2. Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипячёной водой.

3. Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

4. Нельзя готовить пищу в посуде с повреждённой эмалью.

К хранению продуктов и готовых блюд

1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определённого срока.

4. Перед загрузкой в холодильную или морозильную камеру все продукты заворачивать в пищевую плёнку.

5. Различные продукты и готовые блюда требуют определённой температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией (см. инструкцию к нему).

6. Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.

Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание

Санитария и гигиена на кухне

Требования к помещению кухни и столовой - прежде всего ЧИСТОТА.

Много объектов на кухне:

Продукты питания, которые необходимо правильно хранить и перерабатывать

Кухонная утварь, посуда

Приспособления и приборы

Приготовление пищи не терпит грязи на руках.

Санитарно-гигиенические требования:

К лицам, приготовляющим пищу

1. Готовить пищу необходимо в специальной одежде.

2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом.

К приготовлению пищи

1. До тепловой обработки продукты должны быть вымыты.

2. Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипяченой водой.

3. Различные виды продуктов следует обрабатывать на различных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

4. Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.

К хранению продуктов и готовых блюд

1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты следует хранить в холодильнике.

2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

3. Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде и отдельно от сырых.

4. Перед загрузкой в холодильную или морозильную камеру все продукты заворачивают в пищевую пленку.

5. Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией (см. инструкцию к нему) Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.

Посуда для кухни и уход за ней. Столовая посуда.

Наборы посуды - 4-5 кастрюль, набор сковород, казан или гусятница с толстыми стенками, противни, формы для выпечки в духовом шкафу и спц посуда для приготовления в СВЧ печи.

Посуда может быть чугунная, эмалированная, из нержавеющей стали, с антипригарным покрытием.

Инвентарь:

· несколько разделочных досок (хлеб, овощи, мясо, рыба);

· набор столовых ножей;

· овощечистку

· пресс для чеснока

· кухонный набор - лопаточка, шумовка, половник

· фольгу или рукав для запекания. И др.

Для подачи готовых блюд используют фарфоровую или фаянсовую посуду - тарелки закусочные, пирожковые, десертные, Чайную посуду - чашки, блюдца, заварочный чайник, молочник и др.

Столовые приборы - ножи, вилки, ложки.

Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования. Пригоревшую пищу надо отмывать, а не соскабливать.

Последовательность мытья посуды:

1. Удалить остатки пищи с посуды губкой или куском бумажного полотенца.

2. Отсортировать посуду: отдельно поставить стаканы, тарелки и т.д.

3. Замочить посуду с пригоревшей пищей в горячей воде.

4. Вымыть посуду в горячей воде с использованием специальных приспособлений: губки, щетки, ершика, и безопасных для здоровья моющих средств, которые растворяют жир и облегчают мытье. Помни! Перед использованием моющих и чистящих средств, следует ознакомиться со способом их применения.

5. Вначале необходимо вымыть менее загрязненную чайную посуду, затем столовую и кухонную

6. Промыть посуду в проточной воде. В случае, если на кухне нет мойки с проточной водой, посуду моют в специальной емкости, меняя воду.

7. Поставить чистую посуду на сушку. Нежелательно вытирать посуду полотенцем.

Уход за поверхностью стен и пола проводят с использованием чистящих и моющих средств, после чего промыть и вытереть сухой мягкой тряпкой или специальной салфеткой.

Правила безопасного пользования

Газовыми плитами

1. До зажигания газа проветрить помещение.

2. Правильно зажигать горелки - зажечь спичку, поднести ее к газовой горелке, открыть ручку крана газовой горелки. Лучше использовать специальные зажигалки.

3. Перед использованием духовки - проветрить ее.

4. Не оставлять зажженную плиту без присмотра.

5. По окончании работы закрыть краны.

Электронагревательными приборами

1. Перед работой проверить исправность соединительного шнура.

2. Установить электроприбор на огнеупорную подставку.

3. Подключить в сеть электроприбор только сухими руками.

4. По окончании работы выключить электроприбор.

Горячей посудой и жидкостью

1. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края

2. Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев.

4. Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.

5. На сковороду с горячим жиром продукты класть аккуратно, от себя, чтобы не разбрызгивать жир.

6. Снимая горячую посуду с плиты. Пользоваться прихватками, а если сковорода без ручки. То сковородником - приспособлением для перемещения посуды.

7. Не использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками.

Ножом и приспособлениями

1. Пользоваться правильными приемами работы ножом.

2. Работать только хорошо заточенным ножом.

3. Передавать нож и режущие инструменты только ручкой вперед, лезвием от себя.

4. При работе мясорубкой проталкивать продукт пестиком.

Первая помощь при порезах

1. Промыть рану струей кипяченой воды, затем обработать раствором перекиси водорода, поливая из пузырька тонкой струйкой или слабым бледно-розовым раствором марганцово-кислого калия

2. Смазать кожу вокруг раны настойкой йода.

3. Наложить стерильную повязку.

4. Если рана глубокая или сильно загрязненная, обратиться в травмпункт или ближайшую поликлиннику.

Первая помощь при ожогах паром или кипятком

1. Погрузить обожженый участок тела в холодную воду или подставить под струю холодной воды на 10-15 минут.

2. Приложить к нему холодную влажную марлю или бинт.

3. Нанести на поверхность противоожоговую мазь или специальную противоожоговую повязку из аптечки.

4. Нельзя применять бактерицидный пластырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, прикладывать лед, касаться обожженной поверхности руками, смазывать жиром или маслом.

Здоровое питание

Для того, чтобы жить человеку нужно питаться. Это физиологическая потребность. Не вся пища полезна организму. Какие же вещества являются полезными?

Пищевые (питательные) вещества

1. Растительного и животного происхождения

2. Белки. жиры и углеводы

3. Витамины, минеральные вещества

Гигиена, также как и здоровое питание, играет большую роль в соблюдении принципов здорового образа жизни и сохранения здоровья домочадцев. Следовательно, гигиена кухни имеет двойное значение, так как обеспечивает доброкачественность пищи и санитарные условия проживания человека. Для того чтобы приготовление и употребление пищи приносило человеку удовольствие и пользу необходимо соблюдать ряд ниже перечисленных правил.

1. Первое правило знакомо всем с детства. Перед тем, как коснуться еды, нужно тщательно вымыть руки с мылом и вытереть насухо. Это касается не только употребления пищи, но и ее приготовления.

2. Кухонные полотенца, тканевые салфетки и губки нужно стирать ежедневно. Лучше это делать вечером, чтобы не оставлять на ночь поле для размножения микроорганизмов.

3. Перед едой или приготовлением пищи нужно тщательно мыть под проточной водой все продукты, которые позволяют это. К таковым относятся фрукты, овощи, сырое мясо и рыба, крупы и другие ингредиенты.

5. Рабочую поверхность кухни, кухонный стол, некоторые принадлежности время от времени нужно стерилизовать. Для этого их можно обработать раствором отбеливателя и воды. Смесь должна состоять из 10 мл хлорсодержащего моющего средства и 4 л воды. Но после такой процедуры обработанные поверхности следует тщательно выполоскать чистой водой.

6. Каждую неделю следует проводить ревизию в своем холодильнике и избавляться продуктов, от забытых в нем.

Гигиена посуды

Котлы и противни удаляют всю пищу; прилипшие к противню частички пищи замачивают в холодной воде до размягчения. Моют горячей водой с моющим средством, затем ополаскивают, сушат и хранят так, чтобы противни оставались чистыми.

Сбивалки Сбивалку вместе с ручкой нужно тщательно вымыть в горячей воде с моющим средством. Особое внимание уделите тому месту, где проволока крепится к ручке.

Сита, фильтры, дуршлаги Моют сразу после использования. Увеличивают напор воды, чтобы промыть сетку. Трясут в раковине с горячей водой вверх и вниз, чтобы вода проходила сквозь сетку. Для удаления трудноизвлекаемых частиц пищи используют щетку с жесткой щетиной. Тщательно моют, ополаскивают и сушат.

Терки Частицы пищи легко застревают в терках. Поэтому эту посуду моют под струей проточной воды и используют жесткую щетку; затем ополаскивают и сушат.

Гигиена изделий из нержавеющей стали

Моют в горячей воде с моющим средством, ополаскивают с добавлением дезинфицирующего средства. Не используйте абразивные средства или проволочные щетки, которые могут поцарапать поверхность.

Гигиена изделий с тефлоновым покрытием

При чистке изделий с тефлоновым покрытием нужно соблюдать осторожность, избегая использования абразивных металлов, которые царапают и снимают тефлоновый слой.

Гигиена деревянных изделий

Моют щеткой в горячей воде с добавлением моющего средства; тщательно ополаскивают и сушат. Если изделия оставляют мокрыми, на их поверхности могут появиться трещины.

Гигиена пластмассовых изделий

Моют в теплой воде с моющим средством, ополаскивают.

Гигиена фарфоровых и керамических изделий

Замачивают, если необходимо; удаляют все частицы пищи с помощью щетки. Избегают перегрева и не чистят абразивными веществами. Моют в горячей воде, ополаскивают в очень горячей воде.

Для профилактики пищевых отравлений кухню необходимо содержать в образцовой чистоте, своевременно удаляя загрязнения пола, окон и различных кухонных предметов.

Ежедневно следует проводить влажную уборку горячей водой с добавлением кальцинированной соды.

Не разрешать домашним питомцам (кошкам, собакам) находиться на кухне, а тем более запрыгивать на кухонный стол. Некоторые владельцы кошек, обитающих только дома и не выходящих на улицу, считают, что их любимцы не способны разносить микробы. Это не так. «Подцепить» бактерии они могут, например, с уличной обуви хозяев, а затем, при несоблюдении санитарных норм, занести их на кухню.

Наличие мух, тараканов, грызунов на кухне указывает на ее неудовлетворительное санитарное состояние.

Для истребления залетевших в помещение мух применяют липкую бумагу.

Весной все открывающиеся окна должны быть затянуты металлической сеткой или марлей.

Для борьбы с тараканами заделывают щели в стенах, шкафах, не допускают остатков пищи и крошек на столах, полках, в ящиках. При обнаружении тараканов производят тщательную уборку помещения и ошпаривают кипятком места скопления насекомых. Для борьбы с тараканами применяют свежепережженную буру в смеси с картофельной мукой в пропорции 1:1, а также раствор борной кислоты с сахаром или хлебом.

Для предупреждения появления грызунов дыры, щели в полу и стенах цементируют. Для отлова грызунов используют капкан.

Для осуществления химических способов уничтожения мух, тараканов и грызунов в целях безопасности (чтобы избежать самоотравления) следует привлечь специалистов из дезбюро санэпидстанции.

Многие думают, что микробы не способны выжить в холоде, и кладут в холодильник неупакованные в полиэтиленовый пакет или фольгу сырое мясо и овощи. Однако эти продукты могут содержать дизентерийные палочки или бактерии сальмонеллы, которые перейдут и на другую пищу.

Протирайте полки холодильника бумажными полотенцами, смоченными дезинфицирующим средством; не пользуйтесь губкой, которая часто только распространяет микробы.

Постоянно проверяйте содержимое холодильника и избавляйтесь от несвежих продуктов (ориентировочные сроки хранения продуктов в холодильнике представлены в таблице 10).

Таблица 10. Ориентировочные сроки хранения продуктов в холодильнике

Если на продукте указана дата выпуска, должно быть написано -«употребить в течение. дней».

Надпись «best before»- плюс число означает «годен до. «.

Слова «manufacturing date» переводятся как «дата выписка».

Сырое мясо, рыбу, птицу, а также их полуфабрикаты надо класть на нижнюю полку. Если же эти продукты положить на верхнюю полку, случайная капля с них, попавшая, например, в открытую емкость с молоком, стоящую ниже, может вызвать пищевое отравление.

Доски для резки

Остатки сырых продуктов на поверхности стола или на разделочной доске становятся хорошей питательной средой для размножения бактерий. Если вы, например, разделывали сырую рыбу, а потом на той же доске режете салат, то бактерии поселятся и в салате, который, в отличие от рыбы, не будет подвергаться температурной обработке, уничтожающей вредные микроорганизмы.

Купите, как минимум, пять разделочных досок: одну — для резки сырого мяса, вторую — для разделки сырой рыбы; третью — для готовых блюд (вареное мясо, колбаса, сыр и т. д.); четвертую — для приготовления салатов; пятую — только для хлеба. Кстати, и ножей должно быть минимум пять — для тех же видов продуктов.

В санитарно-гигиенических целях лучше приобрести разделочные доски из дерева твердых пород, они должны быть гладко выструганными и не иметь щелей и зазоров. Чтобы при приготовлении пищи доски не перепутать, их следует маркировать на боковой стороне: СМ, СР, СО, ГП, Хл (сырое мясо, сырая рыба, сырые овощи, готовые продукты, хлеб).

Приготовив сырое мясо, рыбу или курицу, вытрите доску дезинфицирующим средством. Кроме того, после каждого использования мойте доски горячей водой с мылом.

Для полного обеззараживания кипятите разделочные доски 10 минут в 2-процентном растворе кальцинированной соды или 15-20 минут без соды.

Это надо знать: кишечные заболевания легко могут возникнуть у хозяйки, которая пробует на вкус:

сырой фарш (в мясе много бактерий, которые становятся безвредными при правильной тепловой обработке);

тесто для выпечки (в сырых яйцах могут находиться сальмонеллы — возбудители острого инфекционного кишечного заболевания).

Раковина и щетки, используемые для мытья посуды, при загрязнении также могут стать источниками различных кишечных инфекций.

После использования раковину надо вымыть и обдать кипятком, щетки и губки вымыть с моющим средством, прокипятить 10-15 минут и просушить, а посудомоечную машину — очистить, промыть горячей водой с содой и насухо вытереть.

Щетки, мочалки и губки для мытья посуды следует хранить в специально выделенном месте.

Для мытья посуды не следует применять:

1) горчицу — она обладает недостаточным моющим эффектом и вызывает раздражение кожи рук;

2) мыло — оно плохо смывается при наличии царапин на посуде.

Зубная щетка

Зубная щетка, конечно же, не находится на кухне и не является столовым прибором. Однако, если вы держите зубную щетку в стаканчике открытой, она может стать рассадником бактерий и источником инфицирования кишечника. Каждый раз, когда вы открываете кран и пускаете воду, микробы, осевшие на раковине в ванной, взлетают в воздух и в течение двух-трех часов опускаются на разные поверхности, в том числе и на зубную щетку.

Что делать? Держите щетку в шкафчике и ополаскивайте горячей кипяченой водой перед использованием.

Меняйте зубную щетку не реже одного раза в три месяца.

В завершение разговора о санитарных нормах при приготовлении пищи напомню основное гигиеническое правило, известное с детства.

www.rusmedserver.ru

Санитарные нормы для ресторанов

К ресторанам предъявляются очень строгие требования, так как они имеют дел с продуктами питания. В особенности - санитарные требования, которые регулирую хранение пищи, ее приготовление и подачу, а также уборку в ресторане.

Так, чтобы быть уверенным в качестве продуктов и их свежести, стоит приобретать их только у надежного поставщика. Доставка еды в Екатеринбурге в виде альтернативы может предоставить вам полный спектр блюд соответствующего санитарным нормам качества.

Перевозка этих продуктов допускается исключительно транспортом, имеющим санитарный паспорт.

Перед ввозом на территорию общепита продуктов нужно ознакомиться со списком запрещенных, в который входят, к примеру, непотрошеная дичь, яйца с грязной скорлупой и т.д.

Согласно нормам СЭС в ресторане должно быть достаточное количество посуды - в соответствии с количеством разовых порций. Должен быть запас бокалов, чашек и т.д., рассчитанный на двух-, а лучше трехкратный прием напитков одним клиентом.

Чтобы правильно работать с продуктами питания, персонал ресторана должен пройти подробную подготовку. Кроме того, сотрудникам потребуется медицинская книжка, подтверждающая отсутствие заразных и опасных заболеваний.

Во время приготовления сырые продукты и уже приготовленные не должны пересекаться, они размещаются строго на разных плоскостях кухни.

Точно так же должно быть разное оборудование и инструменты для готовки и измельчения сырых и уже сваренных или иным образом приготовленных продуктов. Если же используется сменная машина, надо использовать сменные механизмы обработки. Все инструменты хранятся отдельно друг от друга и постоянно обрабатываются, после каждого приготовления пищи.

Моющие средства, которые используются для кухонной сантехники или поверхностей, должны соответствовать нормам безопасности.

Для простоты работы и безопасности производственные цеха должны иметь раковины с горячей и холодной водой. А также вытяжку, которая очистит воздух кухни. Однако ее вывод должен быть создан таким образом, чтобы не вредить окружающим жилым домам.

Также согласно нормам санэпидемиологии должен иметься отельный туалет для посетителей, в котором должна располагаться раковина для мытья рук.

Точно так же нужно позаботиться о том, чтобы у персонала была возможность соблюдать личную гигиену.


Ужесточение санитарных норм (ВЦС)

www.topelection.org

Санитарные требования к помещениям

Расположение торговых, производственных и подсобных помещений предприятия общественного питания должно обеспечивать поточность производственного процесса таким образом, чтобы поток сырых, необработанных продуктов не перекрещивался с потоком продуктов, подвергнутых первичной кулинарной обработке, и т. д.

Для холодной обработки пищевых продуктов должны быть предусмотрены овощной, мясной, рыбный, а в небольших предприятиях объединенный мясорыбный цехи. Очень важно выделить отдельное помещение - холодный цех - для изготовления холодных блюд как прошедших тепловую обработку (винегретов, салатов, студней, паштетов, заливных блюд и пр.), так и блюд, приготовленных из сырых овощей и зелени (огурцов, помидоров, редиса, лука и т. п.). Для тепловой обработки продуктов в предприятиях с количеством мест от 150 до 250, кроме кухни, должен быть предусмотрен и кондитерский цех.

Стены в производственных помещениях на высоту 2 м от пола покрываются светлой масляной краской или светлыми изразцовыми плитками; стены выше 2 м, а также потолок - белой масляной краской.

Полы в производственных помещениях, душевых и уборных следует делать цементными, из мраморной крошки или выкладывать их метлахской плиткой. В торговых залах и административных помещениях полы могут быть паркетными или деревянными.

Помещения столовой должны хорошо освещаться естественным и искусственным светом.

Для поддержания чистоты воздуха большое значение имеет вентиляция. В предприятиях общественного питания применяется естественная и искусственная (механическая) вентиляция. Естественная вентиляция осуществляется через окна (форточки, фрамуги), двери, а также через имеющиеся в стенах и потолке поры.

В ресторанах и столовых с количеством мест больше 100 при наличии центрального отопления наиболее рациональна приточно-вытяжная вентиляция, которая нагнетает в помещение очищенный, свежий и, если нужно, подогретый воздух, одновременно удаляя из помещения загрязненный. В зимнее время помещения предприятий общественного питания должны отапливаться. Различают местную и центральную системы отопления; более эффективным является центральное отопление.

Температура воздуха в торговом зале должна быть 16- 18°, в заготовочных цехах и в холодном цехе 16°; в моечной 18°.

Предприятия общественного питания должны быть обеспечены водой, пригодной для питья и хозяйственных нужд. Доброкачественная вода должна быть без запаха, бесцветной, прозрачной, прохладной, иметь приятный вкус. Она не должна содержать вредных для здоровья веществ и микробов. Этим требованиям, прежде всего, отвечает водопроводная вода, которая предварительно подвергается обезвреживанию. При отсутствии водопровода с разрешения органов местного санитарного надзора допускается пользование водой из артезианской скважины, шахтного колодца, а также рек и открытых водоемов, при условии специального обезвреживания ее кипячением.

Лучшим источником водоснабжения в санитарном отношении при отсутствии водопровода является артезианская скважина. Вода, поступающая по трубам из глубоких скважин, хорошо очищена от загрязнений и в бактериальном отношении очень чиста

Для предохранения воды шахтных колодцев от проникновения микробов брюшного тифа, дизентерии и других заразных болезней большое значение имеет расположение колодцев.

Шахтный колодец должен находиться на расстоянии не менее 20 м от производственных помещений и 30 м от приемника нечистот. Сруб колодца выводится над поверхностью земли не ниже чем на 1 м и закрывается крышкой. Вокруг сруба в земле закладывают слой глины (глиняный замок) толщиной 0,5 м и глубиной 1,5-2 м. Около колодца устраиваются мощеные откосы с уклоном от колодца. Колодец надо оборудовать насосом, посредством которого поднимается вода.

При пользовании речной водой место для забора воды необходимо выбирать выше населенного пункта и мест, предназначенных для выпаса скота, стирки белья и купанья. Воду нужно перевозить только в чистых цистернах, кадках или чанах с плотно пригнанными и закрывающимися на замок крышками.

Бочки и чаны для перевозки и хранения воды необходимо регулярно очищать, промывать и периодически дезинфицировать. Для дезинфекции в бочки наливают на полчаса 0,5%-ный осветленный раствор хлорной извести, после чего бочку хорошо ополаскивают чистой водой. Цистернами и бочками, употребляемыми для транспортирования воды, нельзя пользоваться для перевозки других жидкостей.

Санитарные нормы и правила

В информационных продуктах Техэксперт» содержатся санитарные правила и нормы (СанПиН) — нормативные правовые акты, которые устанавливают определенные санитарно-эпидемиологические требования. Несоблюдение прописанных в них положений способно создать угрозу для здоровья или жизни сотрудников предприятия. Кроме того, санитарные правила , находящиеся в актуальном состоянии в продуктах «Техэксперт», закладывают гигиенические и противоэпидемические требования, с помощью которых обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, создаются благоприятные условия для его проживания, быта, труда, отдыха, питания и обучения. Также в них содержатся положения, позволяющие проводить профилактику заболеваний, сохранять и укреплять здоровье работников предприятий. В санитарных правилах дается определение оптимальных, допустимых и предельно допустимых уровней факторов производственной и окружающей среды.

СанПиНы вводятся для самых разных производственных и бытовых областей, а также потребляемых человеком продуктов и услуг. Например, существуют санитарные правила для разлитой в емкости питьевой воды, устройства парикмахерских или естественного освещения жилых и общественных зданий. Соблюдение принятых в России санитарных норм является залогом безопасной организации производственного процесса и выпуска продукции, соответствующей всем требованиям стандартов.

На территории России действуют федеральные СанПиН, вводящиеся на 5 лет. Ознакомиться с ними в актуальном состоянии можно с помощью продуктов «Техэксперт». Санитарные нормы также могут вводиться на территории каждого отдельного региона страны. В данном случае они имеют срок действия до 1 года. Действие региональных санитарных норм и правил может продлеваться, но не более чем на 2 срока. Во многих отраслях продолжают сохранять свое действие правила, принятые еще Минздравом СССР. Данные СанПиН считаются действующими, если они не были отменены или не состоялось принятие иных санитарных правил. Для всех действующих в России санитарных норм устанавливается требование, в соответствии с которым они не должны противоречить принятому в стране санитарному законодательству.

СанПиН имеют свободное распространение, но в силу их большого разнообразия и короткого срока действия у предприятий часто возникают сложности с их подбором.

Все документы находятся в базах в актуальном состоянии. Специалистам нужно знать статус санитарных правил (действуют они или нет), чтобы выполнять необходимые работы в соответствии с требованиями законодательства. Системы «Техэксперт» это позволяют. Вы можете приобрести информационно-справочные системы «Техэксперт» в зависимости от профиля деятельности.

Каждый специалист может подобрать нужный для него комплект, не перегружая себя лишней информацией, и в то же время он будет уверен, что все, что ему нужно, у него есть под рукой - в выбранной системе.

Нормы СЭС для общепита 2017

Приступая к подготовке документов для открытия заведения общественного питания, вам необходимо тщательно изучить нормы сэс для общепита, причем нормы в 2017 году практически не претерпели изменений. Чаще всего меняется лишь формулировка, суть же остается одной и той же. Или же вносят дополнительные уточнения, во избежание путаницы.

Нормы сэс для общепита включают в себя 16 разделов, плюс приложения:

  • общие положения и область применения;
  • требования к размещению кафе и ресторанов;
  • к водоснабжению и канализации кафе и ресторанов;
  • условиям работы в производственных помещениях в кафе и ресторанах;
  • к устройству и содержанию помещений кафе и ресторанов;
  • к оборудованию, инвентарю, посуде в кафе и ресторанах;
  • к транспортированию и хранению сырья, пищевых продуктов в кафе и ресторанах;
  • к обработке сырья и производству продукции в кафе и ресторанах;
  • к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий в кафе и ресторанах;
  • санитарные предписания к выработке кондитерских изделий с кремом в кафе и ресторанах;
  • санитарные требования к производству мягкого мороженого в кафе и ресторанах;
  • мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами в кафе и ресторанах;
  • санитарные требования к личной гигиене персонала ресторанов и кафе;
  • организация производственного контроля в кафе и ресторанах;
  • требования к соблюдению санитарных правил в кафе и ресторанах;
  • требования к временным организациям общественного питания (палатки, фургоны);
  • приложения к СанПин 2.3.6.1079-01.
  • Как видно из списка, нормы санэпидемстанции для общепита включают в себя внушительный список, но именно следования всем предписаниям принесут успех вашему делу.

    Получение разрешения СЭС на общепит

    Получение необходимых документов, бывает, растягивается на несколько месяцев, иногда дольше, поэтому разрешения сэс на общепит может получаться, часто, примерно одновременно с лицензией на розничную торговлю алкоголем. Это связано с тем, что пакет документов у них практически одинаковый. Разрешение СЭС выдает при наличии следующих документов:

  • Учредительные документы организации;
  • Договор аренды или свидетельство о собственности на помещение;
  • Заключение СЭС;
  • Заключение УГПС (пожарная служба);
  • Карточка учета ККМ;
  • Договор для вывоза мусора.
  • Требования сэс к общепиту 2017

    Выдвигаемые требования сэс к общепиту как-то разительно из года в год, не меняется, чаще всего происходят поправки в формировках, в статье будут описаны основные требования по состоянию на 2016 год.
    Итак, требования сэс — это целый комплекс довольно строгих санитарных правил и каждый бизнесмен, работающий в сфере общепита, обязан знать их досконально. Потому что их не соблюдение приводит к штрафным санкциям и потери репутации.

    Требования санэпидемстанции к общепиту это свод не каких-то необоснованно завышенных требований. Они являются достаточно высокими, однако обойти их или следовать им через раз не получится. Подобные области не терпят поблажек. Питание — топливо человеческой жизни, никакого халатного отношения быть не должно.

    Здесь освещены, представлены важнейшие требования СЭС к общепиту, нарушение именно этих правил бросается в глаза при проверке вашего заведения.

    Существует два вида предприятий, относящиеся к общественному питанию, они прописаны в законодательстве следующим образом:

    • Предприятия, которые изготавливают из продуктов полуфабрикаты. Это касается специальных цехов, которые заготавливают заранее полуфабрикаты. Фабрики или комбинаты, специализирующиеся на продаже уже готовой продукции.
    • Заведения общественного питания, которые занимаются реализационной деятельностью готовой пищи. Имеющие право работы с сырьем (столовые, рестораны и т.п.), с полуфабрикатами (буфеты, кафе, вагоны рестораны и т.п.).
    • Но все же есть требования СЭС, способные ограничивать в работе некоторые предприятия, не разрешая иметь собственного производства, в них входят некоторые виды столовых, бары, точки реализации кулинарии и полуфабрикатов.
      Организация сохранения быстро портящихся продуктов, на этих видах предприятий, никак не отличается и подразумевает использование специального оборудования, которое отвечает требованиям СЭС и поддерживает необходимую температуру.
      Когда СЭС наведывается на объект, первым делом проверяются соответствующие требования.
      Не нарушать правил соседства, условий хранения и разморозки и т.п.

      Заключение СЭС на общепит

      Для того, чтобы получить заключение СЭС на общепит, вам понадобится предоставить следующие документы:

    • свидетельство о регистрации организации;
    • договор аренды;
    • ассортиментный перечень реализуемой продукции в 3-х экземплярах;
    • санитарные паспорта – на объект и на транспорт, если он будет использоваться;
    • договор с какой-нибудь службой на дезинфекцию (борьба с насекомыми) и дератизацию (грызунами);
    • журнал дезинфекции, зарегистрированный в СЭС;
    • договор на вывоз мусора;
    • проект перепланировки или реконструкции помещения, согласованный с СЭС, если таковая происходила;
    • медицинские книжки на всех сотрудников со всеми проставленными анализами.
    • Помимо всего прочего вам необходимо уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности.
      Вы можете доверить сбор документов специальным компаниям, однако вам все равно придется ознакомиться с перечнем необходимых документов, хотя бы, чтобы регулировать и проверять процесс сбора необходимых бумаг.

      Правила СЭС для общепита

      Выполнение предписаний поможет вашему заведению приобрести и сохранить репутацию.
      Правила СЭС для общепита включают в себя обширный список соблюдения целого перечня нормативно-правовых актов. Вы можете приобрести их печатный вариант (он все равно должен присутствовать для ознакомления на предприятии) или же изучить электронную версию.

      Журналы в общепите для СЭС

      В каждом заведении, занимающимся общественным питанием, является необходимым условие наличия журналов учёта.

      Журналы в общепите для СЭС, которые необходимы в первую очередь:

    • прихода и расхода дезпрепаратов;
    • очистных и дезинфекционных мер для систем воздушной вентиляции кафе и кондиционирования;
    • учета проверок юр. лица;
    • бракеражный журнал;
    • учета температурного режима холодильного оборудования;
    • контроля температурно-влажностного режима;
    • учета проведения генеральных уборок;
    • проведения дезинфекции холодильного оборудования;
    • мойки и дезинфекции оборудования;
    • учета биоотходов;
    • контроля работы стерилизаторов форма 257 у
    • учета дезинфекции дезинсекции и дератизации;
    • входного контроля (разрабатывается для поступающего сырья мясо-рыба);
    • учета производственного контроля в общепите;
    • регистрации аварийных ситуаций;
    • по технике безопасности;
    • производственно-технического контроля, утверждённый СЭС для общепита.
    • Документы СЭС для общепита

      При открытии своего заведения, вам необходимо иметь следующие документы СЭС для общепита:

    • Уведомление о начале производственной деятельности;
    • Программа контроля производства (ППК) общепита;
    • Свидетельства регистрации ООО или ИП;
    • Договора аренды (при необходимости ещё аренды парковки кафе, пристройки), на следование ППК, услуги сертифицирования объекта;
    • Положительное решение пожарной инспекции;
    • Договор об учреждении;
    • Свод правил;
    • Постановление о назначении ген. директора;
    • Расписание кафе, утверждённое ген. директором;
    • Свидетельство Госкомстата;
    • Выписка из ЕГР;
    • Справка о постановлении на учёт;
    • Свидетельство о владении собственностью;
    • Заключение СЭС кафе.
    • Разрешение СЭС на общепит

      Если вы планируете заниматься сферой общественного питания, то у вас должно быть разрешение СЭС на общепит, для этого необходимо предоставить пакет документов:

    • копию свидетельства о государственной регистрации ИП или юр. лица (ОГРН);
    • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
    • копию свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН);
    • договор аренды помещения или свидетельство о собственности на него;
    • предыдущее заключение СЭС на осуществление данного вида деятельности (если оно оформлялось);
    • технологическая карта производства, мощность объекта, перечень установленного и предполагаемого к установке оборудования;
    • проектную документацию (если были изменения), также проект вентиляционных коммуникаций (паспорт на вентиляционную систему);
    • поэтажная экспликация помещений и план БТИ;
    • заключение СЭС о соответствии проектной документации (при наличии).
    • договор о вывозе мусора (при необходимости).
    • При наличии всей этой документации проводится проверка СЭС общепита и уже на основании этого выдаётся санитарно-эпидемиологическое заключение.